Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 24

22.11.2004

Перед вами подборка самых интересных (по оценкам посетителей) вопросов–ответов за эту неделю проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…

1 victor bariudin
Где имеется описание ада и рая и если душа попадает в ад то будет ли она страдать вечно или есть какой-то определенный срок для искупления? Я читал, что евреи практически не попадают в ад. Так ли это?

Ад как очищение от проблем, заработанных в этом мире (без особо тяжких осложнений), занимает 12 месяцев. Именно поэтому так серьезно относятся к тому, чтобы не читать кадиш в первый год после смерти дольше 11 месяцев (на месяц меньше максимального срока, — прим. ред.), заявляя тем самым, что покойный не законченный грешник.
Из особо тяжелых преступников Талмуд упоминает Ахера , дым над могилой которого пребывал до смерти рабби Йоханана, то есть целое поколение (трактат Хагига, 15б). Впрочем, и про него сказано, что достижение конечной станции души — Будущего Мира (рай, — прим. ред.) — оправдало все неприятности по дороге.

С уважением, Михаэль Кориц

Существуют также этапы очищения, называемые «каф hа-кела» и «хибут hа-кевер». Они рассматриваются в книге раввина Штейнзальца «Простые слова» в главе «Смерть».
Он-лайн эту информацию можно найти на сайте Института изучения иудаизма.

Йосеф Херсонский

2 Сандра
Здравствуйте, уважаемые раввины.
Пожалуйста, не побрезгуйте ответить на мой вопрос.
Я сама христианка, муж мой еврей. Скажите, почему по законам иудаизма я не могу быть достойной женой своему мужу? Я с глубоким уважением отношусь к еврейскому народу и его религии. Кроме того, ваш Б-г — Он и мой Б-г. Вы народ избранный, а я пришла к Нему через Его сына. Тора (Ветхий завет) и для меня является священной книгой.

Уважаемая Сандра!
Помните, что писали Ильф и Петров в «Золотом теленке» о манере старорежимного присяжного поверенного — вцепившись в какую-нибудь фразу волочить ее через весь процесс? Ваша фраза об уважении к религии еврейского народа просто требует быть использованной подобным образом. Потому что, очевидно, что уважение, в искренности которого я не сомневаюсь, Вы испытываете лишь к тем известным Вам постулатам иудаизма, которые Вас «устраивают». А это, если измерить, очень небольшая его часть. В такой позиции нет ничего плохого. Это совершенно естественно. Но это не иудаизм. Иудаизм — это сотни предписаний, среди которых больше половины — запреты. И мы говорим только о Б-годанных заповедях. А ведь есть еще бесчисленные постановления мудрецов-законоучителей, которые та же Тора повелевает исполнять беспрекословно. Но это уже другая тема.

Сама Тора (т. е. Б-г, ее автор) запрещает браки между евреями и неевреями. Это никак не связано ни со способностью стать «достойным» супругом, ни с отношением к иудаизму, ни с чем-то еще. Это запрет, как любой запрет (или предписание) Торы, имея множество возможных объяснений, остается неподдающимся постижению проявлением Б-жественной воли (желания). Относительно ЛЮБОГО запрета можно было бы спросить: а за что, собственно говоря?

И действительно, точно так же, как запрещено то, что запрещено, могло быть запрещено и остальное с точностью до наоборот. И есть нельзя было бы курятину, а свинину — можно. А браки могли быть запрещены именно между евреями и еврейками. Могли бы. Но Б-г повелел то, что повелел, и нам осталось только выполнять Его волю. Если Он и Ваш Б-г, то Вы должны с этим согласиться.
Если у Вас есть еще вопросы или этот ответ показался недостаточным, то не стесняйтесь — спрашивайте.

Шауль Айзек Андрущак

3 Георгий
Здравствуйте. Побывал в Израиле и увидел, что все верующие евреи (ортодоксы) ходят в белой рубашке, черном сюртуке, черной шляпе и т. п. (Вы понимаете, о чем я). Очень интересно узнать, откуда пошла эта униформа. Сомневаюсь, что 2000 лет назад евреи ходили в такой же одежде. И еще интересно, что за цилиндрические меховые шапки (такое тоже неоднократно встречалось). Заранее спасибо за ответ.
С уважением, Г. Гиттис

Одежда человека очень важна с точки зрения Каббалы. Одеяние выполняет функцию выражения и реализации души в этом мире. Еврейский закон не регламентирует определенной формы одежды, но именно через одежду многие еврейские общины стараются сохранить свою связь с предыдущими поколениями. Необычная одежда современных харедимных (ортодоксальных, — прим. ред.) евреев была обычной всего сто–двести лет назад — во времена духовного расцвета европейского еврейства.
Впрочем, существуют детали одежды, которые имеют, в дополнение к вышесказанному, значение и в «сухом» еврейском законе. Второй, добавляемый к ермолке головной убор (шляпа или шапка), верхняя одежда (пиджак, сюртук или капота) и гартл (черный пояс) — одежда, предписываемая к надеванию во время молитвы или благословения после трапезы. Удовлетворяет требование скромности одежды (отсюда черный цвет).

С уважением, Михаэль Кориц

4 Oleg
Как прекратить поллюции?

Три совета:
1. Беречь свои глаза и мысли в течение дня.
2. Не наедаться перед сном, в особенности остерегаться той еды, которая может этому способствовать (как то: испеченные мясо, лук и чеснок, — прим. ред.).
3. Сосредоточенно читать молитву Крият шма перед сном.

Михаэль Кориц

5 Эфраим
Когда Элиэзер выбирал жену Ицхаку путем испытания, Ривке было больше 3 лет? И она в три года поила всех его верблюдов? Если она была старше, то как понимать слова «И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее»?

1. Ранние браки были популярны в нашем народе еще совсем недавно.
Просто брак не всегда означает сексуальные отношения.

2. По мнению многих комментаторов (РаШИ среди них), Ривке было три года.
Она была явно развитой не по современным нормам, хотя напоить верблюдов не такая уж и большая работа. А что Вас смутило в дальнейшем?
Или любовь и секс для Вас — синонимы? Здесь ведь как раз говорится о том, что эта любовь стала заменой его отношений с матерью, Сарой.

Михаэль Кориц

Наряду с мнением РаШИ, другие комментаторы (к примеру, РаМБаН, Седер Олам) считают, что возраст Ривки был иным — 11, 14 лет.

Йосеф Херсонский

6 Mark
Вот еще: обязательно ли молиться по сидуру? Я имею в виду, можно ли благодарить Б-га и просить Его своими словами, а не бубнить написанное, каждый день одно и то же, приплясывая в нескольких местах? с точки зрения ортодоксов?
Вы знаете, что дети отказываются есть хлеб в некоторых ортодоксальных семьях, чтобы не бубнить длиннющую «биркат а-мазон»? Бедные детки, им-то мозги промывают Торой с ТРЁХ ЛЕТ, и все равно они еще пытаются бороться с этим страшным, на мой взгляд, явлением. Ведь молитвы доводятся до автоматизма, и люди уже не ощущают обращение к Б-гу по-настоящему, читая одно и то же трехтысячный раз подряд, подсознание говорит: «Ох и скукотища!».
Меня до глубины души насмешила фраза «подожди минутку, я сейчас домолюсь», когда зашел в гости к религиозному другу. Б-гу это надо, такое отношение?

Марк, Ваш друг, видимо, хорошо знаком с Вами и знает, что если бы он не обратился к Вам, то Вы бы нам пожаловались на невежливость религиозных людей.
Вам действительно все равно, к чему придираться?

Михаэль Кориц

Уважаемый Марк!
А Вы не обратили внимание на то, что Ваш друг повел себя в точности так же, как и праотец наш Авраhам в начале главы «Вайеро»? Напоминаю вкратце сюжет: значит, общался Авраhам со Всевышним. А тут гости. По виду — бедуины (на самом деле — ангелы). Так Авраhам делает Г-споду Б-гу «регу» и идет принимать их. И только выполнив долг гостеприимства возвращается к прерванному разговору. И, заметьте, Всевышний его дожидается без всяких дел. Т. е. Его, по всей видимости, «такое отношение» вполне устраивает.
А вот Вы, мне кажется, реагируете на эту ситуацию так, как реагировали бы те же бедуины, будь они настоящими. Всех благ!

Шауль Айзек Андрущак

Ввиду того, что все данные ответы носили воспитательный характер, отвечу по существу, ибо, наверняка, многих посетителей интересует проблема формализации молитв.

1. Молиться своими словами — допустимо. Важно при этом уметь найти достойную форму обращения к Б-гу. Место этих «индивидуальных» обращений — добавка к установленным мудрецами молитвам.

2. Конечно, человеку, воспитанному в христианской культуре (себя не исключаю), трудно принять молитву в виде обязательного трехразового питания. «Ведь молитва — выход за рамки повседневной монтонности!» — скажем мы.
а. Но почему же мы обращаем внимание на плохие примеры, а не на тех людей, которые трижды в день молятся от души?! А может, из-за того, что кто-то неверно реализует нормативы, следует нормативы отменить?! Сказать ему не напрягайся, все равно все испортишь?! И закрыть таким людям путь к росту?!
б. Сам факт привыкания к постоянному общению с Б-гом (даже на этапах, когда общение не реализуется в полной и желательной мере) — уже хороший результат. Ведь в оптимальной форме — это сильный и достойный образ жизни.

Сравните это со здоровым питанием. Даже если человек правильно питается «из-под палки» — это полезно.

Йосеф Херсонский

7 Rufa
Всем привет!
Помогите мне разобраться, пожалуйста…
Человек прошел гиюр, стал евреем, и вот… проходит много времени, его праправнуки живут где-нибудь, только не в Израиле (а некоторые из этих внуков считаются евреями, т. к. мама когда-то стала еврейкой), и они решают совершить Алию.
Скажите, это реально?
Если да, то мне кажется это не очень справедливо. Ведь у многих евреев еврейство утеряно в военные годы и не только, а некоторые живут и не знают, что они евреи (уж простите за повторение). И получается, что евреи по крови (с утерянным еврейством, которое, по-моему, можно восстановить, но нет денег) не могут вернуться на свою родную землю (в Израиль) т. к. живут в нищете, а некоторые специально проходят гиюр и дорога в Израиль им оплачивается.
Хотя, может, я не права из-за своей неосведомленности.

Пройти гиюр очень и очень не легко — по крайней мере, труднее, чем восстановить документы.
При иммиграции «Сохнут» оплачивает проезд всем, кто попадает под Закон о возвращении.
Этот вопрос неоднократно был освещен на сайте, так что если Вам что-то непонятно воспользуйтесь поиском.

moderator

8 Alex
Шалом, уважаемые раввины!
Скажите, разрешено ли геру изучать каббалу?
С уважением Alex

Разумеется. На тех же условиях, что и прочим евреям.

Шауль Айзек Андрущак

У Вас возник вопрос, задайте его раввину!






{* *}