Что такое жизнь? И почему именно за нее пьют евреи всякий раз, когда делают ЛЕХАЙМ?

28.12.2001

?
№ 53
- Вс-вышний проделал за шесть дней творения титаническую работу. Ты об этом так красочно рассказал, что я даже призадумался — ведь многое я видел, но не обращал внимания на то, что это Его рук дело! А для кого все это? Или просто так — "из любви к искусству"?

— В священной для евреев книге — Торе говорится, что в конце каждого из семи дней творения Всевышний, оглядываясь назад, повторял: "И это хорошо". По завершению всей работы он также произнес: "И это хорошо". Первую оценку мира мы получаем именно от Него (Б-жественный стандарт был высок — мир получил наибольшее количество баллов). Поэтому так примечательна фраза из Талмуда, книги еврейских законов: "После смерти каждый человек должен будет давать оценку тем хорошим вещам на земле, от которых он отказывался при жизни. Например, если он никогда не останавливался, чтобы взглянуть на заходящее солнце. Как можно жить, ни минуты своего времени не уделяя пейзажам, картинам, которые Вс-вышний для нашего блага рисует на небе? Как можно, живя или просто находясь рядом не съездить на Великий Каньон, в Альпы? А сколько еще чудес существует в природе?! Всевышний создал все это для человека, и нам, людям, не видеть, не замечать чудес, значит проявлять неуважение к Творцу. Некогда остановиться, наслаждаясь ароматом придорожных цветов? Разве не замечательно украсил Всесильный наш общий Дом? Будет слишком поздно восторгаться, когда эти цветы кто-нибудь положит на вашу могилу. По иудаизму — не радоваться, не созерцать творения Всевышнего значит наносить ему личное оскорбление.

?
№ 54
- А как быть с ограничениями, которые накладывает иудаизм на всякие приятные вещи в жизни? Посты, праздники, диета, законы на все случаи жизни.… Тут не до созерцания, тут успеть бы уследить за собой, чтобы чего-нибудь не то не совершить невзначай…

— Кто-то оказал религии медвежью услугу — сказал, что цель ее — ограничить людей в удовольствиях, развлечениях и прочих "маленьких радостях", сделать жизнь однообразной и скучной. Касательно иудаизма, это очень далеко от истины. Снова и снова в Б-жественных откровениях повторяется фраза "радуйся перед Господом твоим". Аскетизм для евреев — явление не просто нежелательное, а недопустимое, тяжкий грех.

На заметку эрудиту
"Никто не в праве ограничивать свою жизнь, отказываясь от ее многогранности, накладывая на себя дополнительные устрожения"
Маймонид, "Законы развития личности и этического воспитания"

В Торе есть целая серия законов, касающихся людей, которые хотят служить Всевышнему ревностнее других, устрожая заповеди. Назир — человек, отказавшийся от вина и вообще от алкогольных напитков, принесший в этом обет Всевышнему. Такой еврей знает, читал, конечно же, в книге псалмов царя Давида Теhиллим, что "вино радует сердце мужчины", но предпочитает "грустить".

Священная книга предписывает хранить свое слово о воздержании столько дней, на сколько была дана клятва — так как люди обязаны держать слово даже в случаях, которых религия не одобряет. По окончании срока назир должен принести жертвоприношение. Всевышний "злится" от того, что, как говорится в Талмуде, "Разве мало тебе тех ограничений, которые и так предписаны Торой?" Необязательный отказ от чего-либо — грех.

По этому поводу есть одна хасидская история. Молодой человек пришел к учителю и стал хвастаться своей исключительной набожностью: "Я всегда одеваюсь в белое, подкладываю шипы в ботинки — для подавления плоти, я катаюсь голый по снегу, умоляю служителя в синагоге давать мне 40 ударов палкой по спине ежедневно". В это время возле дома учителя появилась белая лошадь, которая побегала и принялась валяться в снегу. "Гляди, — сказал раввин, — вот животное создание, которое пьет только воду, само из себя — белое, в ногах у него — гвозди, катается спиной по снегу, получает за день намного больше, чем 40 ударов. При этом остается всего лишь лошадью". Мораль такова: люди служат Творцу с радостью: именно для этого он их сотворил. Если им не хватает радости — значит, они еще не вполне осознали и почувствовали в себе Его образ и подобие. Но почувствуют…

?
№ 55
- А как же благородная умеренность, усмирение дурных инстинктов, подавление вредных и разрушительных желаний? Ведь это же тоже от Б-га? Или как?..

— Умеренность — да. Умение владеть собой — да. А вот борьба с самим собой до полной победы или полного изнеможения (что на самом деле — одно и то же, и одинаково бесцельно!) — нет и еще раз нет. В старой пословице говорится: "коню брод, а курице потоп". Поскольку иудаизм верит в то, что творениями Всевышнего надо наслаждаться, то три пункта так называемой "праведности", требующие себя усмирять и подавлять, культивируемые, например, в христианстве, для евреев — просто грехи. И уж никак не доблести, а просто пример того, как НЕ НАДО СЕБЯ ВЕСТИ и строить свою жизнь.

?
№ 56
- Например — какие?

— Пойдем по порядку. Начнем с самого личного.

Грех безбрачия

На заметку эрудиту
"Человек, живущий без своей половины, неполноценен. Такие люди недостойны приближаться к жертвеннику в Храме"
Книга "Зоhар", классическое произведение еврейского мистицизма

Иисус Христос говорил своим ученикам: "Люди в этом мире сочетаются брачными узами, но царство небесное принадлежит не им" (Евангелие от Луки)

На самом деле женитьба разрешена христианам, однако апостол Павел говорил: "К вам, холостым и вдовым обращаюсь. Это замечательно, что вы способны контролировать себя и оставаться одинокими, как и я; те же, кто слаб духом, пусть лучше женятся, чем всю жизнь страдать от желания". Женитьба для христиан — компромисс, способ укротить сексуальное влечение. И говорится открытым текстом в их книгах, что не лучший компромисс, "компромисс для слабаков"…. Истинно святы — по их понятиям — те, кто может выдержать обет безбрачия. Отсюда монахи, монахини, монастыри, и прочие атрибуты их церкви, особенно в более древних ответвлениях этой религии, таких как католицизм и православие: у протестантов уже монахов нет, но понятие о том, что брак — это скорее уступка дурному влиянию, чем хороший выход, осталось такое же…

В иудаизме секс не грех, наоборот, это источник жизни, а жизнь — свята. Все, сотворенное Всевышним должно быть использовано для Б-жественных целей. Желание, влечение тоже относятся к подаркам, посланным свыше при создании мира, когда было сказано "И это хорошо". Женитьба не только разрешена, но и является обязанностью, мицвой, Б-жественной заповедью. "Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью" (Берешит, 2:24) Неправда будто холостяк — это существо, никогда не совершившее ошибку, как говорится в одной старой шутке. Евреи пожалеют такого человека, не понимающего, что рай — это, когда на мир глядят четыре глаза, а не два. Все, кто неженат, согласно вердикту Талмуда, живут без радости, без благословения и добродетели.

На заметку эрудиту
"Любовь между мужем и женой наполнена святостью и чистотой. Все созданное Творцом пропитано Б-жественной мудростью, поэтому ничего постыдного и грязного в супружеских отношениях нет. Б-жественное присутствие не покинет двоих, если отношения их строятся на взаимопонимании и любви".
Нахманид (Моше бен Нахман), выдающийся еврейский мудрец Торы, живший в Испании (1194-1270)

Грех бедности

Тевье-молочник, известнейший персонаж книг Шолом-Алейхема в мюзикле "Скрипач на крыше" мечтает, даже поет очень хорошо известные во всем мире куплеты: ВЕН ИХ БИН А-РОТШИЛД… — " Если бы я был богат…". Богатство в иудаизме — это далеко небесплодные фантазии. Глупо стесняться богатства. Идишиский писатель Шолом Алейхем заметил: "Если ты при деньгах — ты и мудр и красив, и даже петь можешь". Деньги позволяют нам выполнять многие мицвы. Но, как и многое другое, их не всегда можно использовать по назначению. В конечном счете, деньги далеко не Зло, наоборот, они — источник бесконечного числа благословений, в том случае, если расходуются правильно.

Христианство идеализирует бедность. В Новом Завете написано: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное". Иудаизм не прославляет бедность и не называет благополучие и богатство грехом. Потому что Вс-вышний благословил всем Авраама, праотца еврейского народа. Авраам был богатым человеком, именно поэтому он мог позволить себе принимать и кормить гостей, дарить им одежду и приближать к Творцу. Для еврея нормально стремиться к собственности, только в приобретении и распоряжении ею нужно руководствоваться уроками еврейского закона, то есть давать цдоку. Выполняя эту мицву мы перераспределяем благословения на все человечество.

Грех отшельничества

На горе Синай, месте дарования Торы, стоит теперь христианский монастырь. Его обитатели, поднявшись туда, уже никогда не покидают этого места, "спасенные" от мирской суеты.

На заметку эрудиту
"Сама по себе бедность не позор и не неизлечимое заболевание. Позорно жить и ничего не предпринимать для улучшения своего материального положения".
Тусидид, греческий историк (ок. 400 г. до н. э.)

Даже после смерти их кости скрываются в одной из комнат, дабы не нарушать обета уединения. Монахи посвящают себя Б-гу, полностью отрекаясь от светского мира.
Мудрец Талмуда по имени рабби hиллель в книге "Пиркей Авот" — "Поучениях отцов" — сказал: "Не отделяйся от общества". Как достичь святости в одиночестве? Разве нужно Вс-вышнему, чтобы мы уходили в изгнание от людей? Чтобы приблизиться к Небесам, необязательно удаляться от земной жизни, надо всего лишь брать уроки у небес и преподавать их на земле.
Наша задача исправлять мир, а не презирать его. Как учат раввины: Моше попросили придти на гору Синай получить Тору и затем донести ее до людей. Оставаться на вершине — означает пройти только половину дороги. "Расскажи об этом всем" — лозунг для истинно верующего человека.