Наука и религия — 1

19.12.2005

1.jpgПредлагаем вашему вниманию подборку вопросов, ответы на которые дали раввины сообщества Rabbi.ru

Данная подборка является разделом готовящейся к изданию книги с рабочим названием «Rabbi.ru – избранное».

Определяющее отличие проекта Rabbi.ru от его аналогов в Интернете (включая англо- и ивритоязычные сайты-респонсы) — освещение самых разных граней иудаизма. Раввины спорят между собой, отстаивая собственные взгляды на Б-га и мир, в котором мы живем. Посетителю сайта остается только выбрать подходящий «лик Торы».

Предшествующие опубликованные главы:
«Верю — не верю»
«Преступление и наказание»

 


23. ИЗУЧЕНИЕ НАУК

Леонид
Читать ли мне научные журналы и смотреть ли научные передачи? Там ведь трактуется всё совсем по-другому, нежели в Иудаизме!

Исроэл Баренбаум:
Уважаемый Леонид!
Прежде всего, спешу Вас заверить, что отнюдь не все и даже не большая часть современных научных данных не соответствуют взглядам Торы. К тому же, следует дифференцированно подходить к разным наукам и научным теориям, оценивая, в какой мере их данные подтверждены эмпирически, а в какой — являются результатом не строго доказанных предположений и допущений.

Развитие точных наук в целом — с точки зрения иудаизма, процесс абсолютно необходимый для полноценного существования человечества. Однако ответить на ваш вопрос по существу (читать ли мне?.. смотреть ли мне?..), т. е. определить персональные приоритеты в области обучения, можно только зная и учитывая Ваши образование, профессию и познания в еврейских дисциплинах.

Арье Спектор:
Интересно, что сейчас мнение ученых приближается к мнению Торы. Конечно, полезнее читать Тору, а не научные журналы, но порой это необходимо (например, для заработка). В любом случае, читая подобные материалы, надо знать, что не всё там — истина.


24. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ, КОСМОС

Marcel S
Шалом! Мои вопросы касаются сотворения мира, точнее его устройства. Наука нам говорит, что это крутящийся шар в солнечной системе. Но Тора описывает нечто другое. Я вот уже третий год последовательно читаю Тору, но никак не могу ясно представить то место, в котором мы живем. Конечно, я понимаю, что ушла вода и явилась суша, я вполне представляю, что это за пространство, называемое небом. Но я не понимаю, почему тогда движутся небесные светила и что это такое? Солнечная система? Или какой-то закон Б-жий? Это и есть мой основной вопрос.
Второй вопрос касается понятия «космос» — что это? «Тьма над бездною»?
С уважением! Марсель

Иерахмиэль Китнер:
Уважаемый Марсель!
Вопросы, касающиеся понимания сотворения мира, чрезвычайно сложны. Не пытайтесь понимать написанное в Торе буквально. Для этого пользуются комментариями. Описанное Торой сотворение мира Всевышним характеризуют, в первую очередь, не материальные объекты, а их духовные эквиваленты. Поэтому пытаться понять слова Торы с материалистической точки зрения — занятие неблагодарное. Хочу лишь заметить, что современные представления науки об устройстве Вселенной более-менее соответствуют представлениям иудаизма. Особенно четко они сформулированы РаМБаМом (Маймонидом) в «Книге Знаний»Комментарий кодекса Мишнэ Тора .


25. ВОЗРАСТ МИРА

Anatoli Rozenblit
Почему господа раввины с таким упорством отрицают твердо установленный наукой факт, что мир существует куда дольше 5764 лет? В качестве доказательства они приводят такую, извините, невежественную чепуху, которую читать тошно.
Наука не нуждается в религии, но религия обязана считаться с установленными наукой фактами, иначе она ставит себя в смешное положение. Честный ответ на вопрос, почему мы празднуем 5764 год: «Такова традиция». Этот ответ всех устроит. Не дело религии заниматься космогонией, ее дело — человеческая душа. А это задача, по меньшей мере, такая же благородная, как и познание материального мира, чем и занимается наука.

Ицхак Ройтман:
Уважаемый Анатолий!
Наука «устанавливала факты» лет так 150 назад. С тех пор наука существенно поумнела (а признак истинного разума — это осознание границ его применимости, как известно) и перестала «устанавливать факты», а стала лишь выдвигать правдоподобные предположения.

Не говоря уже о том, что предположение о «самозарождении» мира — это, наверное, самая абсурдная мысль, из всех, которые приходили когда-либо в голову человеку, что-то вроде идеи «вечного двигателя».

Ицхак Ройтман (ответ на схожий вопрос):
На мой взгляд, принципиальное отличие картины, рисуемой Торой, от картины, рисуемой физиками, не в сроках, а в том, является ли процесс сотворения и развития мира процессом управляемым или хаотичным.

Физика считает, что все существующее — результат хаотических процессов. Соответственно, чем больший срок берется для таких процессов, тем более правдоподобно это выглядит для необразованных людей, не сведущих в математике и физике (элементарные подсчеты показывают, что 15 миллиардов лет тоже не хватит для создания жизни. См., например, книгу Л. Келемана «Возможность поверить»; не говоря уже о проблеме со вторым началом термодинамики, вообще запрещающем устойчивые и продолжительные процессы самоорганизации).

Тора говорит, что Сотворение — это процесс, управляемый сознательной творящей силой, — соответственно, нет нужды в предположении о том, что это было 15 миллиардов лет назад.

Михаэль Кориц:
Уважаемый Анатолий!
Мне хотелось бы объяснить свою точку зрения. Начнем с того, в чем я с Вами согласен. Вы пишете: «Религия обязана считаться с установленными наукой фактами». Вы правы: Тора обращена к реальному миру, и невозможно не считаться с фактами этого мира. Например, современная наука занимается внематочным оплодотворением. Это означает, что раввины должны дать ответ на все возникающие проблемы — такие как семейные связи этого ребенка, его имущественные права и т. д.

Это для меня пример факта. Когда же я слышу утверждение, обоснованное самым научным образом и утверждающее, что мир существует столько-то миллиардов лет, то речь идет не о факте, а о научной гипотезе.

Мне неизвестно Ваше образование (хотя образованный человек обычно не спешит обвинять других в невежестве), но попытаюсь объяснить свою позицию простым языком. Все гипотезы можно разделить на две принципиально разные группы.

Одна из них берет за основу интерполяцию, то есть распространение известного на неизвестное, когда неизвестное находится как бы между известными фактами. Принцип этот, кстати, широко используется в Талмуде. Например, основываясь на этом принципе, мы не проверяем свиток Торы перед каждым чтением в синагоге, полагаясь на его кошерность (отсутствие в нем ошибок) после первой проверки.

Совсем другое дело, когда гипотеза относится к области, которая далеко выходит за пределы известных нам фактов. Тут уже применяется принцип экстраполяции — если это так сейчас, то так было и раньше. Логическая надежность этого принципа ничтожна. Иногда он используется и на практике, но очень часто приводит нас к ошибке. В основе всех без исключения гипотез о возрасте мира лежит экстраполяция — вера в неизменность физических констант. Совсем нетривиальное предположение.

С другой стороны, у меня вызывает доверие информация, хранимая еврейским народом и передававшаяся из поколения в поколение. За последние сто лет накопилось немало примеров, когда опровержения этой информации так называемой «библейской критикой» сами опровергались на дальнейшем витке развития науки (истории, археологии, физики и т. д.). В сведениях, записанных в Торе, утверждается, что природа менялась, скажем, во время всемирного потопа. Таким образом, теория о возрасте мира для меня неприемлема даже как гипотеза — прежде всего, из-за предположений, на которых она основывается.

Надеюсь, мне удалось объяснить свою позицию.


26. КРЕАЦИОНИЗМ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ

Рома
Уважаемые раввины!
У меня к вам есть один животрепещущий вопрос: что вы лично (и Тора вообще) думаете о сотворении Мира? Какой теории вы придерживаетесь — креационизма (Божественный вариант) или эволюционизма (например, Дарвин или Ламарк)?
Очень хотел бы услышать ваш ответ!

Ицхак Ройтман:
Тора говорит, что Всевышний сотворил мир из абсолютного ничто за семь дней.

Хасидизм добавляет, что творение мира — это перманентный (постоянно происходящий) процессКомментарий.

Креационизм весьма близок к позиции Торы. Дарвинизм (даже с «расширением» Опарина, которое когда-то мы проходили в школе, про «первобытный бульон»), как ни странно, тоже достаточно близок к Торе (Дарвин, как известно, был человеком верующим), ибо ступени «эволюции» вполне совпадают со ступенями творения по Торе.

Тора называет следующие основные этапы:
- первоначальный хаос
- свет и тьма
- небо и земля
- растения
- рыбы и птицы
- животные
- человек

Современные теории, в общем, придерживаются того же порядка. Различие — лишь в трактовке процесса: либо это развитие, направляемое внешней силой (Тора, креационизм), либо — саморазвитие (дарвинизм).

Идею саморазвития также нельзя считать совсем абсурдной. Первый комментарий РаШИКомментарий к Торе  гласит: «Силу деяний Своих сообщил народу Своему…» (коах маасав hигид леамо). Слово «коах» на иврите, как известно, означает не только силу, но также «потенциал». Всевышний, безусловно, вложил в  «свои творения» потенциал саморазвития. Абсурдно только распространение этой идеи на те области, где она неприменима.

После открытия второго начала термодинамики, развития математической статистики и генетики тему дарвинизма (и всех теорий «самосотворения»), на первый взгляд, можно было бы уже считать исчерпанной, но человек не столь логичен, как это принято думать.

Несколько материалов на тему «вера и наука» в Интернете можно найти на сайте Хасидус.ru.


27. ИНОПЛАНЕТЯНЕ

NAJ
Как религия относится к существованию инопланетян и т. п.? Если это не отрицается, нарушает ли какой-то запрет тот, кто считает, что имеет с ними связь, контачит с ними? Спасибо заранее за ответ.

Ицхак Ройтман:
Любавичский Ребе считает, что в принципе, в идее «инопланетян» нет ничего противоречащего Торе, хотя нет и никакого подтверждения этой идеи из Торы. С другой стороны, принципиально, что Тора была дана один раз, и существа, обладающие свободой воли, существуют только в одном месте Вселенной.

Йосеф Херсонский:
Привожу суть упомянутого ответа Ребе:

Иудаизм не отрицает существования жизни на других планетах — об этом говорится в Талмуде. С одной оговоркой: вне Земли нет «разумной жизни». «Разумная жизнь» в данном случае подразумевает наличие существ, подобно людям, обладающих независимым разумом и, как следствие — свободой выбора.

Свобода выбора — возможность самостоятельного выбора между добром и злом. Истинные добро и зло в свою очередь — производные истинной шкалы ценностей, законов (заповедей) Б-га. Отличительная особенность Истины — истина есть лишь одна.

Поскольку Б-г огласил свои заповеди-законы, даровав Тору евреям, живущим на Земле, мы можем ознакомиться с этой Истиной. Читая Тору, мы видим, что ее понимание и исполнение ее законов жестко привязаны к земным условиям. Из этого следует, что существование разумных существ, подобно людям, обладающим свободой выбора, возможно лишь на планете Земля. Судя по сказанному Ребе, существование жизни возможно и на других планетах, возможно также, что эти существа обладают эмоциями и интеллектом, но не обладают свободой выбора. Если жизнь на других планетах существует, то ее представители структурно похожи на животных или на роботов.

 

28. ВЕЧНА ЛИ ЗЕМЛЯ?

Posherstnik Pavel
У меня к Вам такой вопрос:
Многие писатели-фантасты говорили: «Земля колыбель человечества». Допускает ли иудаизм, что земля не вечна и когда-нибудь люди будут вынуждены переселиться на другую планету? Где в таком случае будет Иерусалим? Храм, в котором можно принести жертву? И в какую сторону в такой ситуации будут молиться евреи?
Спасибо

Михаэль Кориц:
Уважаемый Павел!
Оставим фантазии в сторону. Евреи уже были вне Земли, хотя, к сожалению, последний полет и закончился трагедией (имеется в виду полет в космос израильского космонавта Илана Рамона, — прим. ред.).

Ответ однозначен: Храм остается на месте, и молиться надо в его сторону. Или соответственно — Иерусалима, земли Израиля, планеты Земля.

 

29. БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Иштар Зеликман
Упоминается ли где-нибудь в Каббале или в Талмуде о «Бермудском треугольнике»? И если да, то где и как обедняется. Спасибо.

Михаэль Кориц:
Уважаемый Иштар Зеликман!
Автор системы тематического изучения Талмуда раввин Ба-Гад, связывает с загадкой Бермудского треугольника написанное в комментарии РаШИ к трактату Талмуда «Брахот» (лист 8, стр. 1). РаШИ упоминает об особых местах в океане, где «не принимается железо». Раввин Шмуэль Страшун (РаШаШ) объясняет это явление концентрацией магнитов на дне моря.

 

30. ТЕОРИЯ ХАОСА

Александр
Я знаю, что Вы имеете информацию по поводу теории хаоса. Она как-то связана с парадоксом свободы воли. Если можно, расскажите вкратце об этой теории.
Спасибо.

Михаэль Кориц:
Уважаемый Александр!

В дилетантском изложении теория хаоса утверждает, что существуют процессы, конечный результат которых сильно изменяется даже при небольших изменениях входных параметров, и поэтому их результат принципиально непредсказуем. Например, расчет на сверхмощном компьютере погоды на год вперед настолько сложен, что ничтожная ошибка во входных параметрах сделает весь расчет неверным.

Теория эта вслед за теоремой Геделя и принципом неопределенности Гейзенберга вновь показывает нам сущностные ограничения процесса познания, но проблема свободы воли намного глубже этого вопроса.

Здесь можно обнаружить, скорее, психологическое воздействие — «освобождение» свободы отдельной личности через разрушение основ философского детерминизма, который так сильно очаровал в свое время человеческую мысль. Корень человеческой свободы — в свободе абсолютной, свободе Творца, которая лежит вне творения.

 

 

 

Раввин Йосеф Херсонский