Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 19

06.09.2004

Перед вами подборка самых интересных (по оценке посетителей) вопросов–ответов за эту неделю проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…

1 ?
Уважаемые раввины!
Ваш сайт является уникальной поддержкой всем страждущим. Вы — единственные, к кому я могу обратиться с таким деликатным вопросом.
Дело в том, что мы с моей женой (она еврейка) соблюдаем все традиции нашей веры. Но только одно меня очень сильно расстраивает и смущает. Уже 10 лет я тайно от своей жены встречаюсь с мальчиками и последние 5 лет с одним встречаюсь постоянно. С женой мы женаты уже 18 лет и у нас трое детей.
Подскажите, как мне решить мою проблему: с женой развестись я не могу, но и своего мальчика тоже не брошу. Ибо гомосексуализм является для меня слишком большим искушением. Последний год я подумываю о том, чтобы уйти из семьи и начать жить с моим Санечкой. Мне 38 лет, а моему мальчику 21.
Буду с нетерпением ждать Вашего ответа.

Гомосексуализм — серьезный грех. Один из тех, которые Тора наказывает смертной казнью. Идея строгости наказания (а все наказания Торы, по сути, являются не наказаниями, а путями исправления) заключается в следующем: грех наносит душам людей такой вред, что ради спасения души, вечной составляющей человека, «ампутируют» временную составляющую — тело.
Однако отчаиваться не следует. Тшува — возвращение к еврейским нормам, заповедям Торы, — вот та возможность, которая остается у любого грешника. О тшуве сказано: «Нет греха, который устоял бы перед тшувой». Одна из основ нашей веры: Всевышний не садист, желающий жестоко позабавиться над своими детьми-творениями. Поэтому Он никогда не ставит человека в ситуацию, в которой тот будет лишен выбора и окажется вынужденным согрешить. А грех, соответственно, определит суровость наказания.
И не принципиально — болезнью ли, предрасположенностью ли, развратом ли вызван гомосексуализм. Если Вас поставили в такую ситуацию, нет никакого сомнения в том, что Вы в силах достойно устоять, отказавшись от нарушения воли Творца мира и сохранить семью.
Дать конкретную рекомендацию станет возможным, если:
а) Вы захотите уйти от этой своей страсти;
б) разберетесь, что же именно приводит Вас к ней;
в) проанализируете, как и чем можно противостоять или компенсировать стремление к такой половой связи.
См. также материал «Тора о гомосексуализме».
Желаю Вам силы и упорства в достойном выходе из сложного испытания.

Йосеф Херсонский

2 саша
Здравствуйте, я на 1/8 еврейка по маминой линии. Считаюсь ли я еврейкой? Если да, то что мне с этим делать?

Если еврейство непрерывно по материнской линии, то для вас — сайт Jewish.ru (в особенности, раздел «Традиции»)
Черпайте сведения, реализуйте полученные знания, посещайте еврейскую общину в Вашем городе.
Будем рады помочь советами!

Йосеф Херсонский

3 Bracha
Шалом, Я хотела бы узнать, можно ли читать книги «Гарри Поттер». Почему «да» и почему «нет»?

Единственная видимая мною проблема в чтении книг о Гарри и иже с ним — пустая трата времени. Еврейский закон (hалаха) устанавливает мужчинам, женщинам и детям различные критерии траты времени.

МУЖЧИНЕ
На мой взгляд, это пустая трата времени, однозначно запрещенная мужчинам («битуль Тора» — упущение изучения Торы).
Ситуация изменится, если человек найдет в этой книге идеи, помогающие ему служить Б-гу (как, например, в статье «Гарри Поттер и еврейское детство»).
Роль такой книги в жизни еврея, в лучшем случае, сводится к туалетному чтиву, поскольку в этом месте запрещено изучать Тору (соответственно, нет запрета тратить время на иную деятельность). Но времяпрепровождение и в этом несвятом заведении можно потратить с большей пользой, изучая полезную и познавательную литературу (это — мой субъективный взгляд).

ЖЕНЩИНЕ
С женщинами (формально) чуть проще: заповедь изучения Торы распространяется на них только в сфере «знать, как правильно жить» (мужчинам же заповедан не только результат «знать», но и процесс «изучать»). Но даже при этом облегчении положение не сильно облегчается, ибо на изучение практической стороны Торы тоже можно потратить всю жизнь.
Тем не менее, женщина, читая такие книги, не нарушает запрета «битуль Тора».

ДЕТЯМ
На мальчиках до 13-летнего возраста и на девочках до 12-летнего не лежат обязанности Торы. Читая подобную литературу, они не нарушают упомянутых запретов.
Здесь решающим аргументом будет взгляд родителей на воспитательный процесс: повлияет ли прочтение такой книги на ребенка, на формирование его как хорошего еврея и человека?

Йосеф Херсонский

4 Ionatan
Добрый день!
У меня такой вопрос: черную шляпу и лапсердак носят только раввины или можно носить всем евреям? И где тогда можно было бы их приобрести (может, есть специальный магазин)?
Большое спасибо!

Шляпа и лапсердак (существуют разные покрои и, как следствие, названия: сюртук, капота, бекече и пр.) — одежда не только раввинов. Такую одежду носят евреи, принадлежащие к т. н. Ашкеназским общинам (выходцы из Европы). В одних общинах их носят лишь по субботам и праздникам, в других естьбудничные варианты «длинной» одежды.
Магазинов много. Спрос создает предложение.

Нисон Руппо

5 Яна
Пожалуйста, объясните происхождение слова «шофар»

В мидраше (устном предании) объясняется, что «шофар» происходит от «шефер» («красота», «удовольствие»). Исполнение заповеди трубить в шофар делает поступки евреев (за отчетный период) более привлекательными в глазах Всевышнего.

Шауль Айзек Андрущак

6 Petya
Я еду в загранпоездку в город, где очень много архитектуры, в т. ч. христианской (соборы и прочее). Безусловно, меня с пути нашего не сбить. Вопрос: можно ли мне фотографироваться на фоне этих памятников архитектуры, с учетом того, что я их воспринимаю именно как архитектурное строение?

Вопрос не в том, как Вы их воспринимаете, а в том, ради чего они возведены.
Не следует любоваться церквями (даже если с художественной точки зрения они вполне этого заслуживают) и запечатлевать их на пленку. Есть известный псак (постановление) автора книги «Минхат Элиэзер» (2:73), в котором он рекомендует по возможности избегать даже смотреть на часы, установленные на церкви.
Фотографируйтесь на фоне нейтральных памятников архитектуры, если уж тамошние синагоги не заслуживают внимания.
Всего наилучшего.

Шауль Айзек Андрущак

7 Ишай
Скажите, пожалуйста, я тут недавно видел в фильме ортодоксов, закидывающих камнями археологов, мол за то, что они тревожат мертвых, а по Талмуду мертвецы священны. Такое что, правда бывает? и как вы к этому относитесь? (ответ никак не принимается :)

ПРОТЕСТ
В недалеком прошлом израильские археологи периодически разоряли еврейские могилы. Как бы Вы отнеслись к разрушению еврейского кладбища в Вашем городе?
Поэтому многие евреи протестовали против такого ужасного осквернения могил.
В любой другой стране мира вообще давно бы подняли кампанию в прессе по поводу антисемитизма.

КАМНИ
Как это обычно случается, к толпе нормальных людей, протестовавших против ужасного разграбления, «примазалась» группа разного сброда, которой скучно. Они-то обычно и кидают камни. Кроме этого, камни еще могут кидать провокаторы полиции или еврейского отдела ШАБАК (Службы внутренней безопасности Израиля). А может, просто нормальный еврей, не выдержав издевательств, тоже не сдержался. Могу выслать Вам фото, где археолог избивает старика-еврея, пытающегося своим телом заслонить могилу.
В настоящее время в израильский департамент древностей пришел новый руководитель, прошедший все войны (боевым офицером). Он созвал представителей еврейских общественных организаций, которые радеют за покой умерших и сказал, что с него войны хватит. Так что сегодня раввины вместе с археологами приходят к компромиссу, стараются друг другу помочь, договорится о том, где и как можно копать, а где нет.
Правда, этому бывшему офицеру из управления древностей время от времени приходится иметь большие проблемы со стороны приверженцев тотального разорения

(См. Также «О мертвых — либо хорошо, либо ничего», — прим. ред.)

Нисон Руппо

8 Эдуард
Шалом, моему сыну в октябре исполняется 3 года. До сих пор (по еврейскому закону, но почему точно — я не знаю. Объясните, пожалуйста) мы волосы ему еще не стригли. Нам бы хотелось «стрижку волос» отпраздновать. Как, по еврейской традиции, это мероприятие проходит? Что требуется от родителей, от ребенка, гостей? Как этот праздник должен быть организован?
Благодарю за ответ заранее.

Уважаемый Эдуард!
Обычай не стричь ребёнка до трех лет — каббалистический. В частности, он связан с буквальным толкованием стиха «Ибо человек — дерево полевое». Долгое время его придерживались только каббалисты и евреи, живущие в Святой земле. Начало его повсеместному распространению положил Баал Шем Тов.
Собствено говоря, строгого канона на этот счет нет (зато есть множество ревностно соблюдаемых носителями традиций). Главное — постричь ребенка. И еще важнее не забыть оставить ему пейсы (не пугайтесь, достаточно просто оставить волосы на висках чуть длиннее, чем на остальных участках). Чтобы всем было веселее, принято давать каждому из гостей отрезать по прядке и, если они хотят, забрать ее в качестве сувенира.
Ребенку же , чтобы не нервничал с непривычки, принято давать на время стрижки какую-нибудь долгоиграющую сладость — здоровенный леденец, лучше не придумаешь. Кроме того, во многих общинах принято в этот день одевать ребенка во все новое.
Ну, а остальное (подарки, гости, застолье) — на Ваше усмотрение.
С трехлетнего возраста появляется обязанность приучать ребенка к исполнению заповедей . Поэтому, как правило, сразу после стрижки на ребенка одевают кипу и талит-катан и стараются приучить носить их постояннно.
Если есть еще какие-то вопросы, пишите , постараемся помочь.

Шауль Айзек Андрущак

9 Gotlib
Какую музыку можно однозначно назвать некошерной? Или можно ли считать некошерной этническую или шаманскую музыку, если не ассоциировать ее непосредственно с культом?

Слушать музыку, написанную для культовых целей, даже если она не сопровождается текстом, содержащим «прославление» объекта идолопоклонства и даже если исполняется в мирных целях, людьми, этот культ не исповедующими, все таки не следует. ( см. Игрот Моше ЙД, 2:111 )

Шауль Айзек Андрущак

10 Наталия Цикановская
Здравствуйте! Не могли бы вы мне разъяснить, принимают ли ортодоксальные евреи переливание крови? Не считается ли это внутривенным питанием, ведь поступая в кровеносное русло, чужая кровь питает ткани организма?

Шалом!
Насколько мне известно, никаких проблем с переливанием крови нет. Наоборот, тот кто не делает этого в случае необходимости, проливает кровь. Более того, скажу вам, что лекарства, содержащие кровь животных, можно принимать (только не через рот), спасая здоровье, а в случае угрозы жизни допустимо даже это.
Законы «Заботы о здоровье»
Читайте на здоровье!

С уважением,Довид Фельдман

Уважаемая Наталья!
Начнем с того, что человеческая кровь не запрещена Торой к употреблению. Это уже мудрецы наши добавили. И запрет их ограничен целым рядом оговорок. И на ситуацию, когда речь идет об угрозе здоровью человека (а иначе зачем делать переливание?), не распространяется — в таком случае действует заповедь Торы «и живи ими». В книге «Хелкат Яаков» ( 2:40) дается ответ на занятный вопрос, можно ли принимать вливание крови человека, питавшегося некошерным (о том, что само переливание позволительно, вопроса нет ,как я уже объяснил, опасение связано с духовным отупением, вызываемым наличием некошерного в крови). И хотя автор не до конца уверен в логичности мнения большинства hалахических авторитетов о том, что проблема возникает только при приеме пищи через рот (возможно, он считает , что речь идет не о психологическом или сакральном, а о физиологическом эффекте), но постановляет , что поскольку дело связано с угрозой здоровью, следует принять необходимые медицинские меры немедленно, а уж Всевышний найдет способ позаботиться о том, чтобы исполнение заповеди не привело к нежелательным последствиям.
Короче, главное — здоровье (как и всякий лозунг, этот, если подумать, совершенно неверен ).
Всего Вам наилучшего

Шауль Айзек Андрущак

Разрешается ли пересадка органов и переливание крови от нееврея еврею? Зараннее спасибо

Разрешается.
Это не является нарушением одной из заповедей Торы и постановлений мудрецов.
Отличие еврея от нееврея — не в теле, а в душе.

Йосеф Херсонский

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!






Раввин Йосеф Херсонский

{* *}