Легитимно ли рабство?

26.02.2004

Раввин, доктор Ашер Меир

Некоторые из законов Торы кажутся не вполне этичными. При прочтении текста возникает ощущение того, что на рабство Тора «смотрит сквозь пальцы». Как это понимать?

Разногласия есть. С наличием разногласий между зафиксированными в Торе общечеловеческими ценностями и мировоззрением, узаконенным теми или иными современными государствами, нельзя не согласиться. Закон Торы отличается и от некоторых принципов, именуемых «моралью современного общества». Чтобы понять суть этих отличий, нужно сперва осветить позицию иудаизма в отношении структуры общества.

СУММА СЛАГАЕМЫХ

Обзор законов показывает, что Тора не ставит целью дать всеобъемлющее описание структуры общества. Напротив, в Пятикнижии частному человеку даются многочисленные указания на предмет поведения в различных ситуациях. В сумме же эти частные законы, подобно кольчуге, создают жизненный комплекс. Закон сам по себе не стремится создать четко отлаженный механизм и, как следствие – здоровые личности в нем. Скорее, наоборот — здоровое и справедливое общество формируется суммой правильных поступков каждого из людей .

Основа этой идеи заложена еще при Сотворении Мира. Мудрецы Талмуда замечают, что Творец, хотя и стремился к тому, чтобы вся Земля была заселена людьми, начал все ж таки с сотворения Адама — единственного человека. «Почему человек [Адам] был сотворен в одном экземпляре? Чтоб не говорили праведники “праведность у нас в крови” и чтоб не говорили грешники “грешность у нас в крови”» . Схожий принцип повторяется и в истории о Всемирном потопе, когда все человечество было воспроизведено от одной семьи — семьи Ноаха (Ноя). Так что утверждение «все люди — братья» верно даже в генеалогическом ракурсе и посему никто не имеет права утверждать моральное превосходство своей расы над любой другой.

Тора дает заповеди о том, как вести себя в частных случаях межчеловеческих взаимоотношений. «Не ходи сплетником», «не мсти», «не стой на крови ближнего», «не проклинай глухого» и т.д. В конце Пятикнижия (Дварим, 6:18) приводится указание: «И твори справедливость и добро в глазах Б-га…». Чего же требует от нас это правило? Поверхностный смысл его сводится к следующему: не греши, соблюдая все законы, уже данные! Тавтология?..

Я вижу в этом великое правило: «Стремись к добру, не только соблюдая заповеданное. Будь добрым и справедливым и в тех случаях, о которых Тора не сказала прямым текстом! Что такое “добро” ты поймешь, постигнув суть заповедей Торы».

РаМБаН
великий раввин средневековья




СТРАТЕГИЯ

Стоит обратить внимание и на стратегию, присущую законам иудаизма. Тора не призывает к свершению революций. Нет ни одной заповеди, предписывающей устраивать государственные перевороты. Скорее напротив. Тора — это та призма, сквозь которую еврей смотрит на окружающий мир.

Вместе с тем Тора является законом, данным Б-гом, Архитектором Вселенной, и содержит директивы на любой из будущих этапов существования Мира.

ТАК ЧТО ЖЕ С РАБСТВОМ?

Теперь, имея необходимые предварительные знания, вернемся к обсуждению собственно проблемы — «легитимации рабства».

На протяжении долгого периода существования цивилизации рабство было одним из составляющих нормального, экономически развитого общества. В данный момент развития рабство (хотя и практикуемое во многих государствах) на официальном уровне категорически отрицается. Интересно, что при этом вряд ли отыщется тот, кто возьмется гарантировать невозможность пересмотра таких официальных позиций. Эпохи меняются. В одной насущными темами будут этика Интернета, защита авторских прав на интеллектуальную собственность и свобода личности, а работорговля и инквизиция будут казаться атрибутами варварства. В другие времена «осью зла» будет казаться свобода слова, а рабство, наоборот, считаться священной и неотъемлемой частью экономического и социального успеха.

Поскольку учение Торы по сути своей является призмой, то, значит, и целью ее является формулирование базисных стандартов этики, применимых в различных сообществах во все времена. И, коль разговор зашел о рабстве, то задачей Торы в этой сфере является отнюдь не легитимизация, а создание этических норм, при которых в данном сообществе статус раба будет наиболее приемлемым, «справедливым и добрым в глазах Б-га». Для того, чтобы понять, поощряет Тора рабство или загоняет его в рамки морали, достаточно привести в качестве примеров несколько заповедей,.



  • «Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота — Б-гу, Всесильному твоему: не совершай никакой работы, ни ты (…) ни раб твой, ни рабыня твоя (…) чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в стране Египетской» (Дварим, 5:13)

  • «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа. Если он пришел один, выйдет один, а если была у него жена, выйдет и жена его вместе с ним»

    «И если ударит человек раба своего или рабыню в глаз и повредит его, то должен он отпустить раба этого на волю» (Шмот, 21)

  • «Если обеднеет брат твой у тебя и продан будет тебе, не порабощай его работой рабской. Как наемник, как поселенец будет он у тебя» (Ваикра 25:39)



РАБ — ВОВЕК?

В то же время, есть в Торе фразы, содержание которых описывает поощрение Всевышним прекращения самого института рабства.

Во время каждого Пасхального Седера мы произносим: «Если бы Всевышний не вывел нас из Египта, по сей день сыны Израиля оставались бы рабами фараона» . Это утверждение удивительно — многие нации достигали и расцвета и увядали в забвении, плененные народы освобождались от рабства и сами становились господами… Но (по крайней мере, на сегодняшний день) история не знает ни единого случая, когда народ находился бы под гнетом рабства на протяжении трех тысяч лет!

Раввин Цви Йеhуда Кук объяснял это тем, что сама идея исторического прогресса и движения к отказу от рабовладельческого строя была инициирована Всевышним, выведшим евреев из Египта.

Доминирующее мнение наших предков, живших в древности, основывалось не на идее развития нации и ее освобождения от рабства, но на цикличности, статике (или даже явном регрессе) мировой истории. Освобождение евреев и последовавшее за ним Дарование Торы стало примером и прецедентом для многих народов, научив их тому, что за свободу человека можно и нужно бороться.

Можно сказать, что именно позиция Торы и Б-га, даровавшего ее, стала важнейшим фактором в развитии процесса отмирания рабства. Исторический факт Исхода евреев актуален и по сей день.



У Вас возник вопрос? Задайте его раввину!