Не бойтесь быть евреем!

27.12.2001

А кто боится? Еще недавно в наших паспортах (да и во всех анкетах, которых в жизни приходилось заполнять тьму-тьмущую) была "пятая графа", где мы честно указывали, что мы евреи. Это называлось "отвечать положительно на национальный вопрос" — мы и отвечали. Что же еще нужно? Да, сейчас нам этот вопрос чуть реже задают в анкетах и даже обещают убрать вообще из всех официальных документов упоминание об этническом происхождении, все, мол, граждане одной страны — какая кому разница... Мы ведь все грамотные, неплохо разбирающиеся в различных областях знания: в политике, в науке и технике, в футболе и психологии, в финансах и истории — казалось бы... — разве нет? Мы все считаем себя здесь специалистами, и я тоже, честно говоря.

Но как часто мы, видя перед собой явления, не укладывающиеся в рамки наших знаний и нашего жизненного опыта, пасуем или наоборот — кидаемся на препятствие, начинаем терять самообладание? И сами не всегда замечаем, как наши поступки и жизненные установки нелогичны и непоследовательны. А тут уже есть, чего опасаться — раз ситуация не полностью находится под контролем нашего разума и не хочет в них укладываться...

И здесь обнаруживается, что мы, например, частенько проявляем бестактность и неадекватность в такой области, где труднее всего доказать что-либо с помощью житейской логики и простой смекалки: в области познания религии. Большинство из нас к этому вопросу, как правило, относятся довольно равнодушно. Зная о том, что наша "пятая графа" и "положительный ответ на национальный вопрос" ничего особенно хорошего нам не принесут, мы предпочитаем вспоминать о них как можно реже. И не выделяться из общей массы людей, нас окружающих — насколько это возможно в стране и в обществе, где национальностью очень трепетно интересуются как друзья, так и недруги...

Так вот, окружающие нас люди избрали весьма оригинальную и очень странную тактику, а мы ее почему-то приняли и за другими повторяем: Когда нам плохо, мы говорим, что в принципе верим в Б-га, в то же самое время не зная точно, в какого Б-га и с такой же вероятностью считая себя... атеистами. А когда несчастий на горизонте вроде бы не видно, нам кажется, что ни во что и верить-то не стоит. И потом опять — в принципе верим, но так и не можем разобраться, что от него зависит, а что от нас... Как же так? Просто что-то нам подсказывает, что в самый удручающий момент нашей жизни что-то сверхъестественное поможет найти выход из сложившейся ситуации. Но эта подсказка зачастую остается непонятой.

А может быть, стоит попытаться копнуть немного глубже? И приблизиться к познанию того, кто на протяжении всей еврейской истории поддерживал и духовно питал твоих предков? И вдруг ты раскроешь в себе ту глубокую неземную силу, благодаря которой твоя жизнь преисполнится новыми ощущениями и впечатлениями, наполнится прежде неизвестным тебе смыслом?..

В один прекрасный момент я почувствовал необходимость духовной поддержки. И решил, что пришло время, когда мои взоры и чаянья должны обратиться к тому, кто являлся путеводной звездой еврейской нации на всем протяжении ее существования. Но как мне — образованному и неглупому человеку, занятому своим делом — взять и просто поверить в РЕАЛЬНОЕ существование того, кто создал этот мир, человека, да и вообще все то, что нас окружает?.. Мне просто логически необходимо это осознать.

Сразу же возникла масса вопросов, которые я направил к специалистам. Их ответы и составили содержание того диалога, который я попытаюсь передать всем вам, дорогие друзья. Только имейте в виду, что это диалог особенного свойства: не театральный и не придуманный, он происходит скорее внутри человека, чем между двумя разными людьми, которые спорят и не сходятся во мнениях. Это диалог между атеистом и евреем в одной голове. В моей голове — и ведут его две половинки моего существа, которым надо примириться друг с другом.

Да, вот и первый вопрос, с которого я начал для себя выяснять, что же люди имеют в виду, когда говорят, что верят в Б-га. И что Он Творец, что Он Всемогущ, невидим, его невозможно даже представить, но от него куда больше зависит в жизни, чем от моих далеко идущих планов, которые я строю, но которые почему-то все время срываются...

?
№ 1
Итак, прежде всего мне интересно знать, что же такое иудаизм. Что называют этим словом?

Иудаизм — не просто религия. Это — особое мировоззрение и способ мыслить, чувствовать, это образ жизни.

Для некоторых людей смысл жизни — загадка, и найти его — это целая трагедия. Если человеческое существование бесцельно, то оно — не более, чем болезнь, весь мир с этой точки зрения — госпиталь, а смерть — врач, который кладёт предел нашим страданиям. Однако иудаизм противопоставляет пессимизму надежду, а экзистенциальному отчаянию — веру в Б-жественное провидение.

?
№ 2
Н-да, очень интересно, но пока я немногое понял. Понял лишь одно, вернее, почувствовал — что-то есть в этом завораживающее и притягательное. Но по порядку. Откуда же произошел иудаизм? Откуда он взялся?

Еврейский народ берёт своё начало от одного человека и от одной революционной идеи. Человеком был Авраам, кочевник из Междуречья, живший почти 4 000 лет назад. Идеей было новое понятие, столь дерзкое и оригинальное и на столько подрывающие все основы, что почти везде его признают поворотной точкой мировой истории.

Авраам обнаружил не больше и не меньше, как самого Б-га — или, хотя это поначалу может вас шокировать, не "Его Самого", а "Ее Саму" (представление, о котором вы узнаете больше чуть позже, если захотите).

Разумеется, для того, чтобы верить в Б-га, не обязательно быть иудеем, но Б-г в представлении евреев, такой, каким увидел его Авраам и каким чтит Его иудаизм, — единственный во многих отношениях. Поэтому, когда евреи молятся, они всегда начинают с обращения к "Б-гу Авраама". И то, что иудаизм говорит о Б-ге, не менее важно, чем простая вера в то, что Б-г существует.

ОК, прекрасно. Примем за исходную точку этого разговора, что человек по имени Авраам — большой новатор, и, возможно, даже "гений": ведь он что-то такое открыл, придумал, изобрел, предложил, чего до него никто не знал и не представлял! Но пусть мне объяснят, что это за новаторство. Вот Белл придумал телефон, Попов с Маркони — радио, Уатт — паровую машину, Эйнштейн — теорию относительности. Ну, и что из того, что Авраам перевернул мировоззрение с какой-то своей новой теорией?.. Попробуем все же выяснить, что же нового и уникального в иудаизме? Пока вопросов больше, чем ответов. Но...