Top.Mail.Ru

Сладкие воды

03.02.2012

Воспитывать детей, отказавшись от наказаний, невозможно. Без наказаний ребенок не чувствует границ и не понимает последствий своего поведения — а значит, лишает себя навыков, необходимых для взрослой самостоятельной жизни. Тем не менее зачастую в результате наказания, примененного родителем из самых лучших побуждений, ребенок, вместо того чтобы извлечь правильный урок и изменить свое поведение, отдаляется и упорствует в своем стремлении к дурному. Когда же родителю стоит остановиться и задуматься о том, не слишком ли тяжелы для ребенка излишне жесткие проявления любви?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю проанализировать развитие отношений отца и сына с самого их начала. Почему родители любят своих детей? Я задал этот вопрос двум мамам маленьких детей — своей жене и ее сестре. Моя жена пожала плечами и переспросила: «Что значит “излишне жесткие проявления любви”? Это же естественно». А вот ее сестру вопрос смутил: «Ты имеешь в виду “почему некоторые родители не любят своих детей”?»

Рабби Шнеур Залман из Ляд говорит о том, что природа каждого человека уникальна и неизменна. Ее источник — скорее чудо, нежели логика, но ее повторяемость притупляет наши чувства настолько, что мы уже не представляем нашу жизнь в ином свете. Почему для любого родителя так естественно любить ребенка несмотря ни на что? Истинная причина заключается в том, что все мы являемся отражениями Б-га — поскольку созданы по Его образу и подобию. А любовь Всевышнего к Его детям безусловна, следовательно, мы запрограммированы на те же чувства и отношения.

Следуя примеру Творца, мы выражаем свою любовь к детям двумя способами. Наиболее очевидными проявлениями любви являются объятия, поцелуи, подарки и другие свидетельства нежных чувств. В основе наказаний также лежит любовь, зачастую даже более глубокая, нежели любовь тех родителей, которые предпочитают демонстрировать только ее явные признаки. Мы преподносим подарки дальним родственникам и случайным знакомым, а наказания оставляем только для собственных детей. Мы не скупимся на похвалу в своем окружении, но тем, кто для нас в действительности важен, остается конструктивная критика. И для того, чтобы уметь правильно проявлять свою «жестокую любовь», мы должны по-настоящему любить человека, объектом которой он является.

И пришли [сыны Израиля] в Мару, и не могли пить воду в Маре, ибо горька она… И Всевышний указал Моше дерево, и бросил его в воду, и стала вода пресною (Шмот 15:23-25).

Давайте проанализируем этот стих:

И пришли в Мару

Утоляющая жажду живая вода — метафора добра. На пути к получению Торы народ Израиля столкнулся с испытанием «горькими водами». Это была доброта Всевышнего, но она не была явной. Более того, это был более глубокий уровень любви, проявившийся в трудностях, невзгодах и несчастьях, целью которых было поднятие евреев на более высокий уровень, раскрытие их силы, создание совершенного народа.

И не могли пить воду в Маре

Народ Израиля не мог пить горькую воду. Точно так же и ребенок может перестать воспринимать наказания по двум причинам: а) он не способен принять слишком жесткие методы воспитания; б) он не чувствует в происходящем с ним внутренней любви.

Ибо горька она

Еврейский народ был слишком «горьким» и грубым. Он не был готов оценить «воду», скрытую за горечью вкуса.

И Всевышний указал Моше дерево, и бросил его в воду, и стала вода пресною.

В этот момент Всевышний понял, что горькие воды не приносят должного эффекта. Если ребенок не в силах выдержать боль или если он не может оценить любовь, лежащую в основе наказания, наступает время сделать воду сладкой.

Пришло время обратиться к Б-гу и сказать: «Мы верим, что все Твои действия обусловлены бесконечной любовью. Ты заботишься о нас. Но мы просто не в силах вынести эти испытания, и мы не чувствуем любовь, которую Ты скрывал от нас на протяжении непростой истории нашего народа.

Пришло время сделать воду сладкой.

Нафтали Зильберберг

{* *}