Зачем вс-вышний управляет людьми?

28.11.2001

?
№ 51
- Действительно ли Вс-вышнему есть до нас дело? Почему для Творца так важно, выполняют ли его творения законы Торы? Есть ли разница для Создателя всего мира, как человек соблюдает Шабат, ест ли он кошерную еду, постится ли в Йом-Кипур или нет? Если Он всемогущ и совершенен, как отразятся на Нем наши поступки?

На заметку эрудиту
"Умеренность — это основа, образно говоря, шелковая нить, на которую нанизываются жемчужины, то есть добродетели".
Томас Фуллер

Ответ ясен. То, что мы делаем, влияет не на Него, а на нас, и, поскольку Всевышний очень нас любит, то не хочет, чтобы люди поступали себе во вред — не страх наказания, но именно ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД САМИМИ СОБОЙ, а не перед Его гневом и есть самая главная ответственность, которой учит Тора. Вс-вышний говорит, что выбирать нужно не между подчинением и неподчинением, а между проклятием и благословением. Единственная причина, почему Всевышний стремится контролировать наше поведение — Ему не наплевать на нас, потому что он знает, что будет, если мы сами на себя, не дай Б-г, наплюем — и он учит нас, что это НЕ ВЫХОД. ВЫХОД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ!

?
№ 52
- С КАКОЙ ЕЩЕ ДРУГОЙ?

На заметку эрудиту
"Опасайся крайностей — недозрелый фрукт набивает оскомину, а переспелый плод нарушает пищеварение"
Д. Роудс

Греческий философ Аристотель пришел к заключению, что идеальный принцип жизни — держаться "золотой середины". Счастье — следствие умеренности. Аскетизм и гедонизм одинаково неприемлемы. Способность наслаждаться жизнью наступает после выбора серединной дороги.

Маймонид использовал эту концепцию как общий знаменатель для всех еврейских законов. Он обратился к 613 заповедям (правилам), которые, согласно Торе, регулируют человеческую жизнь и показывают, что целью мицвот было создание равновесия между потенциально опасными крайностями. Аскетизму, как и гедонизму, нет места в религии евреев. Как говорит Маймонид: "Хорошие поступки хороши именно потому, что они одинаково далеки и от двух полюсов — недостатка и переизбытка".

Если все вдруг, отказавшись от пьянства, вообще перестанут пить вино, это будет неуважение к Творцу, ведь создавая виноград (как и любую другую вещь), Он говорил "И это хорошо"; отказ от чего-либо можно расценивать как неуважение, как неблагодарность, как оскорбление! При неумеренном потреблении спиртных напитков — и голова, и тело отказываются работать в прежнем ритме. Крен в сторону излишеств тоже не приводит ни к чему доброму.

На заметку эрудиту
"Самая большая ценность — это человеческая сила воли: выдержка (достойно выглядеть на суде), выносливость (переносить страдания), храбрость (противостоять опасности), мудрость (одерживать верх над удовольствиями и болью, следовать своим убеждениям)".
Джон Лок (1632-1704), английский философ

Что требует еврейский закон? Пей на здоровье вино каждую пятницу, встречая Шабат, признавая тем самым величие Всевышнего и Его духовных даров! Но, тем не менее, по окончании трапезы желательно быть трезвым, чтобы произнести благословение-благодарность. Законы умеренности в потреблении вина — это пример всех остальных законов. Идеал — умеренность, и евреи так свято в это верят, что больше нормы пить не будут.

ИТАК, СФОРМУЛИРУЕМ НАШИ ИТОГОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ПОДВЕДЕМ БАЛАНС ТОГО, С ЧЕМ МЫ РАЗОБРАЛИСЬ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ — И ЧТО НАС ЕЩЕ ЖДЕТ, ЧТО НАДО ПРОЯСНИТЬ И ПРОЧИСТИТЬ.

  1. Согласно иудаизму, после смерти душа человека сдает последний экзамен, который проходит по четырем различным дисциплинам.
  2. Иудаизм отличается от христианства тем, что он особое значение придает Б-гу Закона, а не Б-гу Любви и ставит дело выше веры.
  3. Иудаизм отличается от светского гуманизма тем, что считает необходимым существование Вс-вышнего как источника этических и моральных законов.
  4. Евреи принимают законы, которые не имеют здравого смысла, не как иррациональные, а как суперрациональные, требующие веры, а не понимания.
  5. Вс-вышний управляет нами не ради собственной выгоды, а ради нас самих посредством заповедей, главная цель которых — умеренность и "золотая середина".

?
№ 52
Это уже вроде бы ясно, по крайней мере, в первом приближении, а что нас дальше ждет?

Кстати
Когда Ноах — или, как привычнее видеть это имя тем, кто читает по-русски, Ной — впервые за всю историю мира посадил виноградник, появился Сатан — нет, вовсе не тот мифический рогато-хвостатый "бес", о котором говорят, что он кого-то "попутал", а скорее ДУХ БЕСПОРЯДКА — это ближе к реальности, как она видится с еврейской точки зрения... Так вот, появился этот Сатан — и, как говорится, все испортил. Он заколол барашка, льва, свинью и обезьяну. Кровью каждого животного полил землю, поведав Ноаху свой секрет: в будущем люди, захмелев, сначала почувствуют себя невинными, подобно овечкам, потом храбрыми, как львы, затем будут походить на свинью, и, напившись до "белой горячки", — скакать, ужимками и мимикой напоминать обезьяну.

Этот замечательный мир нас ждет! Мы пойдем вширь — и нам будет, на что взглянуть и на чем задержать внимание...

А ИМЕННО:

  1. Концепция жизни с точки зрения иудаизма
  2. Радость в понимании иудаизма
  3. Спектр отличий иудаизма и христианства
  4. Ценность человеческой жизни
  5. Самоубийство и естественная смерть
"Скрипач на крыше" — этот известный мюзикл сделал популярным один еврейский тост: "Л'Хаим, Л'Хаим" ("За жизнь!"). Жизнь для евреев не просто слово из молитвы, а нечто, что нужно ценить и беречь.

Христиане акцентируют внимание на словах Иисуса: "Царство мое не от мира сего". Иначе говоря, то, что происходит здесь и сейчас не так важно, как то, что будет после смерти. Иудаизм против такой концепции. Удивительно то, что народ, пострадавший более других за всю историю человечества, ценит жизнь как Б-жественный дар и благодарит Создателя за каждый прожитый день.

Марк Твен объяснял себе, почему рождение сопровождается радостью и весельем, а уход из жизни — слезами и трауром. По его мнению, в обоих случаях — мы всего лишь сторонние наблюдатели. Если прав Вуди Аллен, по словам которого "человеческое существование бывает либо ужасным, либо жалким", то смерть, как окончание пути, должна вызывать только положительные эмоции. Иудаизм считает, что человек, неудовлетворенный своей жизнью, тем самым подвергает сомнению качественность Б-жественных творений. "Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас и дал нам дожить до этого времени", — говорят евреи в самые ответственные моменты жизни.

Но это — только "присказка"…