Отпуск для творца?

27.12.2001

?
№ 15
Итак, мы остановились на том знаменитом вопросе, к которому приходится довольно часто возвращаться во всех разговорах на еврейские темы за последние несколько тысяч лет. Почему мы не играем в игры, которые очень весело — казалось бы — протекают у других народов? Игры имеются в виду самые старые и проверенные веками: игры в многобожие. Почему их не два, не три, не пять и не сто — а только один? И почему евреи проявляют столь последовательное упорство именно в этом вопросе, настаивая на цифре "один!" — только потому, что иудаизм — самая древняя на Земле — постойте, сейчас я, кажется, правильно выговорю это слово с одного раза, минутку... "МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ" РЕЛИГИЯ? Религия с одним и единственным Б-гом? Ну, так что же, древность это хорошо, это — я бы сказал — авторитетно, это внушает и впечатляет, конечно. Да, но зачем же так цепко и крепко держаться за истины такой давности? В конце концов, жизнь-то идет вперед или куда?

— Нет, не обязательно вперед. За прошедшие со времен Авраама десятки веков никто еще ничего не выдумал более "свежего" и "современного", чем та идея, которая ему открылась, когда с ним заговорил Вс-вышний. Идея проста: он один, он абсолютен, он всемогущ, он есть везде и всегда, он был, есть и будет, его не может быть видно обычным взглядом, он создал все в этом мире и еще очень многое, что в рамки этого, видимого, знакомого нам мира не вместилось: поэтому евреи в молитвах и благословениях говорят о Вс-вышнем, что он "оживляет миры", имея в виду, что наш мир — самый нижний из миров, созданных Творцом. иудаизм не признаёт никаких посредников между Вс-вышним и человеком.

Первая из Десяти Заповедей: "Я Господь, Б-г твой" содержит местоимение в единственном числе. Вс-вышний обращается к каждому человеку прямо и говорит: "Я доступен тебе безо всякого человеческого посредничества". Для еврея это означает, что он напрямую связан с самим Вс-вышним. И что всесильный автор Десяти заповедей говорил лично с ним, обращаясь к нему от первого лица и без всяких "переводчиков" или "парламентеров". Молитва о заступничестве перед Отцом, обращённая к Сыну, противоречит одному из важнейших верований иудаизма, которое было записано известным нам Рабби Моше бен Маймоном (Маймонидом) так: "Ему и Ему одному ты должен молиться непосредственно." Как пишут в объявлениях об обмене и продаже недвижимости: БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ. И только так!.. Правоверный еврей полагает, что никто не может говорить вместо него, жить вместо него и, разумеется, умереть вместо него. Талмуд говорит на этот счет одну краткую, но очень знаменитую фразу: "ЕСЛИ НЕ Я ДЛЯ СЕБЯ, ТО КТО ДЛЯ МЕНЯ?" — и это яснее ясного, не правда ли?

?
№ 16
- Да, что правда, то правда.

Однако, как же быть с моими прямыми отношениями с этим Бесконечным и Единственным ворцом? Я ни на кого не могу расчитывать — каждый за себя, получается? Так что же это выходит?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ "КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ"?

- ИЛИ "ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО" — как у мушкетеров французского короля?

ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС НАЧИНАЕТСЯ ТАК: Царь и я... Вы можете принимать все те положения иудаизма, с которыми вы уже успели познакомиться (что Б-г — всемогущее Существо, создавшее мир, что Он — Один и только Один, а не двое, не трое и не множество) — и всё же быть совершенно не религиозным, если вы — деист. Деисты признают существование Б-га, но не верят, что Всемогущий Б-г может интересоваться нами. Они говорят одну классическую фразу, по которой можно их узнать в любой толпе или в любой дискуссии: "Если Вы говорите с Б-гом, это называется молитвой. Но если Вам начинает казаться, что Он с Вами заговорил, то это уже называется шизофренией". Верна ли эта фраза — опознавательный знак всех ДЕИСТОВ в мире?

Деизм представляет себе взаимоотношение Б-га и мира как взаимоотношение часовщика и часового механизма. Мастер может сделать великолепные часы, но это не означает, что он будет постоянно держать их в поле зрения. Деист спрашивает: "Неужели Создателю целого мира интересно такое ничтожное существо, как я?" Он отвергает веру в личностного Б-га, поддерживающего постоянную заботу о своих созданиях, и прекрасно чувствует себя, игнорируя Творца, который, по его мнению, в свою очередь не обращает на него внимания.

?
№ 17
- Хммм, да. Правда, получается, что если даже обычным карманным часам с цепочкой нужен не только завод, чтобы они не остановились, но и наладчик, то не очень понятно, как представить себе такую сложную систему, как МИРОЗДАНИЕ, если мастер запустил ее и ушел "в отпуск" или "в отгул", причем бессрочно... Как же все это не рассыпется в пух и прах, если никто не следит?

Интересно, что первая из Десяти Заповедей очевидно обращена не только к атеисту, но и к деисту: "Я-, Б-г, Всесильный твой, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства." Всевышний не только употребляет местоимение "Я", постулируя этим своё существование как личности (в противовес представлению, что Б-г — некая абстрактная сила), Он говорит, что Он — Б-г истории, постоянно поддерживающий общение с человеческими существами.

У раввина есть мнение!

"Евреи за Иисуса" в соответствии с христианским учением признают Иисуса Мессией. С точки зрения иудаизма, приход Мошиаха (Мессии) пока в будущем, поскольку Его век, отмеченный гармонией всеобщего мира и познания Б-га, ещё не наступил. При всём нашем взаимном уважении мы, по всей видимости, не сойдёмся в этом вопросе, пока Вс-вышний не пошлёт нам человека, который будет соответствовать требованиям, ясно сформулированными в книгах Пророков и законоучителей. Так что надо ждать, причем ежедневно!

Тем самым Всевышний фактически не просто напоминает о Себе как о Спасшем весь народ евреев "из земли Египетской", но также подчёркивает, что Он присутствует в любом "доме рабства". Всевышний говорит нам о том, что Он причастен всему, что бы ни происходило у человека дома. Разумеется, Он — Царь вселенной, но именно словосочетание "Царь и я" лучше всего описывает наши взаимоотношения с Ним.

Евреи называют Всевышнего "Б-гом Авраама" не только потому, что Авраам первый познал Б-га. Говоря так, мы в глубине души подразумеваем, что тот самый Б-г, который сотворил мир, не настолько занят и удалён от нас, чтобы потерять из виду подробности жизни Авраама — и не одного Авраама. "Я Б-г, Всесильный твой". Это значит — каждого из нас. Вс-вышний знает и направляет всё, что происходит в нашей жизни. Вы спросите: "Как может одно сознание вместить всё это?" Но вспомните — Его сознание не имеет ничего общего с нашим. Это и делает Его Б-гом!

Если бы Всевышний имел человеческую природу, мы не вправе были бы ожидать от него некоторых вещей. Так, ход истории подтверждает полную справедливость высказывания лорда Эктона: "Власть развращает; безграничная власть развращает безгранично". Когда правители вроде Саддама Хусейна могут делать всё, что им заблагорассудится, они редко бывают столпами добродетели. Вот почему необходимо осознать, что заслуга Авраама — не только в том, что он дал нам веру в Единого Б-га. Вторым его даром была идея этического монотеизма.

?
№ 18
- Какого-какого? Этнического? Это когда все верующие в одного Б-га — одной крови, одного национального происхождения, из одной страны родом? А как же мир в целом?

Нет, не "этнического", а ЭТИЧЕСКОГО, от слова "этика", нравственность попросту говоря. Этический монотеизм — это вера в единого Б-га, который добровольно ограничивает своё всемогущество и поступает только в соответствии с законами добра и справедливости.

Б-г, который мог бы быть каким угодно, по своей воле избрал добро. Кто мог его "заставить"? Иудаизм настолько твёрдо придерживается этой истины, что Тора даже сохранила для нас один из самых замечательных споров человека со Вс-могущим. Когда Вс-вышний сообщил Аврааму, что он собирается уничтожить два города — Содом и Гомору — за их нечестие (а там, среди прочих безобразий, еще процветало и то, что с тех пор на разных языках называется "содомией", или противоестественными гомосексуальными отношениями) — так вот, Авраам осмелился спросить: "неужели Судия всей земли не будет судить справедливо?"

Он хочет знать, что же будет с невинными в этих городах. Иными словами, это примерно как если бы он сказал Вс-вышнему: "Б-же избави тебя сделать такое!"

?
№ 19
- То есть, это что же — Ты сам себя и избавь? От кого? От себя же? И что ему за это было? Не Б-гу, понятно, а Аврааму? Крышу не снесло?

А ВОТ В СЛЕДУЩИЙ РАЗ И УЗНАЕМ. НО ЗА "КРЫШУ" — СООБЩИМ СРАЗУ — ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ СОВЕРШЕННО СПОКОЙНЫ!