Иудаизм для почемучек — утренние благословения

18.06.2004

«Едва проснувшись утром, еврей должен сразу же вспомнить о Всевышнем и проникнуться благодарностью к Нему за то, что каждое утро Он возвращает его к жизни и дает ему новые силы для служения. Поэтому сразу же после пробуждения (…) еврей произносит благодарственную молитву: “Благодарю Тебя, Царь живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою, — велика моя вера в Тебя!”»
КША, Законы утреннего пробуждения

Благословением называется благодарность Б-гу за использование той или иной функции в мире. Эта благодарность играет роль спрашивания разрешения на использование. Благословение обычно начинается словами «Благословен, Ты, Б-г, Всесильный наш, властелин Вселенной…».

Тексты благословений вы найдете в сидуре (молитвеннике), который можно приобрести в синагоге или в еврейских книжных магазинах.








Почему принято произносить утренние благословения?



По этому вопросу имеется два мнения.

Первое: проснувшись, человек должен поблагодарить Б-га за общий порядок существования и функционирования мира.

Второе: благодарят не за существование возможностей вообще, а за персональное использование существующих возможностей.

Как следствие этого, в еврейском законодательстве (hалахе) ведется спор о том, должен ли человек, проснувшись, но не воспользовавшись, произнести благословение. К примеру, одно из благословений, установленное как благодарность за существование одежды, звучит: «Благословен, Ты, Б-г … одевающий нагих». Другое, установленное как благодарность за то, что в мире существует суша, удобная для жизни людей, звучит: «Благословен, Ты, Б-г … вознесший сушу над водой».

Должен ли тот, кто не собирается или не имеет одежды, произносить «одевающий нагих», а тот, кто не планирует ступить в этот день на сушу, — «вознесший сушу над водой»?

В этом вопросе главенствует второе мнение — должен, и пусть благодарит не за себя, а за мир.





Почему благословение о Торе сформулировано «дарующий Тору» — в настоящем, а не в прошедшем времени?



Потому что Он, да будет благословенно имя Его, дарует нам Тору ежедневно. Т.е., когда мы сидим и занимаемся ее изучением, Он дает нам понимание причин и помогает выносить новые суждения [на основании правил толкования Торы].

(Сефер хасидим)





Почему установлено в течение дня произносить 100 благословений?



Во времена царя Давида был однажды мор, каждый день умирало 100 человек. Мудрецы не могли понять причину этого, пока царь Давид, благодаря духу святости, пребывавшему на нем, не понял, что причина кроется в том, что евреи недостаточно восхваляют и благодарят Творца за все добро, которое Он им дарует.

Тогда постановил он произносить в течение каждых суток 100 благословений, и мор прекратился. И намек на это мы находим во фразе «Слова [Давид,] человека вознесенного (дословно: поставленного над)». Слово «над» (аль) в гематрии равно 100.

(Тур, Орах хаим, 46)

Другая причина:

Чтобы защитить евреев от 100 проклятий, упомянутых в книге Дварим.

(Роках)





Почему одно из утренних благословений, установленное в благодарность за то, что количество заповедей (613), которыми удостоен еврей, отличается от количества заповедей, данных неевреям (7), звучит «Благословен Ты, Б-г … за то, что не сделал меня нееврем!», но не в позитиве «…за то, что сделал меня евреем!»?



Потому что существование человека не есть однозначно положительная вещь — сказано: «лучше было бы для человека, если бы он не был сотворен!». Поэтому позитивная формулировка неуместна, а негативная означает следующее: «Лучше бы мне не быть сотворенным, но раз уж Ты меня сотворил, я благодарен, что, будучи евреем, я одарен 613 заповедями».

(Баит хадаш, Орах хаим, 46)



Почему начало благословений звучит «Благословен, Ты, Б-г, Всесильный наш, властелин Вселенной…», будто Б-г «находится» перед тобой, а завершение — в безличностной форме, к примеру, «… создавший мне все необходимое!»?



Начинать благословение следует с личностной формы, ибо сказано «Представляю [я] Б-га пред собой всегда!». Но, произнося «властелин Вселенной», мы утверждаем, что Б-г не только мой властелин, но и властелин всего мира, поэтому продолжают далее в безличностной форме.

(Авудраhам)

Другое объяснение:

Потому что Б-г, Он себя скрывает, и раскрывает. Раскрывает Свои поступки и скрывает Свою Б-жественность, стоящую за ними.

(Авудраhам)





Почему услышавший произнесенное благословение должен ответить «амен»?



Этот закон установил Моше (Моисей). И намек на это содержится в Торе: «Когда воззову именем Б-га, вы воздайте величие Всесильному нашему!», когда я благословляю, вы отвечайте «амен».

(Авудраhам)

Слово «амен» (а в ашкеназском произношении — «омейн») происходит от корня, означающего веру. «Амен» означает: я подтверждаю свою веру в услышанное и верю в то, что сказанное будет исполнено.




У Вас возник вопрос, задайте его раввину!





Раввин Йосеф Херсонский