Фрейдизм вышел из хасидизма

10.08.2007

Что еврейская традиция говорит о психоанализе? В чем сходства и различия между теорией известного психоаналитика Зигмунда Фрейда и философией хасидизма?

Относительно психоанализа в иудаизме существует масса мнений: одни горячо его поддерживают, другие, как водится, не менее горячо клеймят. Любавичский ребе, рассуждая на эту тему, признает, что на практике психоанализ действительно многим помог, но поскольку Фрейд и его единомышленники рассматривают любую религию как заболевание, нам стоит относиться к выбору психоаналитика особенно внимательно. Известный психолог Виктор Франкл написал книгу «Человек в поисках смысла», в которой изложил теорию, основанную на том, что первичная мотивация человека заключается в поиске смысла жизни, следовательно, основной задачей психотерапии является помощь в этих поисках. Ребе поддерживает точку зрения доктора Франкла относительно учения Фрейда и подчеркивает, что большинство психотерапевтов не ставят перед собой такой задачи.

Ребе соглашается с тем, что в представленной Фрейдом модели человеческого сознания есть много общего с мнением раввина Шнеура Залмана, написавшего Танию. Это произведение, ставшее классикой хасидского учения, основано на Талмуде и других трудах (работах раввина Моше бен Маймона (Маймонида), раввина Иехуды Лау из Праги (Махараля), раввина Ицхака Лурии (Ари), раввина Ишаи Горовица (Шелоха) и, конечно же, устном учении Бааль Шем Това и Магида из Межрича). Тем не менее, Тания стала первой книгой, четко и глубоко описывающей многочисленные проявления человеческой личности. Первая ее книга содержит духовные наставления и описания внутреннего механизма человеческой души. До появления Тании любые книги, затрагивающие вопросы этики, базировались на поведенческом принципе: делай так, а вот так не делай; поступай таким образом, а не иным; не выполнишь этих указаний — пожалеешь.

Подход Шнеура Залмана из Ляд (ставший впоследствии главным постулатом системы ценностей движения ХАБАД) заключается в том, что все чувства человека и его поведение являются следствием происходящих в его сознании процессов. Как мы не можем напрямую контролировать сердце, писал он, так и поведение человека не может корректироваться посредством системы поощрений и наказаний. Желая изменить человека к лучшему, следует использовать комплексный подход к личности начиная с ее сознания.

Зигмунд Фрейд тоже пришел к этому заключению и вывел идею о том, что болезнь можно излечить поняв ее причину, которая зачастую, кроется в сознании. Фрейд также первым открыл концепцию нескольких уровней сознания, изменяющегося под влиянием множества факторов. Даже используемые им термины — Эго, Суперэго и Ид — повторяют три типа души (Б-жественную, животную и телесное воплощение, рассматриваемые в Тании.

Основное отличие теории Фрейда от учения хасидизма заключается в том, что в качестве движущей силы человека психолог рассматривает скрытые сексуальные импульсы, а хасидизм видит эту силу в Б-жественной душе. К тому же, если на практике Фрейд предлагает только активную (а то и «агрессивную») терапию, то Шнеур Залман считает, что человек должен совершенствоваться и искать ошибки самостоятельно, хотя бы и по выработанной схеме. Он пишет, что каждый из нас находится под влиянием и контролем разума и волен размышлять на любые темы. Более того, Шнеур Залман дает рекомендации, используя которые человек получает возможность развить свой тип мышления и изменить склад ума, что в полной мере раскрывает его духовный потенциал и самые положительные качества Б-жественной души. Конечно, в процессе работы над собой необходимы консультации с духовным наставником, но основной упор ложится именно на плечи того, кто желает самосовершенствования.

Тания, разумеется, не панацея от психозов и душевных расстройств — она была написана, в первую очередь, для самого обычного человека, нуждающегося в «путеводителе» по извилистым тропам духовного развития. Тем не менее, постулаты Тании могут быть успешно использованы и для разрешения сложных психологических ситуаций.

Биографы и психологи, изучающие жизнь и работы Зигмунда Фрейда, не раз указывали на связь выдающегося психолога с еврейской философией. Известно также, что основатель психоанализа восхищался Каббалой и неоднократно встречался с пятым Любавичским ребе Шаломом Дов Бером. Кое-кто полагает, что значительная часть теории психоанализа ведет свою родословную от еврейской традиции.

Цви Фриман

Шейндл Кроль