Еврейство по материнской линии?

16.12.2002

Еврейство определяется по материнской линии с 6-го сивана 2448 г. от сотворения мира (1312 г. до христианской эры), когда на горе Синай евреям была дарована Тора. Все присутствовавшие при этом событии, в том числе и присоединившиеся к сынам Израиля представители других народов, заключили Союз с Творцом, включающий в себя указания о принципах наследования еврейства: евреем является человек, рожденный от матери еврейки, а также тот, кто добровольно принял на себя обязанность служить Всевышнему вместе с еврейским народом.



Попробуем проиллюстрировать эту двойственность передачи еврейства историческим примером. В прошлом на Руси существовало дворянское сословие, в обязанности которого входила миссия охраны престола и отечества. Сословное дворянство передавалось по наследству. Но кроме этого существовало еще и пожалованное дворянство для выходцев из других сословий, для тех, кто был готов исполнять свою миссию несения царской службы и заслужил это. Таким образом, с одной стороны, дворянство наследовалось, с другой стороны, к нему могли примкнуть достойные нести эту почетную обязанность.

Еврейство всегда передавалось теми же двумя путями, что и дворянство.




Непосредственно в тексте Торы содержится косвенное указание на наследование еврейства по материнской, а не по отцовской линии: «И не роднись с ними: дочь свою не отдавай за сына его, и его дочь не бери за сына твоего. Ибо отвратит это сына твоего от Меня и будут они служить иным божествам…» («Дварим», 7:3; см. также комментарий Раши). Поскольку, согласно тексту, об уходе из еврейства говорится по отношению к сыну, наши мудрецы, благословенна их память, видели в этом фрагменте подтверждение устному преданию.

Прямое указание на то, что еврейство передается по материнской линии, приведено в 10-й главе Книги Эзры (одна из книг ТаНаХа, еврейского Священного писания). Уже в те времена этот принцип наследования был очевиден для всех евреев.

В определенном смысле можно утверждать, что до дарования Торы не существовало такого понятия, как «еврей». До Синайского Откровения народ, пребывавший долгие годы в египетском плену, называли бней-Исраэль – «сыны Израиля». hалахическое определение еврейства возникло только после дарования Торы и с этого момента распространяется на потомков тех, кто стоял у горы Синай.

Еврейство – не национальность. Это метафизическая общность людей, несущих определенную миссию, призванных стать инструментом для исполнения и реализации Б-жественного замысла.


Задай вопрос раввину

Раввин Адин Эвен-Исраэль (Штейзальц)