Top.Mail.Ru

Кто за кого решает?

27.12.2001

— Вот мне непонятно такое одно хитрое обстоятельство в наших разговорах о том, что ИУДАУЗМ — это якобы НЕСЛОЖНО. А сами-то разобрались, несложно ли? Вы все время называете Б-га разными словами, часто они в превосходных степенях и иногда даже немного противоречат друг другу — как мне, по крайней мере, кажется. И частенько кажется... Если вы говорите о Нем "ВСЕСИЛЬНЫЙ", "ВСЕМОГУЩИЙ", то что это — ритуальное преклонение, потому что так принято столько веков, дань уважения великой идее — как там оно по-научному? — МОНОТЕИЗМА, единобожия, или реальное признание Его Сверхъестественных данных, Его свойств? Ведь если Он может все, Ему все под силу, то — вот смотрите сюда! — не может же осуществлять свою абсолютную власть, бесконечную власть без полной информации? Как любой президент, любой губернатор или участковый — так и самое, что ни на есть, АБСОЛЮТНОЕ, ВЫСШЕЕ НАЧАЛЬСТВО должны обладать всеми текущими сведениями в их полноте, разве нет? Потому-то и говорят, что ИНФОРМАЦИЯ — ЭТО ВЛАСТЬ! А раз так — опять же, смотрите сюда! — это ведь обязатеьно, по логике вещей значит, что Он знает о нас все, может читать мысли и все такое. А еще дальше если посмотреть, то он и наперед должен знать, что кому в голову придет, заранее должен знать, как будут развиваться иные события — он же абсолютный, единственный владыка, а ВЛАСТЬ — ЭТО ИНФОРМАЦИЯ, смотрите сами!

?
№ 33
Вот и выходит из этих моих выкладок, что если Всевышний, Всесильный, Всемогущий — это не просто набор слов, а на самом деле ВЛАСТЬ, то она просто обязана быть ВСЕВЕДУЩЕЙ, то есть все про всех знать — и причем ЗАРАНЕЕ ВСЕ ПРО ВСЕХ ЗНАТЬ. А тогда — что толку напрягаться насчет будущего, насчет правильной или неправильной жизни, если ТАМ ВСЕ УЖЕ ИЗВЕСТНО, чем и как (и когда, кстати!) — ОНО ЗАКОНЧИТСЯ?

Все так, если бы не один пустяк. У нас есть выбор. Высшая власть нам его дала — и не спросила нас, хотим ли мы этого. Просто дала — и тем сделала нас в полном смысле слова людьми. Со свободной волей и реальным правом решать свою судьбу: это тоже во власти Творца, оказывается.

Справочное бюро
"Мишнэ-Тора" — это значит "ПОВТОРЕНИЕ ТОРЫ", таково название свода еврейских законов, написанного Маймонидом.

Созданные по подобию Б-га, мужчина и женщина наделены многими качествами своего создателя: разумом, душой и еще одним. Оказавшимся в раю, им было сказано, что они могут выбирать, так как обладают свободной волей. От выполнения единственной заповеди — не есть плодов с определенного дерева в Саду Эдема, Ганэйдене — зависело, проклянут их или благословят. Маймонид и другие еврейские мудрецы из этого делают вывод, что Б-г не предопределяет наших поступков. Люди сами решают для себя: быть вознагражденными или страдать от последствий своего выбора.

Маймонид в "Мишнэ-Тора", Законах Тшувы (Раскаяния) (5:4), говорит: "Допустим, что человеку нужно быть либо праведным, либо грешным. Или допустим, что существует некая сила в природе человека, склоняющая его в какую-либо из этих двух сторон. Тогда для чего пророки, от имени Вс-вышнего, постоянно говорят нам: "Делайте это и не делайте то, совершенствуйте свои пути! Не следуйте плохим импульсам."? И какое пространство осталось бы тогда для Торы? И по каким критериям Б-г наказывал бы грешных и награждал праведных? Написано в книге Берейшит (18:25): "Неужели судья всей земли не будет судить справедливо?" — и это возражает Авраам не кому-нибудь, а самому Высшему Судье...

?
№ 34
- Слушайте, не морочьте мне голову вашими парадоксами! Нельзя обязать человека быть свободным! Это же противоречие очевидное в самом определении! Обязать можно быть рабом, заставить, принудить, прижать — а как принудить человека к свободе? Не чушь ли это — само по себе, просто на уровне здравого смысла?..

А вот такой это парадокс, где противоречие только кажущееся. Но он именно так и звучит. Должен иметь свободную волю — значит, будешь ее иметь!.. Так сказал Тот, с кем не поспоришь!

Пишущий на идише Исаак Башевис Зингер, Нобелевский лауреат, на вопрос о том, верит ли он в свободу воли, ответил, улыбнувшись: "Конечно, разве у меня есть выбор?". Иудаизм отвечает еще строже.

Все ли определяет наследственность? Талмуд описывает, как в момент зачатия ангел приносит каплю семени к Создателю, спрашивая: "Какова будет судьба этой капли? Сила? Богатство? Глупость? Слабость? Бедность? Мудрость?". Одного — быть человеку праведным или грешным ангел не спрашивает. Разумеется, существуют вещи, четко определенные нашими генами. Я давно понял, что никогда не кину мяч в сетку, как Майкл Джордан; но кем я буду, мой характер, мои действия подвластны только мне. И это правило подходит каждому — или покажите мне хоть одно исключение из него!..

"Кредо офицера Крупке", героя "Серенады солнечной долины", иудаизму не подходит:

Знаешь, Крупке-старина,
Уж такими уродились:
Не влюблялись, не учились,
Мы, как сорная трава.

Наши мамы — наркоманки,
Наши папы — голь и пьянь
Моисей, от нас отстань,
Что с нас взять — мы панки...

Мы вовсе не обязаны походить на наше окружение в том случае, если в соседях и родственниках у нас — пьющие, беспринципные люди, обманщики, нарушители закона. Только душа диктует поступки, и они не предопределены ни звездами, ни обстоятельствами. По иудаизму вы и только вы творите себе биографию.

?
№ 35
- А как же Он, Всемогущее начальство?

"Ты классный парень, Чапли Браун".

Сделать правильный выбор несложно. Иудаизм не принимает христианского понятия "первородного греха", то есть изначально якобы лежащей на нас на всех "коллективной вины" за то, чего мы не делали: "Из-за грехопадения Адама все мы греховны". Еврейская жизнь не начинается с грехопадения Адама и братоубийства Авеля Каином.

Религиозные евреи каждое утро говорят: "Душа, которую Ты дал мне — чиста, Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня...". Это противоречит тому, что все люди злы изначально, а грех — в природе человека. Мы начинаем жизнь с чистого листа и с чистой душой. Как с Адамом, Вс-вышний разговаривает с каждым человеком: "Перед тобой две возможности — благословение или проклятие. Сам выбирай себе жизнь". И в каком-то смысле это — приказ начальства, закон для подчиненных, ибо тому, что говорит нам Вс-вышний, нет никакой разумной альтернативы: выбор у нас реально есть, отказаться от него или передоверить его кому-либо, хоть маме, хоть любимой девушке, хоть самому Вс-вышнему, мы не можем — это уже не в наших силах. Значит — нам дан императив (однозначное, непререкаемое повеление Творца) — быть свободными и самим выбирать между дурным и хорошим. Попробуй, откажись...

На заметку эрудиту
"Несмотря ни на что, я верю, что люди добры в сердце".

(из дневника Анны Франк, 15 июля 1944 года)

Но этого мало — ты не только в категорической форме получил от Творца приказ быть свободным, ты еще так же категорически выбран им в партнеры. Так и вышло — человек партнер Б-га!..

- Да ну... Не в преферанс же мы играем, в самом деле...

Есть в Талмуде история о раввине, практикующем докторе. Один человек сказал ему, желая уязвить: "Ты лечишь людей, выбранных Создателем для физической боли. Как ты смеешь вмешиваться в Его дела?" (Именно эти аргументы со временем перекочуют в философию христианства.)

Раввин, не задумываясь, ответил: "Ни один больной не выздоровел бы без б-жественного вмешательства. Он благословляет не только ремесло врача, но и медицину, как науку, которой все мы пользуемся. Мир не создан совершенным. Все люди — партнеры Б-га. Все мы в состоянии сделать мир лучше. Я живу именно в таком сотворчестве с Ним, мы партнеры".

Мир — нечто незаконченное.

История о сотворении мира заканчивается словами (Берейшит 2:3): "Тогда почил от всего произведения своего, которое Всесильный творя созидал". Слово "созидал", по мнению комментаторов, также относится и к человеку, поскольку наша роль — уподобляться Творцу.

Это лучшее, что мы можем сделать.

Когда братья Райт изобрели аэроплан, недоброжелатели обвинили их в богохульстве: "Если бы Он хотел, чтобы человек летал, Он дал бы ему крылья". Это не так. Вс-вышний не дал человеку крыльев, потому что хотел, чтобы он сам, с помощью собственной фантазии и изобретательности, понял как долететь до неба. Если бы Создатель хотел, чтобы человек никогда не смог преодолеть земное притяжение, Он устроил бы природу так, чтобы полет был невозможен изначально. Иудаизм настаивает на том, что люди должны стараться походить на Творца. И этот подход оправдывает весь научно-технический прогресс, все изобретения и открытия человека. Мир нарочно оставлен незавершенным. Отдых после шести дней творения — знак того, что Б-г с нетерпением ждет, чтобы тот, кто создан по Его подобию, закончил эту работу.

На заметку эрудиту
"Культурно-религиозная традиция евреев — вера в то, что мир и справедливость предназначены не для неба, а для нас с вами", — из статьи Майкла Лернера в журнале "Тикун".

"Тикун Олам"

"Тикун Олам" значит исправить мир. Это резюме из двух слов, касающееся обязанности человека на земле.

Одного раввина-хасида как-то спросили: "Вы говорили нам, что все, созданное Б-гом имеет б-жественное предназначение. Это справедливо, но есть одна вещь, которая нас ужасно беспокоит. Для чего атеизм в мире?"

Раввин ответил: "Да, это странно, но даже у атеизма своя задача в мире. Он показывает, что люди и сами по себе кое на что способны"

?
№ 36
- Так кто же из нас за кого решает? Или такое у нас "равенство" с Б-гом, разграничение сфер влияния — в том смысле, что КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ?

Самое малое, что вам нужно знать.

  1. Изначально один человек был создан Б-гом для того, чтобы люди четко представляли свое происхождение. И понимали уникальность и ценность каждой отдельной личности.
  2. Человек был сотворен из раствора земли (праха) и небесного источника (дыхания жизни), чтобы впоследствии люди одинаково заботились и о теле, и о душе.
  3. Творение Всевышнего — человек — уникален своей способностью мыслить и чувствовать.
  4. Мужчина и женщина, столь различные и не похожие между собой, дополняют друг друга и только с их слиянием полностью раскрывается человеческая природа.
  5. Созданный со свободной волей, человек ответственен за свои поступки.
  6. Души людей, приходящие в этот мир, чисты. Ни первородный грех, ни братоубийство, никакая другая вина не оскверняет их.
Незавершенность и несовершенство мира существуют по желанию Б-га, чтобы мы могли участвовать в этом б-жественном акте творения.
{* *}