Top.Mail.Ru

Хлеб и манна

08.06.2007

О мане (манне) нам известно следующее. Это такие маленькие белые крупинки округлой формы, которые выпадали ночью и которыми питались евреи в годы скитаний по пустыне. Сверху и снизу каждая порция этой крупы была покрыта росой. Что же касается вкуса, то он мог быть каким угодно — чего хотелось отведать человеку в тот момент, когда он смотрел на ман, тот вкус он и ощущал. Еще одним достоинством мана был его состав, благодаря которому вкушавшие его люди получали все необходимые полезные вещества и утоляли голод, причем ман усваивался организмом полностью, на все сто процентов, не давая никаких, простите, отходов (последнее, кстати, многим из народа Израиля отчего-то пришлось не по душе).

Через какое-то время после того, как Всевышний начал кормить евреев маном, они получили Тору на горе Синай, а затем еще 40 лет блуждали по пустыне, питаясь маном и изучая Тору. Больше у них в тот период забот не было (если, конечно, не считать, тех неприятных моментов и бед, которые они притягивали к себе сами). Мидраш указывает на прямую связь между питанием евреев в те годы и тем, чем они занимались: «Тора дана была в подарок именно тем, кто питался маном, хлебом с небес».

Спустя сорок лет после дарования Торы евреи перешли реку Иордан и вступили в пределы завещанной им Создателем земли Израиля. С того момента изучение Торы стало основным занятием только для потомков колена Леви и некоторых избранных представителей других колен. Прочие же стали зарабатывать на хлеб земледелием или торговлей. Небесный ман закончился, и евреям пришлось добывать «хлеб земной» — тяжелый и массивный, который человеческий организм не столько усваивает, сколько переваривает.

Жизнь человеческая протекает, как правило, в занятиях тяжелых и бесполезных. Целый день мы вынуждены зарабатывать средства к существованию, потом возвращаемся домой, чтобы заняться готовкой у кухонной плиты. Еще какое-то время уходит непосредственно на принятие пищи, большая часть которой переваривается организмом и бесследно исчезает в городской канализации… Весьма яркая, надо сказать, метафора — если попытаться разложить каждые сутки в зависимости от того, как мы их проводим, то выйдет, что данное нам время мы тратим на сон, болтовню, работу, поиск парковки, Интернет и тому подобную суету, причем настолько привыкли разменивать время впустую, что постоянно откладываем на потом даже самые важные и выгодные дела, подменяя их никчемным времяпрепровождением, одним из элементов которого является поиск недостатков в любимых людях, попытках уличить друзей во лжи и разглядеть подвох в любом добром начинании.

Потому, замечает Любавичский ребе, «Тора дана была в подарок именно питавшимся маном, хлебом с небес». Ведь питающиеся хлебом, получив Тору, остались бы сосредоточенными на «переваривании» этого хлеба. Заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя» они приняли бы беспрекословно; а вот повеление «соблюдай Шаббат» для них оказалось бы не актуальным ни тогда, ни теперь. Все заповеди они немедленно разделили бы на «удобные» и «неудобные», «исторически доказанные» и «бредовые», на «ритуалы» и «устрожения» и т. п.

Миру нужны «хлебные» народы — для четкого разделения хорошее и плохого, для совершения правильного выбора. Но этого недостаточно. И потому процесс «переваривания» иной раз все же стоит приостановить (чтобы не проглядеть момент, когда Всевышний делает нам настоящий, неподдельный и совершенный подарок) и полностью открыться Торе и напитаться ее светом, как когда-то наши предки питались маном.

Автор: Янки Таубер

{* *}