Санhедрин — RELOAD

02.11.2005

sanhedrin.jpgНечасто встречается человек, ни разу не слышавший выражения «мессианская эпоха». Практически все жители Земли ждут ее наступления, хотя и не очень точно представляют себе, как она будет выглядеть и чем будет отличаться от сегодняшней жизни. Но, главное, совершенно точно известно, что после прихода Мошиаха (мессии) мир станет совершеннее, а жизнь — лучше. Вот только, к сожалению, непонятно, как это время приблизить. В этом вопросе имеются некоторые разногласия, хотя понятно, что все спорящие горячо желают добра как миру в целом, так и каждому конкретному человеку в частности. Но все же, если подумать, имеется некоторое действие, которое совершенно точно должно приблизить этот вожделенный момент и осуществить которое нам ничего не мешает. Что же это? — спросите вы с нетерпением. Отвечу: созыв Санhедрина! Мы не можем построить Храм, мы не можем назначить, выбрать, выдвинуть кандидата в Мошиахи, но Санhедрин-то созвать нам никто и ничто помешать не может! Никто, кроме нас самих…

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Самый первый Санhедрин (синедриона) был созван Моше-рабейнуКомментарий
и, вместе с ним, состоял из 71 старейшины. Семьдесят мудрейших знатоков Торы своего поколения были рукоположены самим Моше и получили право передавать смиху (рукоположение) из поколения в поколение, покуда эта живая преемственность не прекратилась из-за рассеяния.

Полномочия и обязанности Санhедрина весьма широки, и их рассмотрение не входит в задачу этой статьи, но нельзя не упомянуть о том, что именно его решения были обязательны не только для евреев, живущих в Эрец Исраэль, где он должен был заседать, но и для евреев всего мира. Конечно, это касается конкретного исполнения заповедей, а не теоретических разногласий. Иными словами, Санhедрин являлся высшим юридическим и религиозным органом еврейского народа.

Главной его задачей была интерпретация законов Торы, он мог даже вводить новые законы (безусловно, в рамках Торы), отвечающие запросам времени и поколения. Санhедрин, и только он, имел право передавать рукоположение, назначать малые суды в других городах, состоящие из 23 и из 3 мудрецов Торы. Он устанавливал календарь и объявлял даты праздников, и он же мог назначать царя. Все полномочия Санhедрина подробно оговорены в талмудических текстах Комментарий
, и на их изучение даже при наличии специального образования требуется немалое время.

ЕГО НЕТ ПОТОМУ ЧТО ЕГО НЕ ХОТЯТ

Проблема состоит в том, что положение вещей в hалахе (еврейском законе), к которому мы привыкли за прошедшие 1600 лет, возможно только при отсутствии Санhедрина. Именно об этом говорит Вавилонский Талмуд:
«Из-за того, что евреи в изгнании, Тора пребывает в величайшем пренебрежении» (трактат «Хагига», 5).

Если в наше время, человек, изучающий Тору, понимает какой-то hалахический вопрос иначе, нежели известные знатоки Торы, он должен проверить легитимность своей позиции, а убедившись, что не ошибается, имеет право и должен придерживаться своей интерпретацииКомментарий .

Хотя такое положение вещей удобнее для отдельно взятого человека, для народа было бы лучше, если бы одно из мнений получало силу закона, а все остальные оставались в области теории. Централизованное судопроизводство предотвратит нежелательные, с точки зрения Торы, нагромождения различных трактовок и путаницы.

САН
hЕДРИН — RELOAD

Возникает вопрос: можно ли восстановить утерянную традицию? По мнению РаМБаМа
 Комментарий, это возможно — при условии, что на это согласится большинство мудрецов поколения, проживающих в Эрец Исраэль.

Reload – 1
По-видимому, именно так была восстановлена смиха (рукоположение) во времена Второго храма (после Вавилонского изгнания), и потому в Великом собрании заседало в те времена больше, чем 70 мудрецов.

Reload – 2
После разрушения Второго храма в 70 г. н. э. Санhедрин собирался в Явнэ, а после поражения восстания Бар Кохбы — в различных галилейских городах. Распустили его (видимо, по римскому указу) около 425 г. С тех пор была предпринята лишь одна попытка восстановить смиху — в Цфате, во времена раввина Йосефа Каро Комментарий
, но успехом она не увенчалась, поскольку согласились на это не все мудрецы Эрец Исраэль.

Reload – 3…
После образования в 1948 г. Государства Израиль первый министр религий Йе
hуда Лейб Маймон настаивал на воссоздании Санhедрина для решения новых проблем еврейской жизни. Большинство религиозных деятелей страны отвергло это предложение, считая, что современные раввины и мудрецы недостойны меряться статусом с великими мудрецами Талмуда.

КТО ДОСТОИН, ТОТ ВОЙДЕТ

В ТалмудеКомментарий
перечисляются необходимые качества, обуславливающие вступление судьи в Санhедрин:

  • он должен хорошо разбираться в Торе и общих науках включая математику и медицину,
  • хотя еврейское право и осуждает колдовство, судья Санhедрина должен быть знаком с его практикой, чтобы быть в состоянии судить колдунов и идолопоклонников,
  • знать много языков, чтобы судебное решение не зависело от воли и профессионализма переводчика,
  • старики и скопцы не назначались в суд, потому что считалось, что им не будет хватать мягкости; то же касалось бездетных — мудрецы считали, что опыт отцовства делает человека более чувствительным и терпимым.

Позже РаМБаМ кодифицировал семь дополнительных требований к судьям Санhедрина:

  • мудрость,
  • смирение,
  • Б-гобоязненность,
  • ненависть к неправедно полученной прибыли,
  • любовь к правде,
  • любовь к людям,
  • добрая репутация.

САНhЕДРИН — А МОЖЕТ ВСЕ ЖЕ RELOAD?

Опасения знатоков Торы можно, конечно, понять. Более того, можно представить себе и то, что попытка созыва Санhедрина будет похожа на предпринятую в свое время Наполеоном и напоминать прокрустово ложе для еврейской религии, а не заседание мудрецов, созванное согласно законам Торы и не имеющее никаких задач, помимо предусмотренных hалахой.

Однако даже в наше не слишком героическое время нашлись смельчаки, рискнувшие подвергнуться критике и взявшие на себя инициативу по восстановлению Санhедрина. Ровно год назад в Тверии собрался представительный форум из 150 раввинов, принадлежащих к широкому спектру течений иудаизма. Этот форум принял решение о принципиальном восстановлении института Санhедрина — пока без окончательно установленного состава участников.

На торжественном открытии, состоявшемся в синагоге «О
hель Моше» в Тверии, выступил раввин Цви Идан, один из инициаторов собрания. Он напомнил присутствующим слова РаМБаМа о заповеди восстановления Санhедрина, предшествующей приходу Машиаха, и о том, почему Санhедрин восстанавливается именно в Тверии. Дело в том, что в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана», написано, что конец галута (изгнания) наступит в Тверии, и РаМБаМ в комментарии на это высказывание объясняет, что Санhедрин — это конец галута.

В разосланном раввинам письме говорилось:

«Мы заявляем, что Великий Санhедрин, а также суды 23 судей, которые будут основаны, согласно hалахе, в каждом городе и округе, открыты для участия всех мудрецов Торы. Все, что мы делаем, делается ради нужд поколений, необходимости наследования и заселения Эрец Исраэль, а также согласно требованию времени, чтобы существовал Великий Совет в Израиле, занимающийся нуждами нации, а также нуждами каждого конкретного человека, от великих до малых, по примеру суда Моше-рабейну, мир его праху».

1 ноября 2005 года в Иерусалиме состоялось заседание Санhедрина, посвященное годовщине со дня его создания. И в связи с этой важной датой хочется повторить изречение наших мудрецов: «Кто умен? — Тот, кто видит нарождающееся» (Талмуд, трактат «Тамид», 32а).

 

 

Сима Кориц