Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП — 11

10.11.2003

р. Арье Спектор (Донецк) Перед вами подборка самых интересных вопросов/ответов проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов за эту неделю (по оценке посетителей в рейтинге ТОП–10 на сайте; замер производился 10.11.2003). Интересен спектр тем, попавших в рейтинг. На этой неделе посетителей интересовало, за что подвергают анафеме… раввинов, на каком языке был написан оригинал Пятикнижия, допустимы ли нецензурные выражения в устах раввинов, какова роль Машиаха в иудаизме и другие вопросы.

Мы бережно сохранили авторскую стилистику вопросов и ответов, исправив лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли прочувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не вошли только те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии или касаются весьма узкого круга людей. Итак, по убывающей:

lev
ЗА ЧТО РАВВИНОВ ПОДВЕРГАЮТ АНАФЕМЕ?
За что был подвергнут херему в Израиле раввин Адин Штейнзальц?

р. Шауль-Айзек Андрущак (Иерусалим) Не «за что», а «из-за чего». Из-за того, что пассивность масс (которых мы великодушно подозреваем в «нормальности», в положительном смысле этого слова) и молчание элиты (чем бы оно ни мотивировалось) расцениваются всевозможной человеческой плесенью в качестве лицензии на беспредел.
И самое обидное — никто даже не пытается их разубедить .

Шауль-Айзек Андрущак

р. Йосеф Херсонский (Москва) Лев, я лично знаком с раввином Штейнзальцем. Это достойнейший (может, потому и нестандартный) человек. На мой взгляд, отличительная его черта — оригинальная простота. Он умеет говорить о банальных вещах, но в таком ракурсе, что свойственное людям стереотипное представление оживает.
Судя по тому, что мне известно, он — «кошерный» человек. Возможно, неприятие его некоторыми людьми –есть результат нестандартности его мышления.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, я связался с ИИИ (Институтом изучения иудаизма) под руководством раввина Штейзальца и вот какой ответ получил:
«... Ты не поверишь, но я не знаю, как ответить.
Непосредственным поводом стали утверждения Штейнзальца о том, что рабби Акива был лысым, рабби Иеhуда был толстым, а также сравнение Шимшона с Гераклом и т.д.
В общем, по статье “Неуважение к святыням Израиля”».

Сайт ИИИ

Эксклюзивные статьи р. Штейнзальца на сайте Jewish.ru:
«Тора о гомосексуализме»
«Фундаментализм, современность и мистицизм»
«Поколение малышей»
«Иракская угроза»

Оцените сами! Йосеф Херсонский

Меир Блюмберг
ЧТО ТАКОЕ «ГОЙ»?
Что такое «а гой»?
Я понял, что этому слову моя бабушка придает значение «нееврей».
А чем же тогда «а гой» отличается от нееврея?
Спасибо Меир

р. Шауль-Айзек Андрущак (Иерусалим) В зависимости от контекста: «нееврей» или «народ» (практически любой).
Если использовать слово в данном значении, то ничем.

Шауль-Айзек Андрущак

Шмулик
МОЖЕТ ЛИ РАВВИН ВЫРАЖАТЬСЯ НЕЦЕНЗУРНО?
к ответу 5138 ( «Имеет ли право талмид хахам нецензурно выражаться?», — ред.)
Ну что, реб Шауль-Айзек, будем на вопросы отвечать или хохмить? Когда в ответ на вопрос вкраплена удачная шутка — это очень хорошо. Как в той истории про Рабби. Но когда шутка сменяет ответ. Возникает вопрос… Не меняйте Хохму на хохму .
С уважением, Шмулик

р. Шауль-Айзек Андрущак (Иерусалим) Уважаемый Шмулик!
Когда задают риторический вопрос — это нормально. Когда настаивают на ответе на него — это наводит на размышления. Что, очень нужно прищучить какого то талмид хахама?
Полагаю, Вы знаете, что помимо пары–другой имен Всевышнего, нет у нас слов запрещенных к употреблению. То, что есть, это общественные нормы. Так что допустимость использования того или иного слова, выражения зависит от ситуации, контекста, состава присутствующих и т.д.
Поэтому, если уж говорить серьезно, однозначного ответа на Ваш вопрос нет. Давать волю гневу — запрещено. Осквернять имя небес — запрещено. А неожиданно достать человека до печенок резким, «неконвенциональным» словом и тем вернуть его в вертикальное положение — позволительно? А найти общий язык со шпаной с наркоманской окраины, имеющей свои представления о пристойной манере изъясняться? Наверняка, Вы и сами сможете привести немало гипотетических (и не только) ситуаций, в которых использование ненормативной лексики будет оправдано во всех планах.

Всего хорошего! Шауль-Айзек Андрущак

Илья
ЯЗЫК ОРГИНАЛА ТОРЫ
Уважаемые Раввины!
На одном из сайтов прочитал, что та Тора, которую евреи переписывают веками, на самом деле — обратный перевод с греческого. Там даже цитировался какой-то раввин, который назвал дату перевода Торы на греческий самым трагическим днем в истории еврейства.
Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу. Если это так, то как могут каббалисты делать какие-то выводы на основании обратного перевода? Или этот обратный перевод просто считается "Б-говдохновенным" и все?

р. Михаэль Кориц (Иерусалим) Уважаемый Илья!
Спешу Вас успокоить: текст Торы у нас подлинный. А вот все остальные народы получили Тору через перевод на греческий, тот самый о котором Вы упомянули.
Единственная книга, которая упоминается в обратном переводе, это Книга Маккавеев, которая не вошла в ТаНаХ , и потому не сохранилась в подлиннике. Несмотря на это, в некоторых общинах ее читают на Хануку. Но она не относится к книгам, освященным еврейской традицией.

С уважением, Михаэль Кориц

andrey
ВОПРОС К РАВВИНУ В ШАББАТ
Уважаемые раввины,
скажите, может ли еврей побеспокоить раввина в шаббат, обратившись к нему с каким-либо своим вопросом? Не нарушит ли раввин закон, если уделит ему часть своего времени в такой день?
Заранее спасибо за ответ.

р. Шауль-Айзек Андрущак (Иерусалим) Как раз в том случае, если за всю субботу никто из членов общины не обратился к нему с вопросом, раввину самое время начать беспокоиться: за что же он зарплату получает ?

Шауль-Айзек Андрущак

Леонид
МАШИАХ — ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
Уважаемые раввины,
можно ли считать, что главной целью (или даже сверхцелью) еврея должно быть приближение прихода Машиаха, а способом достижения этой цели — изучение Торы ?

р. Йосеф Херсонский (Москва) Уважаемый Леонид!
1. С точки зрения иудаизма, единственной Главной целью является служение Б-гу. Всё остальное — средства для достижения максимальной эффективности в этом служении.
С приходом Машиаха служение приобретет особую силу и качество. Машиах — очень важное и даже неотъемлемое средство.
В качестве иллюстрации:
Как известно, Любавичский ребе в свое время отправил учеников на улицы — предлагать евреям исполнить заповедь тфиллин . Когда готовился один из рекламных проспектов этой кампании, был предложен слоган «Одень тфиллин — помоги привести Машиаха» (таниах тфиллин — тен яд ле-биат hа-машиах).
Редактируя, Ребе вычеркнул этот слоган. Цель тфиллина — служение Б-гу, а Машиах — средство.

2. В хасидском учении вообще и в учении Ребе в частности красной нитью проходит идея, которую Ребе формулировал так: «Все дни твоей жизни должны быть посвящены приближению прихода Машиаха».
Если не вырывать эту фразу из контекста (кстати, очень удобное средство для доказательства того, о чем не говорилось), то ее смысл — не выставление цели, а определение наполнителя жизни.
Другими словами, если человек поймет, что оптимальная форма служения Б-гу будет достигнута с приходом Машиаха, то он всеми силами своей души будет стремиться приблизить его приход.

С уважением, Йосеф Херсонский

Dveira
КОШЕРНЫЙ КЕТЧУП, КОШЕРНОЕ МОЛОКО
По поводу последней части вопроса 5190. [ «Объясните, кашерны ли: а) кетчуп “Чумак” б) Гатчинское дворцовое молоко», — ред.] Какие-то виды кетчупа «Чумак» у нас продавались в кошерном магазине, только какие точно не помню. Тогда был в продаже израильский кетчуп, покупала его. А какие виды кетчупа «Чумак» (его несколько разновидностей, и кошерны не все) кошерны, хотела бы уточнить. А кетчуп «Хайнц» кошерный только простой «томатный» и в стеклянных бутылках?
Что касается молока «Гатчинское Дворцовое», то, насколько я понимаю, делаются только отдельные партии этого молока «халав Исраэль» (но именно «Гатчинское Дворцовое» очень удобно для длительного хранения), делаются в Гатчине под Санкт-Петербургом, на нем изображены экспонаты из Гатчинского дворца — бывшей резиденции Павла Первого. То есть, как я понимаю, только то «Гатчинское Дворцовое», которое продается в магазине при синагоге, кошерно, а то, которое в обычных магазинах, — нет. Хотя, наверно, для тех, кто кушает «халав акум», оно все кошерное, и «дворцовое», и другое. Или я чего-то не то говорю?

р. Шауль-Айзек Андрущак (Иерусалим) Уважаемая Двейра !
Дай Вам Б-г здоровья! Спасибо за помощь. А я, грешным делом, был почти уверен, что не может быть продуктов с такими названиями. Да еще кошерных! Еще раз, спасибо.

Шауль-Айзек Андрущак

р. Арье Спектор (Донецк) Я вам не скажу за всю Одессу. Но по поводу «Чумак» могу сказать, что, насколько мне известно, никто на заводе из равввинов не был. Р.Пинхас Гольдшмит сертификат кошерности дал, но насколько можно верить раввину, который подтвердил кошерность, не посмотрев технологию, я не знаю.

Арье Спектор

Уважаемая Двейра! Кетчуп «Хайнц» кошерен только производства Голландии (банка значения не имеет) и только самый простой — не острый и тому подбный, а просто кетчуп.
А по поводу молока «Гатчинское» Вы абсолютно правы — это специальная партия «халав Исраэль» и покупать его можно только в кошерном магазине или в других кошерных местах.

Голда Клейнберг

edik
ОТЕЦ — ЕВРЕЙ, МАТЬ — АРМЯНКА
Здравствуйте! У меня вопрос: у меня отец еврей a мать армянка а как будет у меня: я — еврей или армянин? Потому что никто из них меня не принимает, мне так обидно я ни в церковь и ни в синагогу не хожу...

р. Йосеф Херсонский (Москва) Эдик, о подобных вопросах я подготовил подборку ответов, опубликованную на Jewish.ru «Нееврей ощущает себя евреем» Желаю понимания и мужества!

Йосеф Херсонский

P.S. Вопросы Ваши почти полностью совпадают с темой статьи, так что не сочтите за «отписку»!










{* *}