Десять инструкций, которые потрясли мир...

27.12.2001

На заметку эрудиту
Христиане нумеруют заповеди по-другому. Для католиков и протестантов "Я — Б-г Всесильный твой" — это вводное утверждение. Протестанты заполняют пропуск, разделяя вторую заповедь пополам; в то время, как католики дробят десятую заповедь на две части: первая относится к имуществу ближнего, а вторая — к жене ближнего. И в принципе -это их проблемы, но надо знать, что на самом деле составило содержание этого истинно исторического — по масштабам, однако, довольно сжатого — документа, который иногда называют греческим словом "декалог", десятисловие. Что же касается "вводного утверждения", которое якобы не входит в сам список заповедей, то на это можно ответить только еврейским анекдотом о том, как жители местечка пожаловались часовщику, что в полдень часы на главной площади в местечке бьют одиннадцать раз. Часовщик пришел, дождался полудня — и увидел, как при первом ударе часов жители сказали "Ооо!", при втором — "Раз", и так далее... Естественно, с такой арифметикой у нас числа не сойдутся никогда. Поэтому лучше считать так, как считали те евреи, что получили заповеди 33 века назад при Синайском откровении, а не как те жители местечка, что позвали часовщика, чтобы он учил их считать...

В этой серии нас ждет много интересного. Здесь — среди прочего — будет:

1. Две цели религии.
2. Выбирая между людьми и Б-гом.
3. Различие понятий "милостыня" и "цдока".
4. Как помогать людям, не раскрывая кошелька.
5. Все евреи ответственны друг за друга. Миссия евреев в мире.

Но начать нам придется с того, как ДЕСЯТЬ ИНСТРУКЦИЙ ПОТРЯСЛИ МИР. И еще — с того, что десять это не просто десять, а дважды пять!

Арифметика не всегда так проста, как она выглядит в школьной тетрадке! Так что 10 = 5+5 это и позиция ученого, и мировоззрение знающего человека, и много чего еще. Начнем же чуть-чуть издалека.

И вот почему. Прославившийся во всем мире еврейский философ XVII века Борух Спиноза писал: "человек — животное общественное". О том чего в нас больше — "животного" или "общественного", разговор отдельный, и нам будет, что обсудить в том числе и со Спинозой, но все же... Да, мир начался с одного человека, но в наше время, когда каждый день мы сталкиваемся с такими понятиями, как "социум", "общность", "общество", мы просто физически не можем жить в одиночестве, без общения. А потом и не дадут, даже если мы очень захотим на "необитаемый остров", разве что мы специально заслужим это уединение каким-нибудь сверхужасным поступком, какого бы лучше никому и никогда не совершать... Самое строгое тюремное наказание для преступников (у которых, кстати, нет никаких забот в заключении, почти как в райском саду, только это "райским сад наизнанку") — полная изоляция. Иудаизм с его уникальным представлением о Б-ге и человеке предлагает несколько идей, касающихся наших взаимоотношений с окружающими.

Великий раввин hиллель, мудрец Торы, живший примерно в то же время, что и популярный в известных кругах основатель христианства, сказал такую почти парадоксальную фразу: "Если не я мне, то кто мне? Если я только себе, то кто я?" Думать о себе — это не эгоизм, а элементарное самосохранение. Кто будет за нас думать... о нас же? Вождь всех народов? Вряд ли это выход... Но думать только о себе, не придавая значения ничему и никому в мире, означает быть паразитом, существом только берущим, бесполезным, потерявшим право называться человеком.

?
№ 37
- Высокоморальные вещи говорите, господа умники! Любо-дорого слушать и читать. Все, как всегда — кроме главного. ТАК О ЧЕМ ДУМАТЬ-ТО НУЖНО? О СЕБЕ И... ??? А то ведь если все время думать: "о чем же мне думать?" — то и рехнуться недолго!

Справочное бюро
Точный перевод слова "Тора" — инструкция, указание. В узком смысле Тора — это пятикнижие Моисея, оно же являются пятью первыми книгами Танаха (Библии). В более широком смысле Тора объединяет всю еврейскую мудрость, устные законы и учения (такие как Талмуд, и т.д.)

А вот примите две таблетки для ума, вместо одной, которую чаще всего принимают в таких случаях — эгоистической. Или другой — которая растворит нас в окружающем мире. Рецепт есть... Пора в "аптеку"!

10 заповедей со страниц скрижалей — самое краткое изложение идеалов Торы. Вс-вышний, задолго до "горячей десятки" любого современного хит-парада, предложил свою версию, свой список законов и правил для евреев (на двух скрижалях), ясно давая понять, чего Он от них ожидает.

Эти законы, как было сказано людям, рецепт Творца на лекарство от болезней общества, предназначенный для душевного здоровья и благосостояния мира. Подобно современным докторам, Всевышний советует нам принять эти две "таблетки" и вызвать Его утром, если не станет лучше.

Однако стоит задуматься, почему Вс-вышний поместил список заповедей на двух отдельных скрижалях. Утверждение "потому что они не поместились на одну", естественно, неверное. Еврейские мудрецы дают исчерпывающий ответ, объясняя нечто очень важное по поводу декалога — десяти заповедей, сведенных в единый исторический и человеческий документ.

Два типа заповедей

Справочное бюро
Буквально "декалог" так и переводится — десять слов. Так называют десять заповедей, которые Моисей получил от Б-га на двух скрижалях на горе Синай.

Давайте рассмотрим "лекарства", так сказать, ингредиенты, написанные на каждой из "таблеток". Потом я постараюсь объяснить вам, почему скрижалей все-таки две. Вот пять заповедей с первой скрижали:

1. Я — Б-г всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя иных б-гов, кроме меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им: ибо я — Б-г всесильный твой.
3. Не произнося имени Б-га всесильного твоего попусту, ибо не простит Б-г того, кто произносит имя Его попусту.
4. Помни день субботний, чтобы освятить его.
5. Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе.

Тут Б-г сделал паузу и начал вторую скрижаль:

6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством.
10. Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего.