Top.Mail.Ru

Самая серьёзная ответственность

27.12.2001

ДЕСЯТЬ ИНСТРУКЦИЙ ДАНЫ.
КАК ИХ ВЫПОЛНИТЬ — ВОТ НАШ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС.

?
№ 39
Погодите и послушайте, господа знатоки! Если мы говорим о декалоге — Десяти заповедях, что это, мол, самый важный закон и самая важная "руководящая установка" в мире, да еще и полученная прямым путем от его Творца, то надо бы разобраться и — как говорят в других законах — с "санкциями", с ответственностью за неисполнение или вольное толкование этих законов. Что мне будет, если я стану их нарушать — ну, может быть, не со зла, не нарочно, а хоть бы и нарочно! Ведь не может же быть такого, что законы даны, а там дальше что будет — это пусть идет, как идет, и ничего не нужно "подправлять", вряд ли Б-г выбрал такой путь, если он законодатель, а не просто выдает инструкции — и забывает о них. Исполнительная власть и меры к тем, кто не подчиняется — это тоже часть Его руководства, раз он Единственный и Всемогущий Законодатель?

Да. Именно так! И если ты думаешь, что каждый раз, когда ты что-нибудь нарушаешь или искажаешь в заповедях Торы, надо сразу же ждать грома небесного или кирпича на голову, ты не просто ошибаешься, ты — стало быть — просто не понимаешь Его абсолютной власти над нами. И Его способа руководства Его творением: он — в другом... Он основан на том, что человек отвечает за себя сам и непосредственно перед тем Бесконечным и Совершенным Творцом, который дал и ему жизнь, и миру — закон. А что отвечать — это нам хорошо показывает история, ведь не мы первые и не мы последние столкнулись с таким вопросом. Часто бывают ситуации, когда мы придумываем себе одно, другое, третье оправдание за непослушание воле Вс-вышнего, а он нам просто показывает, чего все это стоит в Его глазах. Самый известный пример тому — судьба Иерусалимского Храма, причем повторившаяся дважды на глазах всего еврейского народа. Два храма-то разрушены. И мы уже две тысячи лет ждем Того, кто сможет построить Третий, вернее — с кем мы сможем его построить....

Кстати
Перед каждой мицвой — то есть, когда исполняем заповедь Вс-вышнего — мы произносим броху — благословение. Почему же на цдоку его не говорят? Раввины отвечают: "Благословение — это слова, адресованные Всевышнему, слова, способные задержать помощь человеку, который в ней нуждается. Всевышний может подождать, бедняк — нет.

Знаменитый еврейский мудрец hиллель оказался прав: дважды в истории еврейского народа евреи теряли свои святыни. Первый Храм уничтожили вавилоняне в 423 г. до н.э; второй — римляне в 69 г. н.э. Оба эти события произошли по вине евреев. Пророки говорили, что разрушения посланы народу, который не заслуживает Б-жественного покровительства, т.к. пренебрегает Его учением.

Одинаковые, на первый взгляд, наказания на деле не были такими уж похожими. И преступления — грехи, явившиеся причиной трагедий нашего народа, тоже отличались друг от друга. Первая из двух катастроф еврейского народа — разрушение Первого Храма — случилась из-за идолопоклонства: евреи усомнились в Б-жественном происхождении своих предков, иначе говоря, "сломали" первую скрижаль. Второй раз, наоборот, достаточно религиозные люди при всей своей преданности Вс-вышнему утопали в ненависти друг к другу, полностью пренебрегая нравственными нормами жизни.

Мудрецы считают, что беспричинная ненависть человека к человеку, сведение к нулю ценностей второй скрижали и были поводом для разрушения Второго Храма. За каждое из своих преступлений евреи заплатили дорогую цену.

Разница между наказаниями тоже была заметна. Последствия греха идолопоклонства длились семьдесят лет, и Второй Храм был построен уже через поколение. Потеря же второго Храма невосполнима до сих пор. Очевидно, что для Создателя человеческое отношение людей друг к другу — немаловажный фактор.

Благотворительность, говорит Талмуд, настолько важна, что равна исполнению всех остальных заповедей, вместе взятых. Но, даже утверждая этот закон, Талмуд использует такое ивритское слово, которое аннулирует в иудаизме само понятие благотворительности. Смысл слова милостыня — давать сверх того, что должен. Это благородный жест, поступок от всего сердца, акт, достойный похвалы только за то, что он полностью добровольный. В слове "цдока" — ивритском эквиваленте слов благотворительность, милостыня — имеется в виду совершенно другое. Цдока — это справедливость. Не просто хорошая, необходимая, постоянная мицва, а обязательная для каждого, не зависящая от доходов.

Один шотландец, когда священник учил его "помогать, пока самому не станет больно", ответил: "сама мысль отдавать что-то мне отвратительна". У еврея нет даже такого выбора: иудаизм, нравится это кому-то или нет, требует десятую часть любого заработка отдавать бедным. Эта сумма — минимум, и источник, заповедавший ее — Тора. Здесь — кстати — и источник всех современных нам налоговых систем цивилизованного общества, и само понятие о том, что с деньгами можно (и должно!) расставаться не только насильно, но и сознательно, с пониманием того, что деньги, которые ты ОТДАЛ, не ПРОПАЛИ, а пошли в дело, которое является и ТВОИМ ТОЖЕ, что именно с учетом этого отчисления Б-г и дал тебе определенный доход, разделяя с тобой ответственность за судьбу этой суммы.

На заметку эрудиту
Наше злое начало таково, что как только мы решаем выполнить мицву, оно нашептывает нам: " Зачем тратить свои деньги?". А на самом деле, подобно свету свечи, от которой зажигают миллион других свечей, и которая от этого не становится меньше, богатство дающего не уменьшается. (из комментариев Мидраша)

Цдока — совсем не то, что милостыня. Человека, подающего милостыню, нужно превозносить, а тот, кто ничего не пожертвовал — просто упустил возможность сделать доброе дело. Отделяющий же цдоку — выполняет обязанность. Не отделяющий цдоку — совершает тяжелейший грех и "духовно" не заслуживает своего богатства. Проще говоря, он — недоросль, несмотря на большие (иногда) деньги на его счету или в кармане, он как маленький ребенок, которые еще не почувствовал, что не только брать, но и отдавать что-то — естественное состояние человека, его ответственность перед Творцом за то, что ты получил.

Наверное, поэтому есть столько рассказов о бедных евреях, которые принимают деньги так, словно те сами идут к ним в руки. Например, слышали ли вы историю о нищем, который каждый год приходил попрошайничать? Так однажды он появился с молодым человеком. Когда бедняка спросили: "Кто твой новый коллега?", он ответил: "Это мой зять. Я обещал содержать его в течение двух лет".

Или другая история о жене раввина, которая однажды сказала мужу: "Твоя сегодняшняя молитва была необычно длинной. Тебе удалось выпросить у Вс-вышнего, чтобы богатые могли бы щедрее помогать бедным?" На что ее муж ответил: "Половину этой просьбы я добился — бедные готовы принимать подарки".

Просящие обращались с дающими так, словно те делали им одолжение, позволяя совершить доброе дело. Кто знает, если милостыня — цдока — может, это и есть самое правильное отношение...

{* *}