Top.Mail.Ru

Тело еврейского народа

26.06.2007

Тело еврейского народаВ книге Зоар Моше Рабейну назван как «раая мехеймна». Эту фразу можно перевести как «преданный пастух» или «пастух преданности». Второй вариант означает, что Моше является «ответственным» за преданность народа Израиля Всевышнему и Веру в Него.

И в самом деле, когда в Торе описывается вера евреев в Б-га в преддверии Исхода из Египта («Они верили в Б-га и Моше, Его слугу»), используется тот же самый глагол ваяамину «и они верили», чтобы отметить веру евреев в Моше и Всевышнего.

В основе иудаизма лежит убеждение, согласно которому не существует никаких посредников между Создателем и миром, который Он создал. Какова же, в таком случае, роль предводителей поколения и мудрецов Торы?

Раввин Шнеур Залман из Ляд так отвечал на этот вопрос: по его мнению, здесь было бы уместно сравненить отношения отца и сына. «Вы — дети Господа Б-га нашего»[1]. А пока евреи все еще находились в Египте, Всевышний называл их не иначе как «Израиль, мой первенец»[2].

Каким же образом Творец является нашим «отцом»? Параллели очевидны. Во-первых, подобно отцу, Б-г создал евреев и постоянно дает нам возможность жить и направляет нас. Он любит нас всепрощающей любовью отца. Отец играет важнейшую роль в зачатии и формировании ребенка, ведь именно с его помощью клетка женщины, матери превращается в человека, наделенного способностью мыслить, чувствовать и воспринимать мир.На физическом уровне, клетки отца, соединяясь с клетками матери, создают отдельное, независимое существо. В более глубоком смысле, ребенок никогда не отделяется от тех, кто подарил ему жизнь. В Талмуде говорится: «Сын — продолжение своего отца». В глубине сознания каждого ребенка живет понимание того, что он является сыном своего отца, его продолжением, проекцией его личности. В физическом смысле — это два отдельных человека, но по сути — одно целое.

Возможно, кто-то возразит и скажет, что ребенок в любом случае воспринимает себя как отдельного человека. Но, если это и происходит, то только в мыслях человека, а у него есть еще множество органов, и все они тянутся к своему истинному источнику — отцу ребенка. Конечно, неправильно говорить, что глаза видят, а язык произносит слова сам по себе, отдельно от мозга. Видит человек, и говорит человек, и понимает увиденное и услышанное он же. Все части тела каждого из нас не могут функционировать отдельно друг от друга. Мизинец младенца связан только с мозгом этого ребенка, но никак не с сознанием его отца. Но что, если связь мозга с мизинцем прервется? Тогда ведь нарушится вся гармония личности и, как результат, связь с первоначальным источником. Иными словами, функционирование всех частей тела ребенка напрямую зависит от его связи с отцом.

Еврейский народ в переносном смысле также состоит из множества органов и частей тела. В каждом поколении есть свои мудрецы, посвящающие жизнь привнесению в этот мир Б-жественного света, усовершенствованию этого мира. Эти люди являются сознанием народа. У народа Израиля есть сердце — набожные и благочестивые люди; руки-строители и ученые. Каждый еврей, будь он «Моше в своем поколении»[3] или «рядовой солдат», является неотъемлемой частью тела первого сына Создателя — «продолжением отца».

Но, как и в случае отношений отца и сына, линию этой связи определяет именно сознание ребенка. До тех пор, пока все его органы и части тела образуют единое целое, человек считается сыном своего отца. Сознание ни в коем случае не считается посредником. Просто все части тела обладают знанием, объединяющим «тела» отца и сына в единое целое. Сознание же контролирует их работу.

То же самое относится и к «телу» еврейского народа. Мудрецы и лидеры поколения олицетворяют сознание всего народа, обеспечивая связь со Всевышним, первоисточником всего.

Ни один еврей не может до конца осознать свою связь с Творцом без такого лидера поколения. Свыше нам дана возможность самостоятельно определить, до какой степени проявлять свою связь с «отцом», Всевышним, в жизни. Соответственно, мы вправе, не дай Б-г, отделиться от лидеров поколения и отречься от связи с Творцом и потерять душу; или же — укрепить связь со всем народом Израиля, а значит и с Всемогущим Создателем, и сделать эту связь жизненной реалией[4]. Выбор за нами!

                                                                                                                  Янки Таубер



[1] Дварим 14:1

[2] Ваикра 4:22

[3] Так называют лидера каждого поколения-- см. Мидраш Раба, Берейшит 56:7; Тикуней Зоар114a; комментарии раши на трактат Хулин 93a

[4] Из Тании, гл. 2, и бесед Любавичского Ребе

{* *}