Обрезание — чего и кому?

23.02.2004

На вывеске одного моhэля были изображены часы.
— А почему именно часы?
— А что вы хотите, чтоб там было изображено?


Обрезание — одна из самых «горячих» тем иудаизма. Кривотолки вокруг этой, одной из 613 заповедей, многократно превышают настоящую информацию. Развеять ложные мифы вокруг любимого и родного еврейства — дело, на мой взгляд, приоритетное!

Перед вами — подборка вопросов–ответов на тему обрезания. Отвечают на вопросы моhэли (специалисты в обрезании) Ишайя Шафит и Яаков Гайсинович, а также раввины сообщества Rabbi.ru.


Краткий словарь используемых терминов:

Моhэль – обрезающий (ивр.). Религиозный еврей, специалист в обрезании, обладающий необходимым медицинским образованием.
Брит – союз, договор (ивр.).
Мила – обрезание (ивр.).
Брит мила – союз обрезания (ивр.), состоящий из операции и идеологическо-религиозной компоненты.
Баал тшува – вернувшийся, исправившийся (ивр.). Еврей, родившийся в ассимилированной семье и начавший вести еврейский образ жизни.
hатафат дам брит – пускание крови союза (ивр.), укол в край кожи около головки полового члена, вышедшая кровь будет кровью Завета.

Первоисточник:

«…Вот Мой союз с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь впредь именоваться Аврамом, но Авраhам будет имя твое (…) союз мой между Мною и между тобою и между потомством твоим после тебя, во всех поколениях их, вечный союз (…) И дам тебе и потомству твоему (…) всю страну Кнаан (…) Вот союз Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина».



«Если женщина зачнет и родит сына (…) в день восьмой, пусть обрежут крайнюю плоть его».





ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВО…
Для чего нужно проводить обрезание? Ведь это является членовредительством! Функция крайней плоти — защищать головку полового члена от повреждений, а после обрезания головка остается открытой.
Или обрезание предоставляет какие-либо физиологические преимущества (духовную подоплеку оставим вне рамок обсуждения)?
Спасибо за ответ.


Мы, евреи, делаем обрезание именно в связи с «духовной подоплекой». Потому что в нашей святой Торе в недельной главе «Лех леха» прямо написано: «Вот завет Мой, который вы должны соблюдать (…) обрезан да будет у вас всякий мужчина». Это и есть главная причина того, почему мы делаем обрезание.

Насчет членовредительства. Так квалифицировала эту операцию (если она делалась не по медицинским показаниям) советская власть, боровшаяся с практикующими моhэлями. Нужно заметить, что до сегодняшнего дня в Америке эту «калечащую» операцию делают большинству младенцев мужского пола, причем не только еврейского происхождения. Во всем мире обрезание (циркумцизия) крайней плоти является медицинским показанием для лечения фимоза, парафимоза, частых обострений баланопостита и других заболеваний. В классическом учебнике Шварца «Принципы хирургии» написано, что у обрезанных мужчин практически не бывает рака головки полового члена. Кроме того, у женщин, мужья которых обрезаны, значительно снижена вероятность развития рака шейки матки.

Кроме евреев, по религиозным мотивам обрезание делают мусульмане, некоторые общины христиан и др. И, поверьте, обрезанные мужчины совсем не страдают от повреждений головки члена! Напротив, в результате обрезания у мужчины уже нет желез, вырабатывающих смегму. А значит, поддерживать чистоту становится гораздо проще, вследствие чего намного меньше шансов повредить головку не механическим путем, а воспалительными заболеваниями. Кстати, однажды я обрезал мальчика, который умудрился прищемить чем-то крайнюю плоть.

p. Ишайя Шафит, главный моhэль России и окрестностей :-)


В дополнение к словам моего уважаемого коллеги реб Ишайи Шафита, порекомендую всем заинтересовавшимся этой темой лицам прочитать две статьи по поводу брит милы:

«БРИТ МИЛА. География традиций» (статистика, приведенная в статье немного устарела, на Украине и в Молдове брит милу сделали уже более 1600 человек) и «БРИТ МИЛА: Теория и практика».

Что же касается Вашего утверждения о том, что препуциум защищает гланс пениса от повреждений, то смею заверить, что нижнее белье выполняет эту функцию гораздо лучше.

р. Яаков Гайсинович, главный моhэль Украины и Молдовы (тех, которые не входят в окрестности России)




НЕОБРЕЗАННЫЙ — НЕПОЛНОЦЕННЫЙ?!
Правда ли то, что настоящим евреем считается лишь тот, кто обрезан?


Нет. Обрезание — это союз еврея с Б-гом, но (не умаляя важности обрезания) даже не заключив этот союз, еврей остается евреем.

Необрезанный не может вести молитвы в синагоге, он не будет допущен еще к выполнению ряда функций, в которых он будет представлять общину перед Б-гом. Но! Он, по крайней мере, в любой момент может сделать обрезание. А вот нееврей может сделать лишь операцию по удалению кожи, но союзом с Б-гом это не будет.

Раньше быть необрезанным считалось позором. А само слово было синонимом слова «нееврей» Но времена изменились, и сейчас, к сожалению, многие евреи не имеют обрезания, хотя стараниями наших моhэлей ситуация изменяется к лучшему.

Вообще различают тех евреев, которые отказываются от обрезания по идейным соображениям, и тех, кто делает это из-за трусости, по состоянию здоровья и т.п. В первом случае существует действительно много ограничений, и к Торе такого вызывать нельзя. А вот во втором — прощается.

р. Арье Спектор, Донецк




Вообще, сама идея обрезания — это выход из ограничений, подчеркиваемый тем, что обрезание делается на восьмой день — цифра восемь, как объясняется в каббале и хасидизме, символизирует бесконечность. Также посук («фраза», — прим. ред.) «Кто поднимется для нас к небесам?!» — по первым буквам мила (обрезание), по последним — четырехбуквенное Имя Всевышнего .

К чему, спрашивается, оставаться в рамках ограничений?! Покиньте их!

Что же касается Вашего вопроса, раньше даже к Торе не вызывали необрезанных. А сейчас — ну «пятки Мошиаха». Все смешалось.

А в общем, главное в иудаизме — это видеть то, что Вам предлагают, а не то, что у Вас «обрезают». Иначе говоря, повелевающие заповеди, на самом деле, важнее запретов. Другое дело, что запрещающие заповеди («не делай») привлекают более высокий свет, нежели повелевающие. Но само это доказывает, что сначала надо разобраться с повелениями, а потом уже приходить к запретам.

Так же и по hалахе, воспитание детей начинается с повелевающих заповедей. А путь баал тшува похож на воспитание ребенка.

р. Ицхак Ройтман, Брянск




НЕОБРЕЗАННЫЙ — ПОСЛЕДСТВИЯ
Шалом!
В Торе за невыполнение заповеди о брит мила Всевышний говорит, что та душа истребится из среды народа. Что это значит? Человек лишается удела в мире грядущем как еврей? Или он теряет право жениться на еврейке, как в случае с мамзером? Или что-то третье?


Да, это очень большой грех, а точнее, невыполнение повелевающей заповеди нашей святой ТОРЫ, которая обязывает родителей (в случае, если мать — еврейка) позаботиться о проведении брит милы ребенку на 8-й день.

Если по каким-либо причинам обрезание не было сделано вовремя, то до 13-ти лет заповедь эта лежит на родителях, а после 13-ти — на самом необрезанном.

В наше время, когда обрезание проводится на высокопрофессиональном уровне дипломированными моhэлями-хирургами, у вас не должно возникать никаких опасений в отношении операции. Ведь невыполнение этой основной заповеди ведет к истреблению души.

р. Яаков Гайсинович




РаМБаН разбирает подробно разные случаи наказания карет и приходит к заключению, что «истребление» взвешивается в зависимости от других поступков человека. Тот, у кого есть другие заслуги, — проявление карета в преждевременной смерти его и смерти детей. Тот , у кого мало заслуг , получает более суровое наказание — наказание души.

Не забудьте о решении РаМБаМа о том, что в случае с обрезанием есть возможность исправить ошибку: обрезавшись в зрелом возрасте, человек реанимирует свой духовный статус. Как будто сделал обрезание вовремя, на восьмой день от рождения. Кстати, «реанимация», задним числом, действенна не только в отношении самого человека, но и его родителей, упустивших в свое время возможность обрезать сына.

р. Михаель Кориц




«ВРОЖДЕННОЕ» ОБРЕЗАНИЕ
Каким образом происходит Брит Мила в ситуации, если у мальчика при рождении открытая головка?


География обрезаний (организация Отвечу на вопрос как отец, у которого были подобные бриты. Обрезанным этот ребенок не считается, поскольку помимо «грубой» кожицы («арла») головка покрыта тонкой кожицей, называемой «прия» (кожа, покрывающая головку представляет из себя складку; верхняя ее часть называется арла, внутренняя — та, которая касается головкии — прия). Так же нередки случаи, когда головка полового члена ребенка открыта недостаточно.

С точки зрения благословений и ритуала, нет никаких изменений. Этап профессиональный требует от моhэля большего мастерства, потому что «прия» (снятие тонкой кожи) — все равно необходимая часть обрезания. Но для моhэля с опытом это не проблема, и чем быстрее ребенку сделают обрезание, тем лучше для всех.

р. Михаель Кориц


Рождение полностью обрезанным — это очень большая редкость. Обрезанными родились Адам (первый человек), Ноах (Ной) и Моше (Моисей). Чаще случается когда мальчики рождаются частично обрезанными. То есть в районе уздечки (френулюм) у них нет крайней плоти, а сверху же наоборот нависает кожа крайней плоти как фартук. Это тот случай, когда необходимо делать обрезание по полной программе, так как по hалахе кашерность обрезания определяется открытостью именно верхней части головки.

Чтобы выполнить такое обрезание качественно требуется больший профессионализм моhэля. Техника такого обрезания несколько отличается.

Часто у мальчиков, родившихся частично или полностью обрезанными, есть гипоспадия.

В любом случае при рождении ребенка без крайней плоти, стоит проконсультироваться с квалифицированным моhэлем.

p. Ишайя Шафит


ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА. «ПОЗДНЕЕ» ОБРЕЗАНИЕ
Мне 15 лет, и я не обрезан. Можно ли отложить обрезание до 18-летнего возраста?


Если Вы — hалахический еврей (Ваши предки по материнской линии — еврейки), то Вы обязаны выполнить обрезание как можно раньше.

С точки зрения техники обрезания и течения послеоперационного периода, нет никакой разницы, пройдете Вы обрезание в возрасте 15-ти или 18-ти лет. При этом каждый день, что Вы не делаете обрезание, Вы преступаете предписывающую заповедь (мицват асэ). Поэтому не затягивайте! Торопитесь делать хорошие дела!

См. так же ответ р. Михаеля Корица на вопрос «НЕОБРЕЗАННЫЙ — ПОСЛЕДСТВИЯ».

Огромнейших успехов!

р. Ишайя Шафит




МЫ И САМИ С… ОБРЕЗАНИЕМ
Обрезал свою крайнюю плоть самостоятельно. Договор с Б-гом заключен?


Сомневаюсь, что Вы заключили союз с Б-гом. Теперь Вы — просто человек с обрезанной крайней плотью, или «обрезанный». Совсем не факт, что Вы обрезаны правильно. Стоит учесть, что медицинское и еврейское обрезание — вещи не тождественные (см. так же ответ на вопрос «"БОЛЬНИЧНОЕ" ОБРЕЗАНИЕ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРКОЗА»). К примеру, далеко не все врачи и «обрезатели мусульман» знают, как обрезание должно быть сделано по-еврейски, кошерно. Я уж не говорю об обрядовой части, о которой они безусловно ничего не знают. Согласно еврейскому закону, обрезать может любой соблюдающий еврей, который это умеет делать, и при этом обрезан сам.

р. Ишайя Шафит


Если можно, то для того, чтобы правильно ответить на Ваш вопрос, задам несколько встречных вопросов:

1. Договор с Б-гом о чем?

2. Кто по национальности Ваша мама?

3. К моменту совершения обрезания соблюдали ли Вы заповеди?

4. Имели ли Вы представление о том, как правильно, с точки зрения hалахи (еврейского закона), делать брит милу?

Итак, если на момент совершения обрезания самому себе Вы: являлись сыном матери-еврейки, были религиозным человеком и сделанное обрезание соответствовало законам hалахи, то после всего Вам необходимо сделать себе hатафат дам брит , так как на момент совершения себе брита Вы были необрезанным и, таким образом, не соблюдали одну из повелевающих заповедей Торы. Посему советую Вам обратиться к знающему специалисту в Вашей стране для получения профессиональной консультации.

р. Яаков Гайсинович






ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ…
Хочу сделать обрезание. Какова процедура (мне 48 лет)?


1. Практически техника обрезания взрослого мало отличается от техники обрезания младенца. Для первого требуется большее количество хирургических инструментов (а не только мафред, маген и измел).

2. Производится обработка операционного поля по всем правилам асептики и антисептики.

3. Имеются и два дополнительных этапа: остановка кровотечения с помощью диатермии либо хирургической перевязки сосудов и наложение на рану швов кетгутом. Наша цель — заживление раны первичным натяжением — достигается путем использования стерильного инструментария и обработки операционного поля антисептиками. В связи с тем, что у младенцев рана не зашивается, она заживает вторичным натяжением.

Если вы живете в России или в странах Балтии, то обращайтесь по телефону (+7) 095-130-14-72. Если на Украине или в Молдове, то по телефону (+38) 050-368-14-43

р. Ишайя Шафит






"БОЛЬНИЧНОЕ" ОБРЕЗАНИЕ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРКОЗА
Здравствуйте! Вопрос про обрезание. Я боюсь делать обрезание сына в синагоге — ему скоро полтора года и без наркоза будет очень больно. Можно делать обрезание в больнице, если найти врача-еврея, или это вообще бессмысленно?


Клиника Начну по порядку.

Наркоз

а) Моhэль может сделать обрезание Вашему сыну и не в синагоге, а на базе специализированной клиники.

б) Обрезание детям полутора лет проводится под местной анестезией. Если Вы пожелаете использовать общий наркоз Вашему ребенку (ингаляционным или диссациативным методом анестезии), то при наличии врача-анестезиолога можно организовать и это.

Обрезание в больнице

а) Врач-еврей, не имеющий образования и диплома моhэля, не сможет сделать брит милу, такое обрезание будет косметической операцией, но не исполнением заповеди и заключением союза с Б-гом.

б) Зачастую, циркумцизия, сделанная в больнице, не соответствует требованиям Торы к обрезанию крайней плоти. К примеру, когда больничное обрезание проводится для профилактики или лечения различных заболеваний, то врач удалит лишь часть кожи крайней плоти, в то время, как с точки зрения еврейского закона, hалахи, должна быть открыта вся головка.

в) Квалификация «обычного» хирурга в «обычной» больнице заведомо ниже квалификации моhэля. Моhэль имеет дело с тысячами обрезаний — в отличие от хирурга, практика которого сводится к десяткам (в редком случае — к сотням) операций. Помимо этого, опыт моhэлей, работающих на территории СНГ, включает широчайший возрастной диапазон пациентов, чего не скажешь об обычных хирургах.

г) Если все же обрезание было сделано врачом, то для превращения циркумцизии в брит милу, нужно будет:

1. Проконсультироваться с моhэлем о техническом соответствии операции нормам hалахи.

2. Моhэль сделает hатафат дам брит, укол в край кожи. Вышедшая кровь будет кровью Завета, и Вы сможете выбрать себе еврейское имя.

р. Яаков Гайсинович






КВАЛИФИКАЦИЯ ОБРЕЗАТЕЛЕЙ
Хочу сделать обрезание (я — еврей). Должен ли человек, делающий его, иметь специальную подготовку? Можно ли проводить его под местным наркозом?


Еврей, решившийся стать моhэлем, должен быть человеком, ведущим еврейский образ жизни (исполняющим заповеди Б-га и законы мудрецов).

Желательно, конечно, иметь некоторые познания в медицине.

Кандидат должен засесть за книги, чтобы овладеть теоретическими знаниями и найти учителя, который возьмется обучить его практическим навыкам. Почти все книги по этой теме написаны на иврите, а значит, попутно придется еще и овладеть этим языком.

Изучив весь теоретический материал, Вы поймете, что так и не поняли, как же, собственно, делается обрезание (это не касается хирургов). Тут-то Вам и поможет знакомый моhэль-учитель. Но, прежде чем Вам позволят сделать первое самостоятельное обрезание, придется посмотреть сотню–другую обрезаний, проводимых специалистами. Некоторые учителя вообще не дают делать обрезание ученикам. Это желательно обговорить заранее. В конце обучения сдается теоретический экзамен.

Описанная программа обучения легко осуществима в Израиле (или другой стране с высокоразвитой еврейской инфраструктурой). В России и СНГ это пока что практически нереально.

Лично я, будучи хирургом по образованию, учился полгода. Почти каждый день участвовал в двух–трех обрезаниях. Кроме того, в Москве я делаю только 50 процентов обрезаний на территории России. Ученику будет сложно ездить со мной в другие города (по финансовым соображениям). Понятно, что обучение в Москве и, тем более, в другом городе России (очно-заочное) затянется на долгие годы.

О возможности применения анестезии — см. ответ на вопрос «БОЛЬНИЧНОЕ ОБРЕЗАНИЕ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРКОЗА».

р. Ишайя Шафит






ОБРЕЗАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Лежит ли заповедь обрезать крайнюю плоть исключительно на мужчинах, или же на женщинах тоже?
Может ли женщина сделать обрезание мужчине?


Это следует рассматривать как вопрос к 8 Марта?

В любом случае, обязаность обрезания лежит лишь на мужчинах, обрезаемых и ответственных за то, чтобы это произошло (= отец, раввинский суд, опять обрезаемый) . Как, впрочем, и обучение человека Торе, ремеслу и плаванью . Чтобы хоть что-то оставалось только между мужиками, как я полагаю.

Но, что касается вопроса «допустимо ли?», женщина, конечно же, может сделать обрезание . Но при условии: если нет не только мужчины, который мог бы это сделать, но даже ребенка. Мальчика, естественно .

В конце концов, почти любую проблему в ритуальной части этой процедуры (если техника была верной) можно решить пусканием трех капель крови (см. об этом ответ на вопрос «МЫ И САМИ С… ОБРЕЗАНИЕМ»).

С другой стороны, кто бы ни резал, он (она) должен (должна) помнить, что операция эта не косметическая ,а религиозная. И, соответственно, уметь ее выполнять. А иначе и незачем. Хотя я слышал, что есть утверждающие, что, мол, просто красиво.

р. Шауль Айзек Андрущак






ОБРЕЗАНИЕ И АД...
Шалом, Уважаемые Раввины.
Скажите pls, верно ли, что еврей, сделавший обрезание и хотя бы раз намотавший тфиллин, не может попасть в ад?


Написано в трактате Эрувин 19а (Вавилонский талмуд), что Авраhам, наш праотец, не пускает в ад тех, кто сделал обрезание. Некоторые комментаторы, которые находят намек на это во фразе: «…ради крови завета твоего [Авраhама] выпустил Я узников твоих из ямы» (книга пророка Захарии, 9:11).

В другом месте Талмуда написано: «Сказал Рава : “Каждый, кто одевает тфиллин, облачается в цицит, читает Шма и молится, обещана ему участь в Будущем мире”. Сказал Абайе: “Гарантирую ему, что Геенна им не овладеет”».

р. Михаель Кориц




НЕЕВРЕЙ И ОБРЕЗАНИЕ
Разрешено ли нееврею сделать обрезание?


Обрезание — это не «просто операция». Это заключение союза между евреем и Б-гом. Подробней о возникновении этого союза Вы сможете прочитать в Торе.

Из этого следует, что нееврей не должен делать обрезание. С другой стороны, нееврею не воспрещается сделать оздоровительную операцию (циркумцизию). По этому вопросу стоит обратиться к хирургу специалисту в этой области.

р. Йосеф Херсонский





Материалы по теме:

«БРИТ МИЛА: Теория и практика»

«БРИТ МИЛА. География традиций»

У Вас возник вопрос? Задайте его раввину!


Раввин Йосеф Херсонский