Top.Mail.Ru

Заслужили ли евреи Холокост?

04.01.2006

nauka1.jpgПредлагаем вашему вниманию подборку вопросов, ответы на которые дали раввины сообщества Rabbi.ru

Данная подборка является разделом готовящейся к изданию книги с рабочим названием «Rabbi.ru – избранное».

Определяющее отличие проекта Rabbi.ru от его аналогов в Интернете (включая англо- и ивритоязычные сайты-респонсы) — освещение самых разных граней иудаизма. Раввины спорят между собой, отстаивая собственные взгляды на Б-га и мир, в котором мы живем. Посетителю сайта остается только выбрать подходящий «лик Торы».

Предшествующие опубликованные главы:
«Верю – не верю»
«Преступление и наказание»
«Наука и религия – 1»
«Наука и религия — 2»

 

36. ПРИЧИНЫ ХОЛОКОСТА
Валентина

Я — студентка, пишу курсовую на тему Холокоста. Ваше мнение — что послужило причиной  Холокоста? И почему Гитлер так ненавидел евреев?

Шауль Айзек Андрущак:
Бесспорный талант Гитлера как политика в том и заключался, что он действительно был «выразителем народных чаяний». И удовлетворял некоторые из них, с тем чтобы люди поступились другими в угоду его планам. Холокост был тем, чего Европа хотела и за что готова была многое ему простить (и именно этим, на мой взгляд, объясняется «терпимость», с которой воспринимались все самые бесцеремонные и вызывающие ходы Германии, пока она совсем не взбесилась). Но даже после этого никто не торопился, в надежде, что он все-таки успеет «решить еврейский вопрос». Только не вздумайте упоминать что-нибудь подобное в курсовой — Вас не поймут.

Что касается личных мотивов Гитлера, да сотрется память о нем, то, как говорила героиня одной из читанных мною в детстве книжек, «стану я ломать свою деликатную голову такими пустяками!».

Всего наилучшего!

37. ГДЕ БЫЛ Б-Г?!
Daliya

Шалом! Мне недавно задали вопрос, на который я, к сожалению, не знала ответ: «Где был Б-г, когда была Катастрофа?».
Я знаю, что Ребе говорит по этому повод,у что надо забыть про это и жить дальше! Я с ним согласна, но многие с этим не хотят соглашаться! Что отвечать таким людям, чтобы не обидеть их?

Йосеф Херсонский:
Здравствуйте, Далия!
1. Прежде чем ответить, уточню. Любавичский ребе действительно говорит, что важно жить не вчерашним днем, а смотреть на сегодняшний и на завтрашний. Однако он никогда не говорил, что Катастрофу следует забыть.

Что касается Катастрофы, то позиция Ребе была следующей: важно не отрекаться от фактов, но не менее важно — знать пределы своих возможностей.

Что означает последнее утверждение? Во-первых, здесь уместно процитировать И. Губермана: «Сколь пылки разговоры о Голгофе за рюмкой коньяка и чашкой кофе». Ребе говорил, что именно контраст между ужасами тех дней и комфортом современности мешает оценить прошлое объективно.

Во-вторых, уместно процитировать МишнуКомментарий (первый записанный кодекс практических руководств по еврейскому образу жизни), определяющую одно из отличий мудреца: «…То, о чем не знает, говорит “не знаю”». Мало кто из живущих является пресс-атташе Б-га, чтобы давать трактовку Его действиям.

2. Что отвечать людям? Ребе приводил такой пример: человек, не подозревающий о существовании медицины, попадает в операционную. Какова его реакция? Наверняка он будет считать, что присутствует при свершающемся убийстве в извращенной форме, тогда как на самом деле происходит спасение жизни…

Еще говорил Ребе, что отрекающийся от еврейства из-за событий Холокоста продолжает дело Гитлера. Последний убивал евреев, чтобы они исчезли, а отрекающийся от еврейства неминуемо ассимилируется и тоже приводит к исчезновению себя и своих потомков как евреев…

Рекомендую также ознакомиться на нашем сайте с другими ответами по теме Холокоста.


38. КАТАСТРОФА КАК НАКАЗАНИЕ
mark

Шалом!
Прочитав некоторых пророков из ТаНаХа, я увидел, что каждая катастрофа, которая постигает еврейский народ, дана в наказание за что-то. В связи с этим напрашивается вопрос: извлекли ли наши мудрецы урок из Катастрофы, и, если да, в чем он заключается и за что нас это постигло?
У меня есть на этот счет мнение, и я вам его скажу: Катастрофа — наказание «галутным»Комментарий
евреям, не желавшим вернуться на свою землю, ведь именно в те годы евреи получили возможность создать свое государство.

Михаэль Кориц:
Уважаемый Марк! На мой взгляд, Вы слишком решительно даете простые оценки очень непростому периоду нашей истории.

Таков был взгляд многих политических и общественных деятелей Израиля, но в последнее время этот взгляд подвергается все большему переосмыслению. Оказывается, что выбрасывая «галутность», часто вместе с ним отказывались от важных еврейских качеств, без которых все наше пребывание на Святой земле теряет смысл. Поэтому давайте не будем никого объявлять лишним в еврейском народе.


39. ОТРИЦАНИЕ КАТАСТРОФЫ
NoFate

В Германии за сомнение в существовании газовых камер грозит заключение в тюрьму на срок до 5 лет. Написано много книг, опровергающих или ставящих под сомнение холокост, и действительно существует большое число сомнительных фактов в официальной версии, по которым продолжается дискуссия и по сей день. В этой связи считаете ли вы справедливым выход в Европе законов, которые объявляют холокост фактом, более не требующим обсуждения? Почему за попытку иметь мнение, отличное от официального по этой проблеме, следует наказание? И как вы считаете, к каким последствиям для евреев приведет признание того, что холокоста не было?

Йосеф Херсонский:
Отрицание катастрофы европейского еврейства является не только кощунством в отношении жертв и их близких, но и глупостью, поскольку свидетельствует о короткой памяти и легкой забываемости нелицеприятных вещей.

Шауль Айзек Андрущак:
На мой взгляд, подобное законодательство крайне нежелательно, если вообще допустимо. По крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, это антидемократично. Любой имеет право придерживаться тех взглядов, которых хочет, как бы они ни противоречили фактам, здравому смыслу и чему угодно еще. Равно как свободно пропагандировать и отстаивать их, если это не содержит прямых призывов к насилию и т. п. Если же «А» считает, что «Б» какими то своими словами нанес ему моральный и/или материальный ущерб, то ему следует подать по данному частному случаю судебный иск. А уж суд решит, имел ли место ущерб и причитается ли за него компенсация.

То, что мне какое-то мнение представляется кощунственным, идиотским, гнусным и т. д. и т. п., вовсе не означает, что другим его запрещено иметь и высказывать (логичным продолжением и неизбежным результатом иного подхода к вопросу о свободе слова являются инициативы, вроде пресловутого «письма 500», и прочие фашистские поползновения; ведь нет сомнения в том, что, с точки зрения авторов письма, многие положения иудаизма представляются (православным, в частности) кощунственными — не случайно они величают нас христоненавистниками чуть ли не чаще, чем жидами, — вот они и требуют запретить).

Во-вторых, принятие подобных законов свидетельствует о неготовности и нежелании общества бороться с явлением, которое само оно формально считает недопустимым. Но — с чистой совестью: мол, как же не боремся с антисемитизмом? Вот у нас и закон запрещает и ношение нацистской символики, и отрицание Катастрофы, и что-то еще. Я предпочел бы, чтобы всех этих законов не было. А был бы закон, запрещающий дискриминацию нацистов. Это бы свидетельствовало о том, что нацизм нелегитимен в данном обществе. А так — создается видимость того, что «на их стороне хоть и нету закона, но поддержка и энтузиазм миллионов». А государство, вместо того чтобы делать хоть что-то для изменения терпимой, если не сочувственной по отношению к антисемитам общественной атмосферы, предпринимает как назло шаги, только усугубляющие ее. Ведь не секрет, что европейцы склонны фетишизировать свои гражданские свободы. И попытка заткнуть рты своим ради чужих ничего, кроме раздражения на этих чужих, не вызовет.

В свете вышесказанного, думаю, понятно, каков будет мой ответ на Ваш последний вопрос. А ни к каким! Прогрессивное человечество давно уже не грузится по поводу Катастрофы и никакого чувства ответственности за события своего недавнего прошлого не испытывает. Так что такой сценарий нельзя считать совсем уж невероятным.

Ну и, наконец, люди, которых действительно могут в чем-то убедить «доказательства» отрицателей Катастрофы (что приятно, никто из которых и не пытается толком представить себя объективным и нейтральным исследователем, а честно расписываются в ненависти к евреям), это, в лучшем случае, полудурки. Вроде тех, которые в свое время совершенно искренне поверили курёхинским уверениям, что В. И. Ленин — гриб (если бы сам одного такого не видел, не поверил бы, что вообще таковые есть). Какая разница, во что они верят?


40. «ДЕВЯТЬ ПОЗИЦИЙ ЕВРЕЙСКОГО ВЗГЛЯДА»
Нарусова Маша

Здравствуйте. Я бы хотела попросить вас как-то прокомментировать девять позиций «еврейского взгляда» на холокост и высказать свою точку зрения по этому поводу. Дело в том, что мы занимаемся в центре изучения Катастрофы и героизма еврейского народа и нам нужно написать брошюру на тему духовного сопротивления евреев через религию во время холокоста. Поэтому нам очень важно узнать мнение раввина. Будем очень благодарны за помощь в изучении столь нелегкой темы.
1. Катастрофа ничем не отличается от всех прочих трагических событий еврейской истории.
2. К Катастрофе применима классическая доктрина еврейской теологии: «За грехи наши наказаны были…».
3. Катастрофа была конечным результатом искупления чужой вины в соответствии с пророчеством Исайи: «Одни умирают, чтобы другие могли очиститься от грехов и жить дальше».
4. Катастрофа — это современное жертвоприношение Исаака, то есть еще одно испытание еврейской веры.
5. Катастрофа — момент временного «затмения Б-га», когда Он непостижимым образом самоустранился.
6. Катастрофа свидетельствует, что «Б-г умер», ибо будь Он жив, Он никогда не допустил бы Освенцима.
7. Катастрофа является предельной формой человеческого зла, то есть той ценой, которую человечество платит за свободу воли, поскольку нацисты были всего лишь людьми, Освенцим кладет позор на человека, но никак не связан с существованием или совершенством Б-га.
8. Катастрофа — это откровение, знаменующее призыв к выживанию и самоутверждению среди евреев.
9. Катастрофа — это непостижимая тайна, как и все деяния Б-га, она находится за пределами человеческого понимания и требует только веры и молчания.

Шауль Айзек Андрущак:
Уважаемая Маша!
Заранее должен предупредить, что ответ будет весьма схематичным — специфика нашего проекта сказывается. Да и вообще я себе с трудом представляю обстоятельный разбор столь сложной темы для неподготовленной, извините, аудитории в рамках Интернета.

Итак, постараемся, по мере возможности, придерживаться Ваших пунктов.

1. В Пасхальной агаде сказано, что в каждом поколении находятся замышляющие нас уничтожить. И не только замышляющие, но и пытающиеся время от времени. В этом ракурсе, «Катастрофа» — явление не уникальное. И в том, что касается масштабов и жестокости истребления, есть, к сожалению, сопоставимые примеры в еврейской истории, хотя и несколько уступающие. И даже абсолютная необъяснимость некоторых событий, о которой мы, с Б-жьей помощью еще поговорим чуть ниже, не новая новость для нас. Может быть, можно сказать, что уникальность «Катастрофы» состоит в том, что в ней присутствуют все эти элементы?

2, 3,  Любое утверждение о том, что евреи так или иначе заслужили «Катастрофу» или она чем-то оправдана является:
ОСКОРБЛЕНИЕМ ВСЕВЫШНЕГО, Которого представляют безжалостным, свирепым, кровожадным и т. д. и т. п.;
ОСКОРБЛЕНИЕМ ЕВРЕЕВ — им голословно («по логике», видите ли) приписываются грехи, тянущие на подобное наказание);
ОСКОРБЛЕНИЕМ ТОРЫ, поскольку противоречит сказанному в ней, т. е. подвергает сомнению ее истинность.

4. Хотя немыслимо и недопустимо, как я уже пытался объяснить в предыдущем пункте, говорить о «Катастрофе» как об «испытании» и т. п., сравнение с жертвоприношением Ицхака уместно в другом контексте. Смерть еврея из-за (во имя) своего еврейства является, по оценке иудаизма, освящением имени Всевышнего. Чести совершить которое удостаиваются только праведники (!). Возвращаясь к предыдущему пункту, этим, в первую очередь, и являлось жертвоприношение Ицхака.

5. Формулировка легитимная (раз уж сам пророк Иешаяhу (54:7) ей пользуется: «На малое мгновение оставил Я тебя...»), но нуждается в пояснении. Под «затмением» подразумевается не то, что Всевышний, упаси Б-г, «пустил дела на самотек», а только то, что Он «позволил произойти событиям, которых “не желал”». Еще один аргумент против пунктов 2 – 4, как видите.

6. Тут и говорить не о чем. Если «бог» умер, то его не было никогда. А если Он есть, то ни чьим представлениям и ожиданиям соответствовать не обязан.

7. Трудно сказать, где находится предел человеческого зла. «Существование и совершенство» Всевышнего не связаны ни с чем, они абсолютны. В отличие от свободы выбора наших палачей, которая очень условна.

8. Совершенно непонятный мне набор слов.

9. Безусловно, «Катастрофа» является событием совершенно необъяснимым, недоступным человеческому пониманию. Но не «как и все деяния Б-га», а как очень немногие из них. Большую часть (почти все, можно сказать) человек в той или иной степени может и обязан постараться постичь. А вот с «Катастрофой» это один из тех считанных случаев в истории мироздания, когда и пробовать бесполезно. Потому и не существует фактически «теологического ответа (объяснения) «Катастрофе».

Успехов Вам в Ваших исследованиях. Надеюсь, что, хоть чем-то Вам помог.


41. ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ТРАГЕДИИ
Домовой Навий

Скажите, а почему евреи так любят завышать данные о погибших во время Второй мировой войны во время так называемого Холокоста? Ведь даже мало-мальски образованному школьнику известно, что 6 миллионов ни при каких обстоятельствах невозможно уничтожить, и, более того, в то время на всем земном шаре, не было столько евреев.

Шауль Айзек Андрущак:
Я знаю, что вопросы здесь задаете вы. И все-таки: почему масштабы, да и сам факт нацистского геноцида еврейского народа, вызывают недоверие почти исключительно лишь у тех, кто больше всего на свете желал бы, чтобы это оказалось правдой? Это — на заметку психопатологу.

По сути же дела мало что могу добавить. В Румбульском лесу, в котором я полвека спустя, собирал детские (на самом деле, разумеется, не только, но детские производят большее впечатление) кости, было уничтожено порядка 80 000 наших. Правда, через железнодорожное полотно располагался еще и концлагерь, но что успели сделать там — не знаю (меня водили туда пионером — не слушать экскурсовода было делом чести). Шесть миллионов случаев поименно я не проверял. Но если, да простит меня Б-г, на минуту допустить, что цифра завышена, то я точно знаю, почему. Потому что меньшая гора еврейских трупов вообще ни на кого не произвела бы впечатление. Отвечаю.


42. ЕВРЕЙСКИЕ РАЗДОРЫ КАК ПРИЧИНА
Эвен

Здравствуйте, уважаемые раввины!
1. С какой точки зрения нужно смотреть на Катастрофу? Лично меня там не было, как же я могу судить о тех вещах?
2. В современном Израиле еврейское население раздроблено и, прямо скажем, там не очень друг друга любят. Я подозреваю, что такая же картина была и во время 2-й Мировой войны, во время 2-го Храма, в общем всегда. Так почему неевреи должны любить евреев больше, чем они сами? Может проблема в нас?
Спасибо

Михаэль Кориц:
Здравствуйте!
1. Вопрос не очень понятен. События истории дают нам возможность осмыслить опыт народа, опыт всего человечества и сделать выводы для себя. Прочтите, например, книгу Элиэзера Берковича «Вера после Катастрофы»Комментарий.

2. Не могу согласиться с Вами с оценкой ситуации в Израиле. Страна, принявшая настолько разных по всем параметрам людей, не может быть сразу единой. Меня, наоборот, потрясает уровень общности, которая здесь существует. Противоречия между разными общинами, почти никогда не приводят к физическим столкновениям и остаются на уровне, хотя и не всегда цивилизованной, но дискуссии. Кого Вы хотите привести в пример? Россию? Америку? Европу?..

Вы правы в том, что от евреев можно требовать большего и что именно настоящая бескорыстная любовь евреев друг к другу приведет к избавлению из изгнания (галута). Но сравнивать этот недостаток любви с ненавистью тех неевреев, которые мечтают и делают все возможное для уничтожения евреев… По-моему, такое сравнение аморально — попытка приравнять чувства палача и жертвы.

43. ПРОДУКЦИЯ НЕМЕЦКИХ ФИРМ
Sender

Если я правильно понял, есть проблема поддержки преступников. Есть ли список фирм, чья преступная деятельность доказана и которые не признали свою вину?

Михаэль Кориц:
Шалом!
В Германии в свое время прошла широкая денацизация на уровне государства. Насколько мне известно, большинство фирм уже миновали этот процесс, поэтому нет обязанности проверять каждую из них, кроме как в случае конкретной информации о противном.


 

 

Раввин Йосеф Херсонский

{* *}