Соблюдали ли праотцы кошер?

26.11.2002

Вопрос: В Торе рассказывается о том, как один из сынов Ицхака – Эсав – стал охотником и «полюбил Ицхак Эсава, потому что дичь была ему по вкусу» («Берейшит» 25:28 ). Как мог Ицхак есть мясо животных, забитых злодеем Эсавом? Не вступает ли этот факт в противоречие с законами кашрута?

Ответ: Стоит вспомнить, что ответственность за нарушение закона и обязанность его соблюдения наступают с момента принятия, а не до него. Заповеди о кашруте были даны нашему народу во время Исхода (как минимум 360 лет после рождения Эсава и Яакова). На уровне простого понимания текста Торы подобный вопрос попросту не может возникнуть. До дарования Торы у евреев не было обязательной заповеди совершать шхиту – ритуальный забой скота, чтобы мясо можно было есть . Но традиция донесла до нас знание о том, что наши праотцы, будучи людьми высокодуховными, приняли на себя исполнение заповедей в качестве добровольных обязательств. Этим они проявляли свою потребность в служении Творцу и любовь к Нему. Поэтому заданный вопрос все же легитимен и мы, в определенном смысле, вправе экстраполировать наше законодательство на эпоху патриархов.

1. Нам известно, что Эсав трепетно относился к исполнению заповеди почитания родителей (Безгранично уважая отца и явно проявляя это, он исполнял тем самым одно из важнейших повелений Торы). И, конечно же, он не мог не знать, какое значение для Ицхака имеет скрупулезное соблюдения правил кашрута. Кроме того, с hалахической точки зрения он был также вправе делать шхиту, будучи потомком и воспитанником Авраhама и Ицхака. Тот факт, что Эсав пренебрегал многими заповедями, не сделал его (Эсава) недостойным этого в тот период, когда заповеди имели статус добровольно принятых на себя устрожений.

2. Существует мнение, что в день продажи первородства Эсав потерял статус «еврея» (продолжателя жизненного пути Авраhама и Ицхака) и соответственно лишился права быть шохетом (ритуальным резником). Мидраш говорит, что в тот день Эсав совершил пять тяжких грехов: изнасилование, убийство, отрицание воскрешения из мертвых, отречение от Б-га и отказ от первородства (Такое мнение мы находим в мидраше «Шмот раба», 1:1). Однако и в этом случае особой проблемы с кашерностью принесенной им еды не возникает. Исходя из того, что в доме Авраhама и Ицхака следили за кашерностью мяса и делали шхиту, мы также вправе предположить, что там были и люди, обязанностью которых являлось следить за этим и осуществлять этот убой.

То, что мы знаем об уважении Эсава к отцу, дает нам право не подозревать его в умышленном обмане и подсовывании престарелому родителю запрещенной пищи. Поэтому, ради того, чтобы накормить его кашерным мясом, он мог просто-напросто найти шохета – резника.

Другими словами: убитые во время охоты звери (даже кашерные) запрещены к употреблению, т.к. помимо кашерности самого животного требуется кашерный способ его убиения, шхита. Зная, насколько Эсав уважал отца, Ицхака, мы с уверенностью можем сказать, что в таком случае тот ловил кашерных зверей живьем и после этого делал им шхиту .

Шхита – специальный репортаж

Задай свой вопрос раввину!