Top.Mail.Ru

Иудаизм для почемучек — Рош hа-Шана–2

08.09.2004





Почему в Рош hа-Шана и в Йом Кипур, подобно прочим праздникам, не читают хвалебную молитву hалель?



Написано в трактате Рош hа-Шана Вавилонского талмуда: «Сказал рабби Абаhу: Спросили ангелы-служители у Пресвятого, да будет благословен Он: “Владыка мира, из-за чего Израиль не произносит пред Тобой песнь в Рош hа-Шана и в Йом Кипур?” Сказал им: “Возможно ли такое, чтобы Я восседал на троне суда и книги жизни и смерти были открыты, а Израиль будет произносить песнопения?!”».

(Тур, Орах хаим, 584)

hалель — воспевание и радость, неприлично петь и проявлять радость прежде, чем суд вынес решение

(Левуш, 584:1)







Почему принято в пост, в Рош hа-Шана и в Йом Кипур произносить молитву Авину малкейну?



Написано в трактате Таанит Вавилонского талмуда о том, как однажды [мудрецы] установили пост, но не получили ответа [на свои просьбы от Всевышнего]. И тогда рабби Акива вышел перед молящейся общиной и произнес: «Отец наш, владыка наш, мы согрешили перед Тобой. Отец наш, владыка наш, нет у нас иного владыки, кроме Тебя!». И ответ пришел сразу же.

В том же поколении, получившем ответ, были добавлены к словам рабби Акивы и другие просьбы. И было постановлено произносить комплекс просьб Авину малкейну в 10 дней раскаяния.

(Коль бо)

Не произносят Авину малкейну в Шаббат, ибо в этот день запрещено требовать удовлетворения своих потребностей.

(РаН, Комментарии к трактату Рош hа-Шана)







Почему обрезание, пришедшееся на Рош hа-Шана, устраивают после чтения Торы и до трубления в шофар (рог), в отличие от других праздников, когда обрезание откладывают до завершения молитвы?



Молитвы Рош hа-Шана длиннее молитв, читаемых в иные праздники, и, порой, затягиваются до послеполуденного времени. Обрезание же не стоит откладывать до этих пор, следуя правилу зризин макдимин ле-мицвот (заповеди следует исполнять оперативно, не откладывая).

К тому же, порядок обрезание до шофара (трубления в рог) соответствует смыслу этих заповедей. Обрезание Авраhама предшествовало приказу принести сына в жертву. А шофар — заповедь, напоминающая о том жертвоприношении, бараний рог напоминает о баране, которым был заменен Ицхак на жертвеннике.

(Левуш, 584:4)







Почему трубят в шофар перед молитвой мусаф (около полудня), а не исполняют эту заповедь в молитве шахарит (утром)? Зачем откладывают исполнение заповеди?



Вначале в шофар трубили действительно утром, во время молитвы шахарит. Но однажды, враги евреев услыхали трубные звуки в еврейском стане, узрели собравшуюся толпу и подумали, что евреи готовятся напасть. И напали первыми на абсолютно не готовых к бою евреев. Многие тогда погибли.

Поэтому установили трубить после чтения Торы — чтобы было очевидно, что мы готовимся не к войне, а к служению Б-гу.

(Левуш, 585:3, см. также Авудраhам и комментарий РаШИ к трактату Рош hа-Шана, 32:2)







Почему последний трубный звук (ткиа гдола) растягивают больше остальных?



Чтобы дать людям понять, что заповедь исполнена и можно произность слова следующей молитвы: «Счастлив народ, знающий трубные звуки!». Аналогичную идею мы находим в словах Торы (описывающих дарование Торы на горе Синай): «По завершении длинного трубного звука они смогут подняться на гору», — ткиа гдола — знак завершения присутствия Шхины (особенного Б-жественного присутствия).

(МаhаРИЛ)





В чем смысл сказанного «Все [небесные] врата затворяются, кроме Врат слез»?



Потому что каждые из небесных врат находятся под ответственностью одного из ангелов. Над Вратами слез (через которые можно обратиться к Всевышнему, плача) нет ответственного ангела — их держит открытыми Всевышний, принимающий слезы.

(Аhават Йеhонатан)

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!


{* *}