Top.Mail.Ru

Незаметная нагота

08.10.2010

Когда твой ближний походит на тебя как зеркало, но на самом деле по сути является окном…

И Ноах стал земледельцем и построил виноградник. Он выпил вина и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего. А Хам, отец Канаана, увидел наготу отца своего и рассказал об этом братьям. Шем и Яфет взяли одежды отца и положили себе на плечи и вошли в шатер, пятясь назад, и прикрыли наготу отца; их лица были повернуты назад, и они не видели наготы отца своего. (Берешит 9:20-24)

В этих строках удивляет некоторая чрезмерность: «Их лица были повернуты назад, и они не видели наготы отца своего». Ведь и так понятно — конечно, если у человека нет глаз на затылке — что если их лица были повернуты назад, то они не видели наготы отца своего, не так ли?

Принимая во внимание тот факт, что ни одно слово в Торе не употреблено случайно, мы можем лишь прийти к заключению, что очевидное излишество слов на самом деле не является таковым. Оно, скорее, дает нам намек на что-то.

Зеркало

Мудрец Баал Шем Тов говорил так: «Заметив недостатки у ближнего, помните, что это ваши собственные изъяны». Как и зеркало, отражающее тот предмет, который находится перед ним, то, что вы замечаете в своем друге, является вашим личным качеством. Иными словами, люди склонны проецировать собственные проблемы, недостатки, изъяны и слабые стороны на других, видя в них то, что они должны видеть в себе, и работать над исправлением.

Но всегда ли верно то, что, видя недостатки других, мы на самом деле смотрим на собственные изъяны? Основа этой мысли довольно проста. Принцип Б-жественного Провидения гласит, что все встречи происходят по воле Б-га, и происходит это на благо обеих сторон. Если бы все было по-другому, для чего Б-гу было бы необходимо делать так, чтобы эти два человека встретились?

Поэтому все, что вы видите в этой жизни — где бы, когда бы, с кем бы и при каких обстоятельствах это бы не происходило — все это является частью вашей непрерывной беседы с Б-гом. Вы можете найти ответы на все свои вопросы и решить все проблемы, просто идя по улице, во время поездки в метро или прогулки в парке. Конечно, это возможно только при условии, что вы умеете видеть и слышать. Следует отметить, что если вы по воле Небес находитесь в ситуации, когда обвиняете кого-то, это значит, что Всевышний тонко намекает вам на необходимость разобраться в себе. Но почему Он не сообщает об этом напрямую, предпочитая демонстрировать чужие недостатки? Почему бы Ему не обратиться к вам лично? К сожалению, такой способ вряд ли имел бы желаемый эффект, поскольку мы, люди, не любим критику. Если мы не видим недостатки других, значит, мы не способны заметить их в себе.

Дружеский упрек

Перед тем как разобрать «принцип зеркала» Баал Шем Това, нам необходимо понять еще одну важную мысль. Предпосылка этого принципа кроется в Б-жественном провидении. Если бы это ко мне не относилось, Всевышний не показал бы мне его. Но ведь может случиться и так, что я вижу недостатки в своем друге и могу помочь ему исправить их! Может быть, именно поэтому Творец показывает мне его изъяны?

Честно говоря, эта мысль утешает: недостатки, которые я вижу в других, не обязательно присущи и мне... Но это не тот случай. Ведь если бы, как я предположил, я видел в людях недостатки только для того, чтобы помочь им избавиться от них, я не наблюдал бы ничего плохого, и видел бы лишь необходимость исправления изъянов. Я бы слышал внутри себя не осуждение, а призыв к действию.

Зеркало или окно

Представьте себе, что вы видите человека, проходящего мимо таблички, на которой крупными буквами написано: «Опасно! За знак не заходить». К ужасу окружающих, этот человек теряет равновесие, оступается и начинает сползать в пропасть. Неужели в такой критический момент, когда его еще можно спасти, вы будете занимать себя мыслями о том, какой этот парень, должно быть, идиот? Он что, не видел знака? Или он возомнил себя умнее тех, кто установил эту табличку? Он что, считает себя суперменом?.. Или вы все же попытаетесь спасти его жизнь?

Разные реакции и отношение людей дают четкий ответ на вопрос, являются ли недостатки других отражениями наших собственных? Если вы склонны осуждать, значит осуждать нужно вас. Если вы рассматриваете человека, как обвиняемого в суде, значит судят вас самих. Ваш ближний — не более чем зеркало, помогающее вам объективно взглянуть на самого себя. По сути, вам нужно его благодарить за то, что он помогает вам увидеть себя самого.

Если же вы смотрите на человека, как на попавшего в беду, как на того, кому нужна помощь, то вы смотрите в окно, а не в зеркало; в окно, которое на самом деле является возможностью.

Сон

«И Ноах стал земледельцем и построил виноградник. Он выпил вина и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего». Конечно, Ноах совершил ошибку. И, разумеется, ему нужна была помощь. А Хам, отец Канаана, увидел наготу отца своего и рассказал об этом братьям. Хам решил осудить отца… и рассказать о нем. Он не стал ничего делать. Для него Ноах был кристально чистым отражением. Шем и Яфет взяли одежды отца и положили себе на плечи и вошли в шатер спиной к отцу и прикрыли наготу его. Шем и Яфет выбрали действие. Их лица были повернуты назад, и они не видели наготы отца своего.

Они не осудили отца. Они не видели — то есть не разглядывали, что их отец был голым.

Для них Ноах был окномКомментарий.

Мендл Калменсон

Tэги: НОАХ
{* *}