Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 20

11.10.2004

Перед вами подборка самых интересных (по оценке посетителей) вопросов–ответов за эту неделю проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…

1 Рахель
Здравствуйте, рабби! У меня такой вопрос: можно ли соблюдать заповеди Торы, но при этом не становиться религиозным человеком? Спасибо

Браха и шалом!
Есть заповеди между человеком и человеком, которые, как понятно, Вы соблюдаете так или иначе, — например, «не убий», «не укради» и т. д.
Что же касается заповедей между человеком и Всевышним, то существует общий принцип, упомянутый в талмудической литературе: «Пусть всегда человек изучает и соблюдает Тору «ло лишма» (не ради Торы) — ибо из «ло лишма» он прийдет к «лишма» (ради Торы). И мидраш добавляет: «Ибо источник света, сокрытый в ней, возвратит его к добру».
К тому же, что означает «религиозный» и «не религиозный»!? В глубине своей души каждый еврей верит в Всевышнего и хочет исполнять его законы, и только тело и дурное начало скрывают истину. Моадим лесимха!

С уважением, Ицхак Ройтман

2 Лёня
Я собираюсь жениться на девушке (мы оба евреи) и считаю что мы подойдем друг другу и у нас будет отличная семья. Однако, как мне кажется, почти не испытываю к ней чувств (влюбленности). Вы считаете это правильный шаг?

Уважаемый Лёня!
Вопрос Ваш не имеет однозначного ответа.
С одной стороны, с точки зрения иудаизма, в основе брака должна лежать любовь, которая не может не выражаться и на эмоциональном уровне.
С другой стороны, любовь эта динамична. То есть она не является чувством, максимум которого приходится на период перед свадьбой, а затем медленно увядает от супружества. Наоборот, она лишь увеличивается на протяжении семейной жизни.
Поэтому критерием для правильного ответа на этот, возможно, наисерьезнейший вопрос Вашей жизни, должен служить не накал чувств в данный момент (эмоциональность одинакова далеко не у всех), а проверка наличия основ для будущей любви.
Судя по настойчивости Ваших вопросов, мне кажется, что такие основы есть, но решение все же остается за Вами.

С пожеланием найти правильный ответ, Михаэль Кориц

3 ?
Для чего некоторые повязывают черный пояс в синагоге? Что он означает?

Этот пояс (на идиш — гартл) символизирует дополнительное разделение между духовными и животными потребностями человека — верхней и нижней частями тела. Сердце и мозг декларативно отделяют от пищеварительных и половых органов.
Гартл надевают на молитву, показывая, чем именно пользуются в общении с Б-гом.

Михаэль Кориц

4 Ева
Уважаемые Раввины.
Скажите пожалуйста, я сейчас прохожу гиюр, разведена. Познакомилась с мужчиной, он еврей из Израиля, разведенный, без детей. Мы живем вместе. Имеем ли мы на это право?
Спасибо

Уважаемая Ева!
До прохождения гиюра и проведения хупы (еврейской свадьбы) это категорически запрещено.
Если Вы проходите гиюр, намереваясь соблюдать еврейские законы (а только такой гиюр является настоящим), то это плохое начало новой жизни.

Михаэль Кориц

Причина категоричности, проявленной р. Корицем, заключается в следующем:
а) Тора запрещает сожительство еврея с неевреем
б) процесс гиюра = нееврей, стремящийся стать евреем, учится быть им в полном смысле понятия «еврей»
в) «Еврей в полном смысле» = не только графа «национальность», а еще и образ жизни, основанный на законах Торы.
Посему невозможно учиться и хотеть стать евреем, одновременно нарушая законы Торы.
P.S. Дабы не быть неверно истолкованным добавлю: не хочу сказать, что евреи, не живущие по законам Торы, суть «недочеловеки». Говоря «Еврей в полном смысле», хочу сказать, что полнота реализации потенциала, заложенного в каждом еврее, возможна лишь при ведении образа жизни, указанного Творцом мира. Разумеется, не менее важно быть хорошим человеком.

Йосеф Херсонский

5 Наоми
Ребе, подскажите, пожалуйста.
Праздник Шавуот — почему в Израиле он длится один день, а за его пределами отмечают два дня?
Большое спасибо

Вне Земли Израиля все праздники, установленные Торой, празднуются на один день больше. Второй дополнительный день появляется из-за того, что во времена освящения нового месяца Верховным судом в Иерусалиме до общин, находящихся вне земли Израиля, посланники не успевали дойти, чтобы сообщить о дне наступления праздника. Добавочный день праздновался из-за неясности продолжительности предыдущего месяца (29 или 30 дней).
Как раз праздник Шавуот мог стать исключением, поскольку он, в отличие от Песах и Суккот, определяется не календарной датой, а как «пятидесятый день от Песах». Но и в этом случае был введен второй день ради единообразия всех праздников вне Земли Израиля.
В разделе «Еврейский календарь» Вы найдете более подробное описание структуры календаря.

Михаэль Кориц

6 Борис
Зачем были разделены Письменная и Устная Тора?
Кто запис(ыв)ал Устную?

Шалом!
Посмотрите книгу «От Синая до наших дней» М. Пантелята.

С уважением, Ицхак Ройтман

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!





{* *}