Top.Mail.Ru

Иудаизм для почемучек – Пурим

09.03.2005

В середине IV в. до н. э. самой могущественной державой в мире была Персидская. Она простиралась от Индии до Эфиопии и, среди прочих, включала в себя также Страну Израиля, еврейское население которой было в те времена немногочисленным: это были те, кто вернулся из Вавилонского пленения и заново отстраивал Иерусалим. Столица Персидского царства, Сузы (Шушан), была одновременно и главным центром еврейской диаспоры. Царь Ахашверош, очарованный красотой еврейки Эстер, взял ее себе в жены, а ее двоюродному брату Мордехаю пожаловал один из самых важных постов в государстве. Тем не менее, Аману, наиболее приближенному к Ахашверошу царедворцу, удалось убедить государя в необходимости истребить весь еврейский народ в один день — 13 адара следующего года. Над евреями, жившими под властью Ахашвероша, нависла смертельная опасность. Но Всевышний, по великой милости Своей, разрушил замыслы Амана и обратил их против него самого: Аман был казнен по царскому приказу, а евреям 13 адара было разрешено истребить своих врагов. Мордехай же стал вторым после царя человеком в государстве. В память об этом чуде мудрецы Торы того поколения установили, что день 14 адара, когда евреи праздновали победу над своими врагами, следует сделать праздником навечно. И праздник этот назвали Пурим.

(КША, «Пурим»)

В Пурим евреи шутят. Не то, чтобы в другие дни не шутили, просто в Пурим шутят по требованию закона, а в другие дни года — по велению сердца. Над кем же смеются евреи?

Над всем миром, но, прежде всего, над собой.

— Скажите, ребе, как понимать стих в «Песни песней»: «Вот кровать царя Соломона: шестьдесят бойцов вокруг нее, все — еврейские силачи»?. Не много ли — шестьдесят бойцов охраняют одну кровать?

— Ну что ты, сынок! Хорошо, если и шестидесяти хватит. Ведь они же е в р е й с к и е силачи.


(Пурим.ru/шутки)

Посетите наш сайт Пурим.Ru!










Почему в високосном году, когда добавляется еще один месяц адар, Пурим празднуют во втором, а не в первом адаре?



Для того, чтобы сблизить два праздника, установленных в память о спасении еврейского народа, — Пурим и Песах (Песах отмечают в месяце нисане, следующим за вторым адаром).

(Маhариль)

Подробнее о структуре еврейского календаря и о високосном годе см. «Еврейский календарь».





Еврейское имя царицы Эстер, данное ей при рождении, — hадас (что на иврите означает «мирт»). Почему ей было дано второе имя — Эстер?



Смысл ивритского имени «Эстер» — «сокрытие». Пребывая во дворце, hадас скрывала свою национальность, чтобы это не помешало ей спасти свой народ.

(Мидраш раба)

Другая причина: когда персидский царь Ахашверош выбирал себе жену, hадас старалась спрятаться от царских посланников, дабы не попасть во дворец.

(Аелет hа-шахар)





Почему евреи нарекли Мордехая именем Птахья?



«Птахья» означает «Б-г отворит». Это имя Мордехай заслужил благодаря своему красноречию (Б-г отворял его уста). К тому же, он владел 70-ю языками, что открывало ему возможность говорить с каждым на его языке.

(Пахад Ицхак)





Почему в канун Пурима, в пост Эстер, принято жертвовать 3 раза по половине монеты, имеющей хождение в данной стране (в России — три раза по полрубля, в США — полдоллара, в Израиле — полшекеля и т. п.)?



Этот обычай напоминает нам о том, как во времена Храма в месяце адаре (за месяц до праздника Песах) со всех евреев начинали собирать по половине серебряного шекеля для нужд общественных жертвоприношений.

Обычай тройного пожертвования связан с упоминанием в Торе полушекелевого пожертвования евреев на нужды Храма. В описывающей это главе «пожертвование» упоминается трижды.

(РаМО, Орах хаим, 694:1)





Почему во время прочтения в Пурим свитка Эстер при упоминании имени Амана принято шуметь и топать ногами (в некоторых общинах принято шуметь лишь тогда, когда имя это сопровождается соответствующими эпитетами: «Аман-злодей», «Аман, потомок Агага» и т. п.)?



Идея этого основана на словах Торы о народе Амалека, представителем которого и был Аман. Народ этот вошел в нашу историю как ненавидящий евреев исключительно из идейных соображений, вопреки выгоде и расчету. Они готовы проиграть во всем, но лишь бы навредить евреям — именно они решились напасть на евреев, оставивших за собой в руинах мировую империю – Египет, да еще чудесным образом прошедших по морю.

Тора говорит об Амалеке так: «Сотри память об Амалеке из поднебесной». Эти слова мы и реализуем, устраивая форменный гам, заглушающий имя злодея.

(РаМО, Орах хаим, 694:17)





Почему в свитке Эстер нет ни одного упоминания Б-га?



Потому что этот текст составлялся для государственных хроник Персидско-Мидийского царства.

(ТаЗ, Орах хаим, 334:11)

Свиток призван преподать нам урок: даже в ситуации, когда мы лишены ощущения Б-жественного присутствия, поступать следует подобно Мордехаю и Эстер. Мордехай прежде, чем предпринять политические шаги против указа Амана «разорвал одежды и посыпал голову пеплом» (иными словами совершил тшуву). Эстер прежде, чем пойти к царю с просьбой об отмене указа, постилась три дня (так же — для совершения полноценного раскаяния в ошибках и грехах).

Так же и мы должны осознавать, что истинным решением проблем будет реконструкция взаимоотношения с Б-гом (изучение Его Торы и исполнение Его заповедей). «Мирское» решение — лишь оболочка и реализация. Не следует путать главное и второстепенное.

(Ликутей сихот, том 3.)

Раввин Йосеф Херсонский

{* *}