Жечь иль не жечь?! — вот в чем вопрос!

14.05.2004

Утром 22 ияра 5764 года от сотворения мира (13.05.2004) многие религиозные евреи проснулись с вопросом, в кои-то веки прочно сплотившем общины Израиля и диаспоры: «Сжигать или не сжигать?!».

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

По hалахе (закону Торы), женщина должна покрывать свои волосы после замужества. И никто из мужчин, кроме мужа и детей, не должен их видеть. Одни комментаторы объясняют этот закон соображениями скромности. Другие говорят, что суть запрета известна лишь Творцу, а мы исполняем эту заповедь не из понимания важности самого поступка, а из уважения к просьбе, высказанной Им.

Это вовсе не означает, что религиозная еврейка должна либо сбрить волосы, либо ходить в косынке (впрочем, даже это можно делать элегантно и женственно). На сегодняшний день для религиозных евреек парик стал наиболее приемлемым решением проблемы: и Тору соблюсти, и в женственности и красоте не потерять. Многие на этом даже выигрывают, позволяя себе часто менять прически и цвет волос.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ РАВВИНОВ

С появлением на рынке «азиатских» волос, жизнь (а точнее — благосостояние многих религиозных семей) заметно улучшилась. (…) Запрет «азиатских» волос — удар довольно ощутимый: либо страдает семейный бюджет (европейские парики довольно дороги), либо придется пожертвовать красотой внешнего вида.


Что же произошло в 22-й день теплого месяца ияра?

По сообщениям израильских СМИ, несколько израильских раввинов (р. Эльяшив, р. Карелиц, р. Вознер) , признанных авторитетов еврейского законодательства, вынесли решение запретить использование париков, изготовленных из привезенных из Индии волос. Причиной запрета стало следующее: «Раввинам стало известно о том, что немалая доля используемых для изготовления париков волос индийских женщин является элементом языческого культа. Служением является остриг волос. Затем волосы продаются представителям пастижерской промышленности. Посему парики, изготовленные из таких волос, запрещено приобретать и использовать».

А В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

С появлением на рынке так называемых «азиатских» волос, жизнь (а точнее — благосостояние многих религиозных семей) заметно улучшилась. Не секрет, многие религиозные семьи живут вовсе не богато. Ведь в еврейской семье, как правило, много детей, а зарплаты в мире бизнеса не повышаются в зависимости от рождаемости. Запрет «азиатских» волос — удар довольно ощутимый: либо страдает семейный бюджет (европейские парики довольно дороги), либо придется пожертвовать красотой внешнего вида.

Источником для подозрений раввинов, судя по всему, стала статья в американском журнале «Tennessean», опубликованная в 2003 году. (…) В качестве одного из основных источников поставки материала для париков приводится южноиндийский храм. (…) пастижерская промышленность приносит до 3 миллионов долларов ежегодно.


Заповеди Торы подразумевают различные степени запрета. Одни запреты распространяются лишь на определенный стиль использования, другие имеют более широкие ограничения. К примеру, запрет «некошерных животных» относится лишь к сфере питания. Некошерное запрещено есть, но нет запрета изготавливать одежду из кожи тигра или свиньи. А заповедь «Не вари козленка в молоке его матери» (Шмот, 34:26), запрещающая смешивать мясо с молочными продуктами, распространяется не только на еду, но и на процесс («не вари») и на извлечение какой-либо выгоды из сваренного вместе. Другими словами, религиозный еврей не имеет право торговать смесью из мяса и молока.

Запрет идолопоклонства имеет широкий спектр запрета. Еврей не имеет права служить идолу, нам запрещено содержать в доме предмет поклонения (даже с целью эстетического наслаждения от его созерцания), а также пользоваться предметом поклонения или элементом служения идолопоклонническому культу.

Если упомянутые волосы действительно являются элементом языческого культа, то велика вероятность того, что вскоре еврейские женщины, живущие по законам Творца, будут приобретать лишь те парики, которые имеют «удостоверение о кошерности».

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Источником для подозрений раввинов, судя по всему, стала статья в американском журнале «Tennessean», опубликованная в 2003 году. В журнале приводится обзор рынка париков для «черных» женщин США (волосы из Индии наиболее подходят афроамериканским женщинам по структуре и цвету волос). В качестве одного из основных источников поставки материала для париков приводится южноиндийский храм. «Tennessean» утверждает, что пастижерская промышленность приносит до 3 миллионов долларов прибыли ежегодно.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Наиболее важным, на мой взгляд, в глазах религиозного «пользователя» фактором является: не основывать свою религиозность на сообщениях в СМИ и слухах!

На данный момент в Интернете нет текста раввинского постановления, что лишает нас возможности анализировать его и делать серьезные выводы. Важно учесть, что упомянутые раввины — люди б-гобоязненные и ответственные. Они не будут говорить того, в чем не уверенны. Но следует учитывать и разницу между (недоступной пока что) достоверной информацией и той, которая распространяется слухами и СМИ. Средства массовой информации — источник, требующий «семикратной» проверки, тем более в вопросах мировоззрения и религии.

Если вас интересует, сжигать парики или нет, подойдите к компетентному раввину и не стесняясь задайте все возникающие вопросы. На ваше усмотрение предложу список тех, которые стоит задать:

В чем именно заключается упомянутое поклонение идолу, и какую роль в этом играют женские волосы?

Из какой именно страны должны быть экспортированы волосы, что бы подпасть под запрет?

На чем основывается высказываемое мнение раввина: на слухах или же он видел постановление израильских раввинов своими глазами?

Важно отметить, что все эти вопросы – не есть признак недоверия к раввину, а оправданное и достойное стремление строить свои взаимоотношения с Б-гм не на догадках и слухах, а на достоверной информации.




Мнение раввинов ХаБаД



У Вас возник вопрос, задайте его раввину!




Раввин Йосеф Херсонский