Преступление и наказание

05.12.2005

1.gifПредлагаем вашему вниманию подборку вопросов, ответы на которые дали раввины сообщества Rabbi.ru

Данная подборка является разделом готовящейся к изданию книги с рабочим названием «Rabbi.ru – избранное».

Определяющее отличие проекта Rabbi.ru от его аналогов в Интернете (включая англо- и ивритоязычные сайты-респонсы) — освещение самых разных граней иудаизма. Раввины спорят между собой, отстаивая собственные взгляды на Б-га и мир, в котором мы живем. Посетителю сайта остается только выбрать подходящий «лик Торы».

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СВОБОДА ВЫБОРА?

Дмитрий

Вопрос о свободе выбора. Человек, посланный в этот мир, наделен свободой выбора либо лишен ее полностью?

Ицхак Ройтман:

Существует множество обсуждений  этой темы. РаМБаМ, например, пишет, что если убрать идею свободы выбора, то сам принцип наказания и награды станет невозможным, ибо не за что станет наказывать и не за что награждать. Таким образом, методом «от противного» легко доказывается то, что свобода выбора существует.

Но если посмотреть с другой стороны, исходя из того, что Всевышний творит этот мир из абсолютного ничто и каждый момент заново, то возникает вопрос: а имеет ли вообще смысл существование этого мира и человека в этом мире — ведь это, в сущности, лишь поток Б-жественного света, которому кажется, что он существует?! Хасидизм дает парадоксальный ответ, признавая оба подхода одинаково истинными и именуя их «взглядом сверху» (даат эльйон) и «взглядом снизу» (даат тахтон).

Такое соединение несовместимых по своей природе вещей возможно только для Всевышнего, Который способен творить вещи, несовместимые друг с другом, и совмещать их вместе (нимна hа-нимнаот).

См. также соответствующие темы на сайте «Хасидус по-русски»:

Беседа Любавичского ребе о недельных главах Ницавим и Ваелех

Предметный указатель, статья «Нимна hа-нимнаот»

Раздел «Вера и наука»

 

СВОБОДА ВЫБОРА И ВСЕЗНАНИЕ ТВОРЦА

Леонид

Уважаемые раввины!

Вы писали, что право выбора — один из наиболее важных даров Б-га человеку. Но вот на одном из сайтов я прочитал следующее утверждение: «Существование Всеведущего Творца не совместимо с наличием свободы выбора для любого события (тварного) мира.

Доказательство:

Если Б-гу достоверно известно (на 100 %) о выборе для определённого события, то для этого события отсутствует свобода выбора, так как возможен только единственный выбор — тот, о котором достоверно известно Ему. А так как Б-гу достоверно известно обо всех событиях, то для всех событий отсутствует свобода выбора».

Не могли бы вы это прокомментировать?

Ицхак Ройтман:

РаМБаМ пишет о том, что если предположить отсутствие свободы выбора, то тогда идея награды и наказания тоже будет лишена смысла. Ибо за что наказывать, если человек что-то делает не по своему выбору? Таким образом, РаМБаМ приходит к выводу, что свобода выбора реально существует.

Существует немало апологетических объяснений тому, каким образом всезнание Всевышнего сочетается со свободой выбора. Объяснение, которое мне лично кажется наиболее убедительным, это то, что Всевышний не ограничен нашей логикой (и вообще какой либо логикой), и поэтому, то, что является взаимоисключающим для нас (либо выбор — либо знание), отнюдь не является таковым для Него.

Михаэль Кориц:

Посмотрите слова РаМБаМа на эту тему в 5-й главе законов Раскаяния.

Хочу добавить, что именно представление о мире, в котором нет Творца, может привести к детерминистическому взгляду на мир, в котором нет места для свободы выбора. Именно Создатель мира, обладающий абсолютной свободой, может дать свободу выбора своему высшему творению — человеку.

 

СВОБОДА В ВЫБОРЕ СУПРУГА

ВСЕВЫШНИЙ И ТЕРРОРИЗМ

Мириам

Здравствуйте.

Я читала, что еще до зачатия Всевышний определяет, кто станет второй половиной человека.

Не противоречит ли это тому то, что у человека есть право выбора и мы сами можем выбирать свою судьбу?

Я живу в Москве, и здесь тоже настало время террора и хаоса, как, впрочем, во многих других странах. Вот, например, то, что произошло недавно в Осетии (в Беслане) с невинными детьми. Что вы думаете обо всем этом? Как вы думаете, почему в мире происходят такие события?

Я буду очень благодарна, если вы найдете время ответить на вопросы, беспокоящие меня.

С уважением, Мириам.

Йосеф Херсонский:

Свобода выбора человека — тема, для понимания которой не хватит самого развернутого ответа на сайте. Поэтому сейчас выскажу лишь несколько тезисов (кажущихся мне важными в контексте Вашего вопроса), полагаясь на то, что Вы самостоятельно сможете изучить достоверные еврейские источники, освещающие тему.

А. Понятие «свобода выбора» не подразумевает «happy end». Воля совершить «по своему усмотрению» несет в себе расширение возможностей и всю ответственность за совершенное.

Б. Понятие «свобода выбора» не распространяется на все сферы нашей жизни. Устная Тора говорит, что наш выбор свободен лишь в сфере выбора меж добром и злом. Т. е. когда перед человеком возникает возможность совершить тот или иной поступок, только от него зависит, с каким намерением он его совершит и захочет ли совершить вообще.

Мы не можем ручаться за то, приведет ли тот или иной наш поступок к намеченным результатам. Мы не можем просчитать все нюансы и факторы, действующие в нашем мире, и потому ни один наш поступок не является продуманным в полной мере.

***

Нахождение подходящего супруга — сфера, где свобода выбора иллюзорна. Возможно, аргументом этому утверждению послужит результат жизненного опыта: никто и никогда не смог подгадать «нужного» будущего супруга — после брака нас всегда поджидают «приятные неожиданности»…

Террористические акты и прочие события глобального масштаба (помимо всего того, что не попадает в вышеописанную сферу свободы выбора) суть результат суммирования свободы выбора разных людей: террористов, политиков, служб безопасности, духовных лидеров (ответственных за моральный облик народа) и пр. Воля вершить «по своему усмотрению» обязывает нести всю ответственность за совершенное. Не удивительно, что не все обладатели этого дара используют его во благо…

Ицхак Ройтман:

Может быть, это немного не по теме, но тем не менее:

В свете вершащихся «несправедливостей» нашего мира есть давний спор (внутри ортодоксального иудаизма), действительно ли Всевышний «удалил Себя» из сотворенного мира или это так лишь в восприятии сотворенных. Хасидское учение придерживается второго мнения, но, вместе с этим, Любавичский ребе говорил: «Утверждение, что Всевышний находится в этом мире, который есть "нечистое место" (и еще хуже — место идолопоклонства, изобилующее событиями, упомянутыми в Вашем вопросе, — И. Р.) — очень сложно для понимания».

Когда я читал это, у меня в голове возникла мысль: а почему мне это не трудно объяснить, а Ребе — трудно!?

Наверное, ответ в том, что мы восприняли иудаизм и веру во Всевышнего как нечто абстрактно-математическое. И поэтому нам «не сложно» сказать, что Всевышний находится в этом мире, полном зла, несчастий, кровопролития, террора. Ребе, который чувствует Всевышнего сердцем, а не только воспринимает как абстрактную идею «первопричины» и «перводвигателя», говорит, что это — очень–трудно–утверждать–что–Всевышний–находится–в–таком–мире.

Собственно, каждый день в молитве мы произносим «В их (евреев) горе — Ему горько» (бэ-хол царатам – ло цар).

 

СВОБОДА УХОДА

Alon

Вопрос банальный, и все ж: свобода воли в «пределах существования» декларирована, но человек не волен покинуть эти пределы.

Йосеф Херсонский:

Алон!

Покинуть «пределы существования» довольно просто! Не «не волен», а «не имеет права»! Это и есть свобода выбора!

 

СВОБОДА И РАВЕНСТВО

Мик

Считается, что именно Б-г создает человеку судьбу. В таком случае, почему одни евреи рождаются в лучших семьях, а другие в худших... одни умирают, а другие живут долго? Если все души одинаково равны, то почему тогда судьба у всех разная с самого начала?

Шауль Айзек Андрущак:

Уважаемый Мик!

Б-г не создает человеку судьбу, а предоставляет это сделать ему самому, снабдив для этого пресловутой свободой выбора. Стартовые условия действительно разные — это как с мамой с папой повезет, какую душу они подманят. Но вот за то, как судьба человека сложится в дальнейшем, ответственность несет только он сам. Так что нам и карты в руки.

 

Йосеф Херсонский:

А. Ответ р. Шауля требует, на мой взгяд, оговорки: свобода существует в сфере выбора между добром и злом. Но никак не распространяется на прочие сферы.

Т. е. Б-г заранее задает некие исходные параматры: состояние здоровья, интеллектуальный и эмоциональный потенциал человека, его пристрастия и наклонности и пр. и пр. (не советуясь с нами). Свобода выбора человека — балансировать внутри заданных рамок и мотивировать свои поступки добрыми или грешными намерениями.

Следует отдельно отметить, что нет ни одной «запрограммированности» свыше на совершение греха.

Б. Что же касается упомянутого «неравноправия», созданного Всевышним, то:

1. Всевышний ставит разные цели перед разные творениями. Потому и наделяет их разными свойствами. В этом вопросе стоит оторваться от понятий «приятно / неприятно» и прекратить рассматривать мир с точки зрения привычной нам шкалы ценностей. Поскольку речь идет о целях существования Вселенной, а не только нашего отдельно взятого существования.

2. Дай Б-г всем одинаковые условия, были бы все мы одинаковыми клонами. И был бы это уже совсем иной мир. Вовсе не тот, который хотел создать Творец. Можно долго полемизировать на тему, каким бы был мир тогда, но мне видится это неплодотворным и нецелесообразным процессом. Лучше попытаться понять (не за 5 минут, а в течение жизни), зачем Б-г поступил именно так. И в чем польза и добро в этом и от этого.

 

СВОБОДА ВЫБОРА И ВОСПИТАНИЕ

Xoxmovich

Что такое право выбора в иудаизме? Вообще, и особенно касательно изучения Торы и выполнения заповедей? О каком праве выбора идёт речь, если сперва в Торе постановили заповеди (потом насчитали 613), а затем и мудрецы оградили свои заповеди от любых посягательств на них? И если человека программируют Торой с 3-летнего возраста, вдалбливая в малыша, что всю жизнь надо посвятить изучению Торы, что тогда такое право выбора, и как оно может реализоваться? Я не понимаю. Ответьте, пожалуйста, подробнее.

Йосеф Херсонский:

Право выбора реализуется в том, что никакое воспитание не воспрепятствует человеку поступить вопреки полученному от родителей/общества, если он того захочет.

 

СВОБОДА ВЫБОРА У ЖИВОТНЫХ

Игорь

Шалом! Уважаемые Рабби! Есть или нет свобода выбора у животных? С уважением Игорь.

Михаэль Кориц:

Уважаемый Игорь!

Свобода выбора напрямую связана с заповедями, обязанностями которые лежат на еврее (заповеди Б-га даны людям, но не животным, — прим. ред.). Отсутствие обязанностей освобождает и от свободы выбора.

 

ТОРА ПРЕДШЕСТВОВАЛА СОЗДАНИЮ МИРА

Anatoly

Слышал утверждение из уст раввина, что Тора уже была у Создателя до сотворения Мира. Как это совместить со свободой воли человека и всем ходом истории?

Йосеф Херсонский:

Усилю Ваш вопрос.

Существует также высказывание в Устном предании (мидраше), что и еврейский народ предшествовал сотворению мира. В теперешнем понимании и Тора и Израиль (еврейский народ) — неотъемлемые элементы нашего мира. Как понимать утверждение, что эти элементы мира существовали до сотворения мира вообще?!

Фразу «Тора и евреи предшествовали сотворению мира» следует понимать не как «Законы Торы, приложенные к материальному миру + тела или души еврейского народа были созданы до Сотворения мира». Верное понимание — идея и цели Торы и миссия избранного народа предшествуют по важности (в системе приоритетов Творца) всем прочим элементам Вселенной и являются причиной ее сотворения.

Ицхак Ройтман:

Шалом!

В общем, существует два подхода:

1. Мир, в котором раскрывается Тора (мир предшествует Торе)

2. Тора, по которой творится мир (Тора предшествует миру).

В общих чертах, первый подход на языке хасидского учения называется «взглядом снизу», со стороны сотворенного мира, а второй — «взглядом сверху», со стороны Творца.

Если смотреть «снизу», мир постигаем нами, а Творец — непостижим.

Если смотреть «сверху», мир вообще не существует.

Понятно, что все представления человечества (в т. ч. — о свободе выбора) существуют только при «взгляде снизу».

Парадоксально, но хасидизм считает оба подхода одинаково истинными и имеющими корень в Сущности Б-жественности.

 

ЖЕСТОК ЛИ Б-Г?

Vladimir Kaktusov

Шалом, Уважаемые Раввины. Этот вопрос, наверняка, так сказать, обсасывался многократно. И те не менее…

Если все мы дети Его, то не слишком ли Он к детям жесток? Человеческая аналогия такая — дедушка сжег в печке праправнука (условно) за прегрешения внука (или сына) (до седьмого колена, по-моему). Трудно любить столь жестокого родителя. Заранее благодарен.

Михаэль Кориц:

Шалом!
Один из важных принципов Торы — награда и наказание только за собственные поступки человека. Поэтому никто не может быть наказан за прегрешения родителей.
А как же понимать фразу в Торе «Б-г, налагающий грех отцов на детей…», наказание до седьмого поколения? Речь идет о тех потомках, которые продолжают идти по пути своих неправедных предков. В этом случае их наказание больше. Но, конечно, у них была свобода выбирать, идти или не идти по неверному пути.

 

НАКАЗАНИЕ ЗА НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Житель 13 этажа

Недавно прочитал в книге "Еврейская культура", что если человек нарушает своё обещание, то его ждёт наказание уже в этом мире.
Так как я не очень верю в Грядущий Мир, то хочу задать вопрос: ждёт ли меня наказание в этом мире за нарушение
семи заповедей сыновей Ноаха, если я дал обещание их соблюдать?

Йосеф Херсонский:

Чтобы ответить на Ваш вопрос, следует классифицировать всю сферу обязанностей человека. Исходя из этого, можно будет определить, какие из обязательств зависят от решения человека их исполнять, а какие — нет.

Существуют 3 категории обязанностей:
1. Заповеди
2. Обеты и клятвы (обещания, данные Б-гу в форме клятвы, обета и т. п.).
3. Обещания (честное слово и т. п.).


1. Заповеди (как для евреев, так и для неевреев) — обязательность их исполнения не зависит от того, принимал ли человек решение следовать им. Значимым фактором будет не данное обещание их соблюдать, а понимание их обязательности. После того, как человек понял и осознал важность заповедей, спрос с него уже другой. Он перестает рассматриваться, как никогда-не-ведавший-о-правильном.

2. Обеты и клятвы — добровольно принимаемая на себя ответственность человека перед Б-гом. Если человек — еврей, то исполнение данного обета/клятвы есть исполнение одной из 613-ти заповедей Торы, а нарушение — нарушение заповеди.

3. Обещания «простые» могут относиться к различным заповедям, как, например, запрет подводить ближнего в финансовых вопросах, запрет производить ложное впечатление о себе и т. п.

Каждый частный случай должен рассматриваться отдельно.

В общем, об этой сфере сказали мудрецы: «Не сдерживающий слова лучше бы не родился».

СТАТУС ЗАКОНОВ МУДРЕЦОВ
В Торе обещана награда за выполнение заповедей и наказание за нарушение, даже в том случае, если другие евреи о заслуге или преступлении не знают или им все равно.

А что приобретает еврей, выполняющий в той же ситуации постановления мудрецов, и что теряет тот, кто их нарушает?

Исроэл Баренбаум:

Соблюдение постановлений мудрецов, благословенной памяти, есть выполнение заповеди Торы: «… по Закону который укажут тебе… и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они укажут тебе, поступи; и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе…» (Дварим, 17:10-11) — со всеми вытекающими отсюда последствиями.



[назад] См. Тания, часть 2

[назад] 5.9 Ты можешь подумать: ведь Святой Благословенный знает все, что произойдет, до того, как это происходит; но может ли Он знать, будет ли человек злодеем или праведником? Если Он знает, что человек будет праведником, тот не может не стать праведником; если же предположить, что при этом человек может стать злодеем, то выходит, что Г-сподь не знает истину?!

5.11 Мы уже говорили во второй главе «Фундаментальных законов Торы», что Г-сподь не «знает знанием», которое вне Его, как человек, знание которого и он сам суть две разные вещи; но Он, благословенно Имя Его, и Его знание — одно. И не может человеческое сознание постичь это вполне. И так же, как не может человек осознать и понять истинность существования Создателя, как сказано: «Не может увидеть Меня человек, будучи живым» (Шмот, 33:20), — так же не способен он осознать и понять, что значит «знание» Создателя; об этом говорит пророк: «Ведь мысли ваши — не Мои мысли, и пути Мои — не ваши пути» (Ишаяу, 55:8). Исходя из всего этого, не можем мы понять, как знает Святой Благословенный все создания и их поступки.

5.12 Но известно без сомнения, что поступки человека в руках человека; и Святой Благословенный его не подталкивает и не предопределяет для него делать нечто или не делать чего-то. И не только принятие веры дает нам знание этого — тому есть очевидные доказательства философского характера. Поэтому говорили пророки, что судят человека за все его поступки, каковы они — хороши или дурны; и это то, на чем основаны все пророчества.

Мишнэ Тора, книга Знаний, законы Тшувы (раскаяния), глава 5, пункт 4 и далее

[назад] Мишнэ Тора, там же

[назад] Позиция, высказанная основателем ХаБаД Алтер ребе в книге «Тания»

[назад] См. Тания, часть 2-я