Молитва Ханы

28.09.2011

Есть точка зрения, согласно которой человек — одинокое создание, вынужденное выживать в равнодушном, зачастую даже враждебном мире. Тем, кто думает так, стоит пересмотреть свою концепцию, поскольку человек и Вселенная лишь на первый взгляд кажутся двумя отдельными субъектами, на самом же деле они являются единым целым: у души человека Б-жественный источник, и сам Всевышний является душой Вселенной.

Конфликт возникает уже в том, что, по их мнению, мир полон равнодушия. На самом же деле в отношениях человека с окружающим миром присутствуют любовь и вечная, нескончаемая нежность. Эта драма запечатлена царем Шломо в «Песне Песней», поскольку она лежит в основе каждого стиха, каждого выражения человеческих чувств и всей Вселенной: стремление к воссоединению, слиянию, поддержанию гармонии в окружающем мире, которая подчеркнет идеальный союз, царящий во внутреннем мире.

В этом заключается назначение молитвы: у каждого из нас есть свои заботы и, на первый взгляд, Всевышний далек от них. Между нашим и Его мирами существует глубокое различие. Но вдруг Он говорит человеку: «Расскажи мне, что тревожит тебя. Поведай мне, чего ты хочешь больше всего на свете, и Я выслушаю тебя. Ведь то, что важно для тебя, важно и Мне. Говори со мной. Я хочу быть в твоем мире». Разница между внутренним и внешним исчезает, и связь двух миров крепнет. Внешнее и внутреннее, высшее и низшее, духовное и физическое, святое и обыденное, небесное и земное соединяется и сливается воедино.

Как бы то ни было, существует условие, при котором происходит единение любящих сердец: для начала мы должны найти святость, лежащую за пределами наших желаний и страстей. Так как нет ничего в этом мире, что не содержит в себе искру Б-жественного, и ни один порыв души не происходит без высшей цели. Лишь когда нам удастся достичь внутренней гармонии между душой и желаниями, между сокровенными устремлениями сердец и внешними проявлениями, мы сможем создать всеобъемлющий мир  и умиротворение, объединяющее Сущность Бытия с материальным миром.

Именно поэтому в Теилим молитва называется «излиянием души». Во время молитвы то, что обычно скрыто внутри, выходит наружу, ничто не способно его остановить или изменить. В такие моменты мир вокруг нас может рваться на части, но чувства и мысли молящегося пребывают в гармонии, которая затем находит выход и распространяется на все, что нас окружает.

Многие уроки извлекаем мы, читая о молитве Ханы (1-я книга Шмуэля, глава 1, читаемая после недельной главы Торы в первый день Рош а-Шана). Мы узнаем, что наши губы должны шептать молитвы, потому что наши молитвы должны слышать мы сами, но никто другой. Мы учим, что молиться следует стоя. Но самый важных из всех наших уроков заключается в том, что мы учимся раскрывать душу.

Коэн гадоль (первосвященник) Эли подумал, что Хана пьяна от выпитого вина. Он был самым святым представителем еврейского народа, и на нем было благословение Всевышнего. Он мог заглянуть в сердце любого, но в тот момент он увидел в Хане лишь пьяную женщину — которая была пьяна страстным желанием иметь ребенка, чтобы больше не страдать от стыда и насмешек Пнины. И Хана ответила: «Нет, это не вино, а моя душа, которая открывается Б-гу, ибо у моего желания родить ребенка есть своя цель и свой смысл, лежащий за обычными стремлениями и поступками человека. Своего сына, драгоценный камень моей души, я уже посвятила Творцу».

Так же следует воспринимать и наши молитвы: мы молимся, прося обычных, материальных вещей, но наши души желают не материального, а их духовного, внутреннего наполнения.

Миссия каждого из нас заключается в том, чтобы привести ряд вещей к гармонии с их истинной целью и к скрытому в них единению. Для того чтобы исполнить эту миссию, у каждого из нас должны быть следующее — семья, здоровье, дом, работа. И молитва об этих вещах исходит из глубины  наших сердец — потому, что нашей душе известно, что без них она не сможет исполнить возложенную на нее миссию.

И Всевышний слушает нас — ведь Он хочет присутствовать в нашем мире.

Цви Фриман

Шейндл Кроль

Tэги: молитва