Иудаизм для почемучек — цицит

11.06.2004

«И сказал Г-сподь Моше так:

Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежд своих для поколений своих (…) чтобы видели это и помнили вы все заповеди Г-спода и исполняли их, и не высматривали вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. (…) Я — Г-сподь, Б-г ваш, Который вывел вас из земли Мицраима, чтобы быть для вас Б-гом».

Topa, Бемидбар, 15:37–41

«Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырехугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. “малый талит”, а перед молитвой “Шахарит” облачаемся в “большой талит”».

Кицур шулхан арух, законы цицит








Каким образом ношение цицит напоминает об остальных заповедях?



Гематрия слова цицит равна 600 , в каждой из кистей есть 8 ниток и 5 узлов. В сумме получается 613, что равняется количеству заповедей Торы.

Еврей весь день ходит, надев цицит, и вспоминает о заповедях.
(Мидраш раба, Бемидбар, 18)





Почему в каждой из кистей цицит должно быть по восемь ниток?



В Торе говорится: «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей».

Талмуд анализирует текст: наименьшее количество ниток в кисти — две; в Торе сказано «кисти», во множественном числе, а минимум множественного числа — два. Из слова «кисти» мы учим о четырех нитях (2х2).

Если протолкнуть кисть из четырех ниток в отверстие в крае одежды, то кисть складывается пополам и образует восемь концов.
(ТаЗ, Орах хаим , 11:13)





Почему в каждой кисти должно быть по пять узелков?

Почему на первом отрезке принято делать 7 витков, на втором — 8, на третьем — 11, а на четвертом — 13?



Пять узелков — напоминание о пяти книгах Торы.
(Шулхан Арух, Орах хаим, 24:1)

Сумма количества витков (39) соответствует гематрии ивритских слов «Б-г один».
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 8)





Почему в талит принято оборачиваться?



Это приводит человека в состояние, когда он не чувствует высокомерия, а испытывает богобоязненность.
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 8)







Почему принято покрывать талитом голову во время молитвы?



Потому что молитва — это время разговора с Б-гом, а талит приводит к ощущению трепета пред Небесами. И посему неверно поступают те, кто во время молитвы откидывает талит с головы назад, на плечи. О таких сказано: «Меня [Б-га, — Й.Х. ] же бросил себе за спину». Подтверждение этой идеи можно найти в

книге «Зоhар»
, в главе «Бемидбар».
(Баэр hейтев, Орах хаим, 8:3)





Почему Тора называет кисти цицит «гдилим» (созвучно слову «растущие»)?



В еврейском мире принято, что мальчик начинает носить цицит с трехлетнего возраста. Взрослея, он все больше и больше чувствует сладость заповеди, сопровождающую его с детства. Растет мальчик — «растет» и заповедь. Потому и Тора назвала кисти «гдилим», что это слово созвучно с слову «гделим» («растущие»).
(Традиция, восходящая к рабби Цви hа-Коhену из Риманова)





Почему талит и нити цицит должны быть белого цвета?



Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (в Мидраше, — Й.Х. ), что Б-г являлся евреям в виде кантора, обернувшегося в талит. В книге пророка Даниеля говорится: «одежда Его бела, как снег».
(Атэрэт зкеним, 9)





Почему, подравнивая длину ниток цицит, не принято пользоваться ножницами, ножами и другими металлическими предметами?



По той же причине, что и при строительстве жертвенника камни запрещено было отесывать металлическими приспособлениями. Причина появления этого закона Мишны следующая: жертвенник, благодаря приношению на нем очистительных жертв, продлевает дни человека, из металла же изготавливают оружие. Несправедливо будет, если укорачивающий жизнь будет управлять продлевающим жизнь.

Та же причина действует и в цицит: об этой заповеди говорится в Талмуде, что наказанием за неисполнение заповеди цицит является смерть детей при жизни родителей. А значит, исполнение заповеди цицит продлевает дни человека. Несправедливо будет, если укорачивающий жизнь будет управлять продлевающим жизнь.
(Масорет hа-Брит)





Почему в распорядке дня еврея заповедь цицит стоит перед заповедью тфилин?/i>





Говорят мудрецы, что заслуга за исполнение заповеди цицит равна заслуге за исполнение всех заповедей вместе взятых, ибо сказано «чтобы видели это и помнили вы все заповеди». Значит, заповедь цицит, приводящая к исполнению всех остальных заповедей, приравнивается по значимости ко всем остальным.

Кроме того, цицит — заповедь более постоянная, нежели тфиллин. Заповедь цицит исполняют ежедневно, а тфиллин не исполняют в Шаббат и праздники, установленные Торой.
(Левуш, 25:1)






У Вас возник вопрос, задайте его раввину!






Раввин Йосеф Херсонский