Иногда лучше мыться...

27.12.2001

?
№ 25
- Вот я часто слышу, как люди ругают друг друга, и в запальчивости говорят о себе подобных — мол, он придурок, глупец и неудачник, "пальцем деланный", или "недоделанный". Неужели не слышали? Значит, мало по магазинам ходите, на автозаправках и в офисах бываете по своим делам... А вот серьезно, ребята, погодите. Могли ли быть в нашем сотворении "недоделки, недоработки", отдельные недостатки, если им занимался сам Творец? И потом — КАК БЫТЬ С ОЧЕРЕДНОСТЬЮ? Кого первого Б-г сделал, и можно ли этим гордиться? Могу ли я сказать жене — дорогая, помолчи, пожалуйста, меня Б-г создал раньше, так что я скажу сначала, потом ты будешь говорит свое мнение?

Справочное бюро
Где взял Вс-вышний землю, из которой сотворил Адама? Со всех четырех сторон света. Благодаря этому потомки Адама могут чувствовать себя комфортно везде, где бы они ни жили.

Феминистки не одобрят.

Если феминистки хоть раз читали Тору, то им нечего будет возразить — по букве, во всяком случае. По духу мы можем поспорить о вежливости и тактичности, но не все сразу. В Торе сказано, что мужчина и женщина, по замыслу Всевышнего, были созданы последними. У Марка Твена этот факт не вызвал удивления: человек был создан в конце рабочей недели, когда Б-г, безусловно, устал. В Талмуде этому дается более позитивное толкование. Люди — цель творения, поэтому они и были созданы последними. Так же как король постарался бы максимально подготовиться к визиту уважаемого гостя, так и Творец перед появлением человека удостоверился, что все создано для жизни людей на земле.

Но Вс-вышний не хотел, чтобы мы задумывались об этом. Чрезмерная гордость — грех. Итак, Всесильный назвал первого человека Адамом (от еврейского слова "Адама", что значит "земля"). Именно так решил Творец указать Адаму — а через него и всем нам, его потомкам, — что нужно всегда помнить, откуда мы появились: "И образовал Бог Всесильный человека из праха земного" (Брейшит 2:7).

Заключительная часть предложения, прерванного сноской, доказывает, что у человека особенная миссия в этом мире: "И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ". Прах земной и Б-жественное дыхание, тело и душа определяют истинную сущность человека и объясняют то, что написано в Псалмах Давида (Псалом 8:5-6): "что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его"

Некоторые секреты
Когда впервые выбрали еврея на пост президента Соединенных штатов (это всего лишь предание, пока этого еще не случилось в истории, но кто может гарантировать, что этого никогда не случится?) — так вот, он, конечно, пригласил на инаугурацию свою маму, притом, убедился, что она сидит в первом ряду. С гордостью он смотрел, как она оживленно говорит с окружающими людьми и показывает на него. Он попросил одного из своих помощников выяснить, что она говорит. Помощник вернулся и сообщил, что она говорила всем: "Видите того мужчину? Он — брат моего другого сына, доктора".

— Круто... И что же, я теперь так и могу говорить — ты мне зубы-то не заговаривай, меня Б-г создал, практически наравне с ангелами? А что — внушает и впечатляет... Только я лучше этого говорить направо и налево, я лучше это про себя думать буду. Так интереснее.

Но главное — не терять ориентацию в пространстве, а то можно загордиться через меру. Мы же знаем с вами, что эту честь Б-г оказал не тебе одному, а всем своим творениям. И среди них есть много таких, перед которыми особенно гордиться, гоголем ходить не приходится — и нос задирать тоже. Иудаизм считает, что сущность человека зависит от того, какое начало (земное или б-жественное) доминирует на протяжении его жизни. В понимании Зигмунда Фрейда, врача и мыслителя начала XX века, это — битва между двумя категориями в одном теле, в одной голове: "Оно" (представляющей не только разум, но и подсознание) и "Суперэго" (представляющей моральные ограничения, или нравственное чувство). Для раввина это — борьба между подсознательным стремлением души к чистоте и страстным желанием тела обладать материальными ценностями и получать чувственное удовольствие.

Было бы желательно, чтобы вместо конфликтов тело и душа пришли к сотрудничеству, а не мучили друг друга. И то и другое необходимо для воплощения замысла Творца относительно истинного назначения человека. Тело без души — животное. Душа без тела не может существовать в этом мире. Вот почему еврейский закон требует с обоими бережного обращения, почтения и уважения.

Душа не должна хвастаться, что она более свята, чем тело, ибо только благодаря телу душа может достичь совершенства. С другой стороны, тело не должно кичиться своей поддержкой души, т. к. когда душа покидает тело, плоть подвергается гниению.

?
№ 26
- ОПУСТИЛИ. ПОСТАВИЛИ — можно сказать — "в угол". Указали на место — в прихожей, на коврике... Не за что меня любить и уважать — ничем я не лучше других... Так что же делать-то с этим? Правильно ли я понял, что чем требовать большого почета к себе и уважения, надо самому о себе не забывать — и тогда будет все нормально?

По крайней мере, если ты будешь ходить неумытым и нечесаным на том основании, что ты — "б-жественное творение", то почета и уважения это тебе не прибавит. И творение Вс-вышнего ты этим тоже не очень восславишь — если не наоборот... Вот одна из историй, написанных в Талмуде: ученый первого века нашей эры великий мудрец hилель закончил чтение лекции и весь его вид показывал, что он спешит на очень важную встречу. Его ученики поинтересовались: "Учитель, можно у Вас спросить, куда Вы торопитесь?" "Исполнить мой религиозный долг", — ответил hилель. Для того, чтобы постигнуть мудрость учителя, а возможно, чтобы потом последовать его примеру, ученики продолжали задавать вопросы: "В чем заключается этот религиозный долг?"

Справочное бюро
Мицва — заповедь Торы, обязательство перед Вс-вышним, которое традиционно соблюдает еврейский народ.

hилель ответил: "Я собираюсь принять ванну". Студенты были очень озадачены: "Ванну? Наш учитель торопится, чтобы принять ванну? И это он называет религиозным долгом?"

hилель ответил: "Конечно. Кто-то чистит изваяние короля, которое стоит в театрах и цирках. За это он получает деньги, также это приближает его к родовой знати. Насколько же больше я должен следить за чистотой своего тела, ибо я представляю Б-га на земле, Он создал мое тело".

Это всего лишь тело, но оно вмещает душу. В теле живет искра Вс-вышнего. Нельзя же позволить самой замечательной и величественной вещи на земле жить в грязных трущобах. Чистота не только близка к благочестию, также это — непременное условие для одухотворенности. Перед великим дарованием евреям Десяти Заповедей на горе Синай, Вс-вышний сначала убедился, что люди готовы к священному очищению от порока — они постирали свою одежду.

— А... я понял, кажется. Мне доверили следить за порядком исправностью того, что не я создал, но что я могу поломать или держать в небрежении, как говорят в школе. Так я же себе не враг, я не буду ломать такое хорошее творение, раз мне дали его из таких авторитетных рук...

Следить за здоровьем тела еще важнее, чем заботиться о его чистоте. Это не означает, что каждая еврейская мама мечтает, чтобы ее сын стал доктором. Лечение тела — религиозный ритуал, это — еще и мицва, кроме того, что это уважаемая во всех человеческих обществах профессия и практическая необходимость, на которую нам указал сам Творец.

Рабби Моше Маймонид (1135 — 1204), испанский философ и ученый, вызывающий у евреев восхищение, которое можно сравнить разве только с Моше рабейну, по профессии был врачом. Более того — одно время н даже был личным доктором, "лейб-медиком" знаменитого арабского султана Саладдина. Но — слава Б-гу — это не было его единственным занятием и его главным интересом в жизни. Он написал книгу "Мишне Тора", краткое изложение еврейского закона. В ней сказано, каждый должен избегать всего, что вредно нашему телу. Нужно культивировать все, что способствует здоровью и энергии. Впоследствии медицинские указания Маймонида о том, что следует делать, а что надо избегать относительно здоровья стали частью еврейского кодекса.

?
№ 27
- А ЧТО ЗНАЧИТ "Не оскверняйте"? Если порядок и исправность порученного мне тела не вызывают сомнений, все на месте, правила пользования соблюдаются, то что же тут еще можно предъявить?

Наше богатство
Главное наше богатство — здоровье. (Апокрифы: Бен Сира 30: 16).

А ты можешь такую неисправность или непорядок допустить, что сам поначалу и не заметишь, а это уже предусмотрено Творцом. Например, вот такие вещи... Тора запрещает делать татуировки и считает их опасным и недозволенным осквернением тела. "СЫНЫ ВЫ Б-ГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ВАШЕМУ: НЕ ДЕЛАЙТЕ НА СЕБЕ НАДРЕЗОВ И ПЛЕШИ НЕ ДЕЛАЙТЕ НАД ГЛАЗАМИ СВОИМИ ПО УМЕРШИМ" — то есть не выщипывайте брови, как это делают часто голливудские красотки, чтобы выглядеть моложе (так сказано в Торе, в книге Дварим 14: 1). Язычники умышленно обезображивают свои тела. Для них это — знак скорби. Тора говорит так же, как еврейская мама, напоминая нам, что все мы "сыны Б-гу". Это то же самое, если бы Б-г сказал: "Делая больно себе, вы причиняете боль и мне".

Вот почему понимая, что сигареты опасны для здоровья, евреи должны знать, что знаменитый верблюд на пачке табачных изделий, Джо Кэмэл не просто дает плохой совет. Он учит детей тому, что не является кошерным.

Справочное бюро
Кошер — древнееврейский, но и в современной жизни вечно актуальный термин, который обычно относится к пище, которая разрешена еврейским законом. В более широком смысле это может относиться ко всему, что разрешает еврейский закон.

А вот кстати — как содержать в порядке и исправности мозги? Или то, что вы называете "душой"? Есть ли на этот счет инструкция какая-нибудь?

Иудаизм внес некоторые дополнения к открытию Ньютона о всемирном тяготении. Мужчины и женщины уникальны, так как на них действует двойной закон тяготения: одна сила притягивает их к земле, а другая — к небу. Сила притяжения дает нам возможность сказать, что все тянется к первоисточнику. Вот почему земные создания стремятся обратно, к земле. Без чьего-либо вмешательства все материальное тяготеет к земле.

То же самое должно относиться к мужчине и женщине, но у них есть душа, которая тянется вверх, к своему небесному источнику. Благодаря этому люди возвышены до своей смерти, когда душа, покидая тело, возвращается на небо, а тело, лишившись поддержки души, падает на землю.

Душа не только облагораживает тело физически, но и духовно, определяя его предназначение. Душа дает характеристику человеку так же, как книга несет информацию о своем авторе. С точки зрения иудаизма, душа помнит, где она когда-то была, и пытается помочь людям достичь того, что им предназначено.

О душе, так же как и о теле, надо заботиться. Физическому телу нужна еда. Душе нужна духовная пища. Хорошие дела, проявление доброты, следование заповедям Торы помогают ей расцвести. Если лишить душу всего этого, она засохнет. "Здоровая душа в здоровом теле" — один из основных принципов еврейства.

А Я ДУМАЛ, УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИЛИ АРМЕЙСКОЙ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ. ЧЕГО ТОЛЬКО НЕ УЗНАЕШЬ — если не бояться быть евреем. Мне даже начинает нравиться...

Хотя многие непонятки еще сохраняются, некоторые хитрости и тонкости остаются не понятыми. До следующего раза!