Top.Mail.Ru

10 тевета — день осады Иерусалима

31.12.2014

Четыре дня в году напоминают нам о разрушении двух Иерусалимских храмов. Каждый из этих дней соответствует определенному эпизоду трагедии: 10 тевета — день начала осады Иерусалима, 17 тамуза — день разрушения городской стены, 9 ава — день разрушения Первого и Второго храмов и, наконец, пост Гедалии (3 тишрея) — день в память о гибели правителя евреев.

Десятого тевета 3336 от сотворения мира (425 до н. э.) вавилонский царь Невухаднецар I (Навуходоносор) начал осаду Иерусалима. Вот как это описывается в Книге ЦарейКомментарий: «И было: на девятом году царствования Цидкияhу, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до одиннадцатого года правления царя Цидкияhу…». Более полутора лет длилась осада, и 17 тамуза была пробита городская стена. Три недели спустя, во второй половине дня 9 ава был подожжен Первый иерусалимский храм. Многих жителей города угнали в Вавилон, остальные разбежались по соседним странам или скрылись в лесах и пещерах. Иудея опустела. Девятого ава началось изгнание народа Израиля.

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПОСТА

День 10 тевета (в этом году эта еврейская дата приходится на 1 января) был установлен мудрецами как день общественного поста, соблюдаемого (отказываясь от пищи и воды) с рассвета до выхода звезд.

Пост 10 тевета — единственный, который не переносится даже если приходится на канун субботы, ибо сказано в книгах Пророков: «… в тот самый день». Постится даже жених в течение «семи дней пира», следующих за свадьбой, ибо сказано: «Неужели не поставлю я Иерусалим во главе веселья моего?!».

В этот день в синагогах читают Тору из свитка в утренней молитве Шахарит и в послеполуденной — Минха.

ДЕНЬ ВСЕОБЩЕГО КАДИША

В нашем поколении день 10 тевета обрел еще один смысл. Сразу же после создания Государства Израиль Главный раввинат постановил считать эту дату Днем всеобщего кадиша, днем поминовения жертв Катастрофы, точная дата гибели которых неизвестна. Многие из шести миллионов евреев, да отмстит Всевышний за их кровь, погибли жестокой, мучительной смертью, и дни их смерти никто не знает. Десятого тевета зажигают поминальную свечу (нер нешама), произносят молитву кадиш и изучают Тору, адресуя воздаяние за эти добрые дела душам мучеников.

В этот день мы выражаем надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с разрушения Храма. И молимся о том, чтобы с приходом Мошиаха (Мессии) исполнились слова пророка Зхарьи: «Так сказал Б-г Воинств: “Пост четвертого месяца [т. е. 17 тамуза, — прим. ред.], и пост пятого месяца [т. е. 9 ава, — прим. ред.], и пост седьмого месяца [т. е. пост Гедалии, — прим. ред.], и пост десятого месяца [т. е. 10 тевета, — прим. ред.] превратятся для дома Йеhуды в дни радости и веселья, в дни праздников”». 

Раввин Борух Клейнберг

Tэги: ПОСТ ТЕВЕТ
{* *}