Иудаизм для почемучек

16.04.2004

Перед вами — новая еженедельная рубрика «Иудаизм для почемучек». Когда я был студентом йешивы у меня была книга, с которой я расставался только на лекциях — все остальное время носил ее с собой. Называлась она «Причины обычаев и истоки законов». Семьсот страниц с ответами на вопрос «Почему?» практически, по всем темам в бытовом иудаизме.

Судя по тому, что вы зашли на этот сайт, еврейство вам не безразлично. И в этой рубрике вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы — в виде подборки из классических еврейских источников. Думаю, вам понравится.

Почему месяц нисан, месяц Исхода, называется в Торе אביב, месяцем весны?

Слово אביב (весна) раскладывается на две части: אב означает «отец», а гематрия י"ב равна 12-ти. Месяц нисан является точкой отсчета в еврейском календаре, потому и называется отцом, началом двенадцати месяцев. «Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Шмот, 12). (Бинат Моше)



Почему в течение месяца нисан в повседневных молитвах не произносят таханун?

В этом месяце есть много праздничных дней: первые двенадцать — это дни, когда главы колен Израиля приносили первые жертвы в мишкане , каждый из этих дней был праздником для всего колена; семь дней длится праздник Песах (в диаспоре — восемь); канун Песаха и следующий после праздника день тоже считаются праздничными. Таким образом, получается, что 21 день нисана из 30-ти — праздничные. Они перевешивают количество будней этого месяца, и весь он становится праздником. (Бейт Йосеф, гл. 429)



Почему во всех еврейских общинах не принято устраивать свадьбы и веселья между праздниками Песах и Шавуот?

Потому что в эти дни был мор среди 24 000 учеников рабби Акивы. Однако обычаи траура не запрещают устраивать помолвки, дабы человек не упустил своего спутника жизни. (Тур, гл. 493)



Другой смысл этого обычая:

По мнению мудреца рабби Йоханана, сына Нури, в это время в аду происходит суд над грешниками. Кроме того, в материальном мире выносится решение Высшего суда о будущем урожае (посему жертва приносится из снопа злаковых [а не из животных, как обычно]). (Шивлей Лекет)

Поэтому произносить благословение шеhехияну в эти дни.не принято. (Элияhу зута, гл. 493)



Почему Б-г заповедал считать дни между праздниками Песах и Шавуот (Сфират hа-омер)?

Потому что в это время мир находится в «подвешенном» состоянии в ожидании урожая. Как написано в Талмуде (трактат Рош hа-Шана): «Сказал рабби Йеhуда от имени рабби Акивы: “Почему Тора сказала приносить [в жертву] сноп ячменя в Песах? Чтобы стало благословенным зерно в полях. Почему Тора сказала приносить [в жертву] два хлеба в Собрание [праздник Шавуот]? Чтобы стали благословенными плоды деревьев. Почему Тора сказала выливать воду [на жертвенник] в Праздник [Суккот]? Чтобы стали благословенными дожди года”».

Поэтому мы должны считать дни между праздниками Песах и Шавуот, вспоминая о проблемах «неустойчивости» мира, вернуться к Б-гу от всего сердца и просить Его о снисходительность к Своим творениям и к земле. И тогда плоды будут достойными, а они суть основа нашей жизни, ведь [сказали мудрецы] «если не [будет] муки, не [будет] Торы» . (Авудраhам)

Другой смысл этой заповеди:

Во период между праздниками все заняты сбором урожая злаковых. Каждый — на своем поле, в своем амбаре. Посему заповедано подсчитывать дни, чтобы не забыть о заповеди приходить в Храм на праздник Шавуот. (Там же)



Почему не принято произносить благословение шеhехияну перед исполнением заповеди сфират hа-омер?

Это благословение произносят перед исполнением редкой заповеди (например, в праздники). Но заповедь Сфират hа-омер — лишь подготовка к другой заповеди, празднику Шавуот. Благословение шеhехияну, произносимое в праздник Шавуот, распространяется на заповедь сфират hа-омер и покрывает ее. (Пахад Ицхак от имени РаШБА)



Почему после произнесения слов «сегодня день такой-то после принесения омера» принято произносить: «Милосердный, Он вернет нам служение в Храме…»?

В наше время подсчет дней основывается на постановлении мудрецов, а не на заповеди Торы. (По закону Торы заповедь Сфират hа-омер в силе лишь тогда, когда приносится жертва, омер. Однако мудрецы постановили подсчитывать дни и во времена разрушения, в память о заповеди и Храме, — Й.Х. )

Поэтому мы и просим Всевышнего, чтоб Храм был восстановлен, тогда мы сможем исполнить эту заповедь сполна. (Мате Моше, гл. 667)

Почему принято, чтобы в течение Сфират hа-омер женщины совершали домашние работы от заката до выхода звезд?

Потому что в эти дни умирали ученики рабби Акивы. Умирали они перед закатом, а хоронили их после заката. В те дни народ справлял траур по умершим ученикам. В память об этом и мы отрываемся от домашних работ. (ТаЗ, гл. 493, п. 3)






У Вас возник вопрос, задайте его раввину!

Раввин Йосеф Херсонский