Наука и религия — 2

26.12.2005

nauka.jpgПредлагаем вашему вниманию подборку вопросов, ответы на которые дали раввины сообщества Rabbi.ru

Данная подборка является разделом готовящейся к изданию книги с рабочим названием «Rabbi.ru – избранное».

Определяющее отличие проекта Rabbi.ru от его аналогов в Интернете (включая англо- и ивритоязычные сайты-респонсы) — освещение самых разных граней иудаизма. Раввины спорят между собой, отстаивая собственные взгляды на Б-га и мир, в котором мы живем. Посетителю сайта остается только выбрать подходящий «лик Торы».

Предшествующие опубликованные главы:
«Верю – не верю»
«Преступление и наказание»
«Наука и религия – 1»

 

31. ПРИВИВКИ И МЕДИЦИНА

Дмитрий
Как Вы относитесь к прививкам? К тому же, для приготовления вакцин используют некошерные компоненты —  кровь животных и т. п. И как быть с лекарствами вообще? Сложно судить, из чего их делают, а прием лекарства мало отличается от приема пищи — берешь да глотаешь.

Ицхак Мушинский:
Глобальный вопрос о целесообразности прививок — чисто медицинский, поэтому лучше всего поинтересоваться мнением врачей. Большинство из них в целом поддерживают идею прививок, но по поводу каждой из них в отдельности могут быть расхождения.

Что касается кошерности, то прививки как правило вводятся шприцом и проблем с кошерностью возникнуть не должно. Запрет некошерного распространяется только на еду, т. е. прием пищи через рот. Сложности могут возникнуть лишь в том случае, когда в состав прививки входят вещества, запрещенные не только в пищу, но и к любому использованию, например мясо, сваренное в молоке, некошерное вино. Но это — маловероятно. К последней категории относится употребление в дни праздника Песаха хамеца (продуктов, изготовленных из муки или злаковых зерен, — прим. ред.). Так что в Песах прививки лучше не делать.

По поводу лекарств единого ответа на все случаи нет, это достаточно сложный вопрос. Играющими роль факторами могут быть степень опасности, в которой находится больнойКомментарий, степень запретаКомментарий ингредиентов лекарства, наличие неприятногоКомментарий или приятногоКомментарий вкуса лекарства и т. п.

Приведу несколько критериев.

Как правило, большинство таблеток безвкусны или имеют горький вкус, так что прием лекарств никакого наслаждения не доставляет (облегчающий фактор).
Как правило, следует избегать капсул (их изготавливают из животного желатина), если есть таблеточный вариант (отягчающий фаткор).
Для разрешения приема лекарств, обладающих приятным вкусом, иногда будет достаточно проглотить его таким способом, чтобы не этого самого вкуса почувствовать.
Но в каждом конкретном случае нужно все же предварительно посоветоваться с квалифицированным раввином.

Существуют списки кошерных лекарств, о них можно узнать у раввинов в стране Вашего проживания.
Если речь идет о серьезной опасности для жизни и спрашивать некогда, не беспокойтесь, в таких случаях можно применять практически все.

32. КЛОНИРОВАНИЕ

Овадья-Ади
Как иудаизм относится к клонированию?

Йосеф Херсонский:
«Берейшит» (первая недельная глава Торы) рассказывает о сотворении мира за семь дней, в каждый из которых Всевышний творил различные элементы мироздания. В шестой день Он сотворил Адама, первого человека, и из него — Хаву, первую женщину. Сегодняшние технологические достижения, кажется, дают нам интересную возможность: повторить поступок Творца посредством клонирования.

В настоящее время раввины обсуждают этот вопрос, и, надо сказать, однозначных ответов пока нет. Упомяну некоторые моменты этого обсуждения, являющиеся ключевыми с точки зрения Торы.

Человек здравомыслящий непременно задумается: а как это будет выглядеть с точки зрения нравственности? Будет ли клон «нормальным» человеком? Как эта новая реальность изменит мироощущение людей вообще? Если этот здравомыслящий человек, к тому же, верит в Б-га, то к набору вопросов добавится еще несколько: не нарушает ли клонирование Б-жественных правил мироздания? Будет ли клон обладать свободой выбора? Сможет ли он попасть в рай или в ад? А если этот здравомыслящий человек — религиозный еврей, то, помимо прочего, обязательно спросит: клон — еврей или нееврей? И, если еврей, к какому колену еврейского народа он относится? Возможна ли ситуация «клон-коhен»?..

Михаэль Кориц:
Здравствуйте Овадия!
Проблема клонирования обсуждается современными раввинами уже несколько лет. Прежде всего, еврейская традиция всегда приветствовала успехи человеческого разума. Мидраш приводитКомментарий следующую историю:

Злодей Тиранус Руфус (римский прокуратор Иудеи во II в. н. э.) спросил рабби Акиву: «Чьи дела совершенней — Б-га или человека?»
Рабби Акива ответил: «Человека — совершенней».
Сказал ему Руфус: «Ведь из этого следует, что человек может сделать небеса и землю».
Ответил ему рабби Акива: «Не говори мне о том, что выше людей, над чем они не властны…».
Сказал Руфус: «Почему же вы делаете обрезание?»
Ответил ему рабби Акива: «Я знал, что об этом ты спрашиваешь, потому и предварил тебя, сказав, что дела людей совершенней…».
Подал ему рабби Акива колосья и булочки и сказал: «Вот (колосья) — дела Святого, благословен Он, а вот (булочки) — дело рук человека. Разве булочки не совершенней колосьев?»
.

Клонирование «обещает» открыть очень широкие перспективы в развитии таких областей медицины как пересадка органов, лечение бесплодия, создания новых методов борьбы с болезнями и т. д. Все это порождает большие надежды и радует. Но есть и опасения, связанные, прежде всего, с попытками клонирования человека. Как избежать ущемления в правах человека, появившегося в результате клонирования? Как правильно определить его социальное положение и родственные связи? Вопросов много, и не на все из них найдены четкие ответы.

Интересно отметить, что сама проблема создания человека неприродным способом обсуждается уже в ТалмудеКомментарий и является вещью разрешенной.

Существует немало раввинских решений, отвечающих, например, на вопрос, может ли такой «искусственный» еврей стать частью «миньяна» и т. п.

33. ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

arie

Здравствуйте у меня такой вопрос: если бездетная еврейская семя решила, что женщина (жена, хупа была) забеременеет с помощью искусственного оплодотворения. В банке спермы был взят «материал», и она забеременела; донор, судя по всему, еврей. Будет ли родившийся ребенок мамзером (незаконнороэженным)?

Ицхак Мушинский:
Уважаемый Арье.
По поводу статуса ребенка существуют разные мнения. Общепринятое мнение — раввина Моше ФайнштейнаКомментарий — наименее строгое в этом отношении: мамзером может быть только ребенок, рожденный непосредственно от запрещенной связи двух людей.

Однако все же некоторое отношение к донору ребенок имеет (например, ему нельзя жениться на дочери этого человека).
Автор респонсы «Циц Элиэзер»Комментарий также считает, что мамзера таким образом произвести нельзя.
Существуют и более строгие мнения, к примеру, автора респонсы «Минхат Ицхак»Комментарий.

В общем, согласно мнению подавляющего большинства hалахических авторитетов, ребенок не будет признан мамзером. Разумеется, это не означает, что изначально допустимо пользоваться анонимным донором. В крайнем случае, как следует из «Игрот Моше», в этой роли предпочтителен нееврей.


Иерахмиель Китнер:
К ответу р. Мушинского я хотел бы добавить, что вопросы, связанные с искусственным оплодотворением, чрезвычайно сложны и требуют индивидуального подхода и решения раввина, специализирующегося именно в этой области еврейского законодательства. Если Вы хотели бы получить координаты такого раввина, задайте дополнительный вопрос на сайте.


34. ЭВТАНАЗИЯ, ГУМАННОЕ УМЕРЩВЛЕНИЕ

Siqel

Не дай Б-г, конечно, но к сожалению бывают случаи, когда человек уже не хочет жить, мучается сам и мучает других. Эвтаназия в таких случаях запрещена. А возможно ли недостаточное оказание медицинской помощи (специально)? И после смерти нужно ли соблюдать траур? Ведь в общем-то в таких ситуациях смерть — лучший выход и, как ни страшно это звучит, это уже не траурное событие.

Иерахмиель Китнер:
Уважаемыйая Sigel,
В первую очередь, позвольте не согласиться с Вашим утверждением, что «ведь в общем-то в таких ситуациях смерть — лучший выход…». Иудаизм считает человеческую жизнь ультимативной ценностью. Причем, вне зависимости от физического состояния человека. С точки зрения Всевышнего, каждый момент пребывания души в теле — это высочайшее проявление Б-жественности, доступное в нашем материальном мире. И мы не имеем никакого права (особенно морального) утверждать, что если человек мучается, то его жизнь не так ценна, как жизнь здорового человека. Поэтому ответ на Ваш первый вопрос будет такой: ПРЕДНАМЕРЕННОЕ НЕДООКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИРАВНИВАЕТСЯ УБИЙСТВУ. Ради продления жизни смертельно больного хотя бы на минуту, даже если он может умереть каждую минуту, разрешается нарушать Субботу. И предпринимают все усилия для продления его жизни, какие современная медицина имеет в своем арсенале. Даже если больной возражает.

Если же, не дай Б-г, помощь была оказана в недостаточной мере, то траур соблюдают обязательно, так как смерть — это всегда траурное событие, в соответствии с принципом, изложенным в начале данного ответа.

Меир Левинов
Уважаемыйая Sigel,
Ответ р. Иерахмиеля Китнера хочется дополнить. Вопрос о медицинском обслуживании умирающего больного, испытывающего страдания, крайне сложен и этически, и эмоционально, и юридически. Здесь нет одного сквозного ответа, покрывающего все случаи. Это вы можете заметить по делам в судах всего западного мира и по активному обсуждению этих тем в СМИ. Естественно, в еврейском законодательстве (hалахе) точно так же обсуждаются основные проблемы, связанные с этой темой. В первую очередь, р. Китнер абсолютно правильно описал отношение иудаизма к ценности человеческой жизни. И все же в данном вопросе есть целый ряд факторов и аспектов, которые следует принимать во внимание при решении ситуации в случае каждого отдельного больного.
В ТалмудеКомментарий приводится история о том, как умирал Рабби (рабби Йеhуда hа-наси). Мудрецы молились, чтобы он не умер. Тогда его служанка — мудрая женщина, у которой учились мудрецы, — разбила вазу. Мудрецы отвлеклись от молитвы, и Рабби умер. Из этой истории делается вывод, что даже молиться о продлении жизни не всегда нужно. Есть мудрейшее замечание рабейну Нисима-гаона: «У постели больного надо молиться о милосердии свыше, и это не всегда, что следует молиться о продлении жизни».

Если вернуться к современности, то базовое решение здесь состоит в двух, противоречащих друг другу пунктах: жизнь свята, и никто из людей не имеет права ее забирать. С другой стороны, сказано: «Возлюби ближнего как самого себя», то есть, не делай ему того, что ты не пожелал бы, чтобы сделали тебе. Отсюда, через ряд крайне технических оснований, крупнейшие раввины современности, среди которых р. Моше Файнштейн, р. Шломо Залман Ойербах, р. Моше Эльяшив (список можно продолжать) постановляют, что для безнадежно больного, находящегося при смерти, испытывающего страдания, не следует применять средства, продлевающие жизнь и страдания. При этом врачи не имеют права отказывать такому человеку в средствах, необходимых для продолжения существования (еда, воздух, вода, инсулин и т. п.). Далее в постановлениях говорится о конкретных методиках, применение которых обязательно, и о методиках, которые можно не применять к безнадежно больным, страдающим больным, близким к смерти. К этим, последним методикам, относят, например, необязательность подключения больного к аппаратам искусственной вентиляции легких. В любом случае, все авторитеты подчеркивают: запрещено предпринимать какие бы то ни было действия, приближающие смерть больного.

Еще раз, при принятии конкретного решения в каждом конкретном случае следует проконсультироваться с грамотным раввином, специализирующимся в медицинской области еврейского законодательства (hалахи).


35. ВСКРЫТИЕ ТРУПОВ

Овадья
К вопросу о запрете Торой вскрытия трупов: без вскрытия НЕВОЗМОЖНО заниматься медициной и как следствие лечить больных! Если бы не вскрытия, то миллионы людей не были бы прооперированны (кто-то плохо и неправильно прооперирован), а студентам нужно на ком-то учиться. Кто же будет делать операции, если студенты будут изучать только теорию и сколько людей погибнет именно из-за того, что людей не научили. Что вы предлагаете: учиться на живых людях и как следствие убивать их? А по-другому ведь ни научить, ни узнать новое в науке просто невозможно!

Исроэль Баренбаум:
Технологический прогресс (задача которого обеспечить максимальный комфорт людей), не есть главная цель жизни человека. Человек сотворен, чтобы прожить жизнь в соответствии с высшими идеалами, данными ему Торцом.


Михаэль Кориц:
Уважаемый Овадия!
Хочу добавить к ответу раввина Баренбаума, что технологический прогресс раскрывает духовные основы мира и помогает соблюдать законы, данные его Творцом.

В современном мире есть достаточно способов обучения и компьютерных моделей, чтобы учащийся врач смог овладеть в совершенстве профессией без этапа ненужного вскрытия трупов. Есть достаточно ситуаций среди приведенных от имени раввина Тукачинского, при которых полноценное обучение врача проходит без нарушения законов Торы. Миф о необходимости вскрытия трупов для полноценной подготовки врача относится к прошлому.

 
 

Раввин Йосеф Херсонский