Top.Mail.Ru

Весна на еврейской улице

04.04.2014

Как правило, еврейский годичный цикл состоит из двенадцати лунных месяцев. Месяц начинается с новолунием и продолжается приблизительно 29,5 дней. Всего в двенадцати месяцах лунного календаря 354 дня, то есть на 11 дней меньше, чем в обычном календарном году. Следовательно, если бы мы следовали исключительно 12-месячному лунному календарю, то ежегодно теряли бы 11 суток. В результате праздники перестали бы быть связанными с конкретными временами года, которые наступают в соответствии с солнечным календарем, и однажды Ханука пришлась бы на лето, а Шавуот — на зиму.


Поэтому Тора повелевает нам следующее: «Соблюдай месяц колосьев… и приноси Пасхальную жертву Б-гу» (Дварим 16:1). Это повеление напрямую касалось Сангедрина (высшего религиозного суда), который регулярно адаптировал годичный цикл таким образом, чтобы месяц нисан, в который празднуется Песах, всегда наступал весной. Эта адаптация происходит за счет високосных годов: каждые два – три года к годичному циклу добавляется тринадцатый месяц. Таким образом, приблизительно в каждом третьем годичном цикле есть не один, а два месяца адар.

В то время, когда в Иерусалиме заседал Сангедрин, у еврейского народа не было установленного календаря. Члены суда оценивали каждый год в отдельности и решали, следует ли добавлять тринадцатый месяц, чтобы сделать год високосным. В ходе этих ежегодных дискуссий мудрецы Сангедрина принимали во внимание несколько факторов, главным из которых было весеннее равноденствие. Если оно должно было наступить во второй половине месяца нисан (то есть 16 нисана или позже), год объявлялся високосным.

Тем не менее одного лишь весеннего равноденствия в Песах было недостаточно; евреи должны были заметить очевидные признаки наступления весны. Если в Земле Израиля не взошел ячмень (он был необходим для приношения Омера, который евреи совершали во второй день Песаха), а на деревьях не появились первые плоды сезона, наступление месяца нисан решали «отсрочить», добавляя второй месяц адар. В нисан мы должны чувствовать весну и наблюдать характерный для нее расцвет природы.

Дополнительно Сангедрин предусмотрел еще несколько факторов, не имеющих отношения к смене времен года. Например, когда пришедшие в негодность из-за дождливой зимы дороги и мосты не позволяли евреям попасть на Песах в Иерусалим, праздник откладывался.

В IV веке н. э. известный мудрец Гиллель II предвидел роспуск Сангедрина и понял, что евреи больше не смогут следовать календарю, который устанавливался его мудрецами. Тогда Гиллель ввел постоянный календарь, которому мы следуем и сегодня: он состоит из 19-летних циклов, в каждом из которых есть семь високосных лет. И мы будем следовать этому календарю до тех пор, пока не придет Мошиах и не восстановит Сангедрин.

Менахем Познер


Tэги: ПЕСАХ
{* *}