Top.Mail.Ru

Иудаизм для почемучек — элул–2

25.08.2004

«Сорок дней от 1 элула до Йом Кипур — это дни особого благоволения Всевышнего. Конечно, Он принимает чистосердечное раскаяние человека в любой день года, но в течение этих сорока проявляет особые милость и сострадание к грешникам.

Дни эти приобрели свой особый характер с тех пор, как в рош ходеш месяца элула Моше-рабейну поднялся на гору Синай, чтобы получить от Всевышнего новые скрижали».


(Кицур шулхан арух, законы месяц элул и кануна Рош hа-Шана)

«Согласно существующей календарной системе, первый день творения приходится на 25-е число месяца элула (последнего в еврейском календаре). А двухдневный праздник Рош hа-Шана (1 и 2 тишрея) соответствует 6-му и 7-му дням от творения».

(Из «Путеводителя по месяцу тишрей»)








Почему период элула называется у хасидов «мелех ба-садэ» (царь в поле)?



Баал Шем Тов рассказывал притчу:

«Перед тем, как царь въезжает в столицу, жители выходят навстречу ему в поле. И тогда каждому разрешено предстать перед лицом царя, который принимает всех милостиво и обращает ко всем улыбающееся лицо. А когда идет он в город, все они идут вслед за ним.

После, когда он входит во дворец, заходят к нему лишь те, кому разрешено. Да и то [разрешение дается только] избранным представителям народа и удостоившимся единицам».


Подобно этому, месяц элул — время, когда возможность увидеть царя (совершить тшуву) предоставляется каждому, без особых усилий, «оставаясь в поле». Достаточно всего лишь посмотреть в нужном направлении. А Всевышний проявляет милость и доброту.

Столица и дворец — это уже месяц тишрей и праздники Рош hа-Шана и Йом Кипур. Тогда тшува (возвращение к исполнению заповедей) принимается, но для этого приходится прилагать усилия, соблюдая все законы и обычаи праздников и пребывая в нужном душевном состоянии.

(Ликутей Тора, глава Рээ)





Почему в молитве видуй (покаянной молитве) мы упоминаем грехи предков «… но мы и отцы наши грешили»?



Даже если человек согрешил, не должен он брать всю вину на себя — это задача небесного прокурора. Человек должен видеть в себе и оправдательную сторону.

Поэтому мы утверждаем, что грехи человека зависят (кроме прочего) и от его предков, которые не смогли передать ему полноценную святость.

К тому же, предки наши уже прошли небесный суд и находятся в раю, поэтому лишнее обвинение вреда им уже не принесет.

(Ноам Элимелех, глава Ваишлах)







Почему в слове «грех» на иврите (חטא) последняя буква, алеф, не проговаривается?



Алеф — первая буква в алфавите, ее гематрия равна единице. Слово «алеф» — однокоренное со словом «алуф», означающим «власть». Таким образом, буква содержит в себе ассоциативный намек на Владыку мира.

И проглатывается она в произношении слова «грех» потому, что грешник совершает нарушение из-за того, что забывает о Творце и Его воле — заповедях.

(Дэгель маханэ Эфраим)

Форма буквы «алеф»: йуд (точка) сверху — это Всевышний, йуд снизу — это еврей и вав (линия), проходящая сверху вниз — означает силы, нисходящие от Б-га к еврею.

(hа-Йом йом)





Почему, в отличие от остальных месяцев, в последнюю субботу элула в синагогах не благословляют наступающий тишрей?



Потому что об этом месяце сказано: «Трубите месяц в рог, в сокрытое время дня праздника нашего». Евреи, изменяя обычный ход событий, не благословляют наступающий месяц, чтобы тем самым сбить с толку Сатана-обвинителя.

(Левуш)

Месяц тишрей благословляет Всевышний.

(hа-Йом йом)



У Вас возник вопрос, задайте его раввину!



Раввин Йосеф Херсонский

{* *}