Концепции Торы вдоль и поперёк

28.12.2001

?
№ 66
Ты знаешь, я хочу поставить вопрос ребром — и пусть он тебе покажется не слишком приятным, все же я хочу получить ответ… Все равно — нравится это нам с тобой или нет — и сейчас и в обозримом будущем мы не можем рассчитывать на то, что все, к кому эта книга лично и напрямую относится, смогут ее прочесть в оригинале: я имею в виду Тору, конечно. Хоть мы и условились, что классика не поддается сокращениям или «дайджестам», но все-таки как можно в нашем случае получить некий СКВОЗНОЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЙ в Торе?

Я понял твой «вопрос ребром». Так вот — для тех, кто еще не прочел или прочел не все, или не все понял (а там понимать же надо, причем каждую букву и каждое слово!) — ты хочешь некоей «выжимки», причем проследить хочешь именно вдоль, а не поперек — чтобы понял неподготовленный человек, у которого других «орудий» для этого, кроме еврейской головы и еврейской души, нет. Так? Ну, тогда — смотри сюда.

Кроме всего вышеперечисленного в Торе существуют еще глобальные темы, назовём их по-современному — концепции. Представь себя слушающим музыкальное произведение.. Готовы ли мы улавливать основные темы произведения — те несколько музыкальных аккордов, которые периодически повторяются и настраивают вас на определенный лад для восприятия Б-жественной симфонии? Их огромное количество, таких тем. Я упомяну лишь те, которые кажутся мне наиболее важными:

Кстати
Грешный Эйсав был братом-близнецом Яакова. Они должны были быть генетически похожи, однако, нравственно оказались несравнимо различны. Это история учит нас, что нельзя полагаться на людей исходя только из наследственности?

  • Тора — это договор. Причем первый писаный договор в истории человечества, который заключен сам, знаешь, как давно (33 века в писаном виде) и действует до сих пор в полном объеме! Обязательства сторон и честность в выполнении ими своих обязательств гарантируются следующим образом. Существует завет между Б-гом и человеком. «Давайте заключим союз», — говорит Всевышний. Свою часть договора Он выполнит в том случае, если и наши обязательства останутся не пустыми словами, а воплотятся в жизнь. И чего же Б-г требует от нас? Существуют 613 заповедей, которые охватывают всю нашу жизнь с утра до вечера и с рождения и до самой последней минуты жизни. Пророк Хавкук (которого на других языках называют Аввакумом) предложил все 613 заповедей воспринимать в одном изречении: «Праведник должен жить согласно его вере». Жить по вере — не так уж сложно. За это Всевышний обещает постоянную заботу, Б-жественную опеку и благословение. Так написано в Талмуде.
  • «Око за око, зуб за зуб» — нет, не пугайся, ради Б-га, это не значит, что если ты кому подобьешь в драке глаз, то… — так понимают эту тему только полные невежды… Дело в том, что в этих словах заключён очень важный принцип Б-жественного мироусторойства — наказания и вознаграждения. Жестокие египтяне топили еврейских младенцев в Ниле, за это они и остались на дне, под сомкнувшимися над их головами водами Красного моря. Мириам, старшая сестра Моше, ждала на берегу, когда корзина-лодка с маленьким братом доплывет до невольного спасителя, хотела помочь тому, кто найдет младенца. Многими годами позже, когда она заболела проказой, весь еврейский народ не «странствовал» по пустыне. Люди остановились, прекратили свой путь и терпеливо ждали ее выздоровления — таково было вознаграждение праведной женщины. Наши поступки — и хорошие и дурные — это бумеранг, в конце концов, возвращающийся «владельцу». А принцип бумеранга — о чем собственно и говорит эта строчка Торы про око и зуб — очень прост: он возвращается ровно с той же силой, с какой ты его метнул. Ровно столько к тебе вернется, сколько, ты отдал — и баланс твоих долгов ты делаешь сам, исключительно своими руками и головой. Таким образом, мы в течение всей жизни либо расплачиваемся, либо получаем вознаграждение. Вот о чем идет речь, когда цитируют Тору в этом месте, «ОКО ЗА ОКО — ЗУБ ЗА ЗУБ».
  • Достоинства, а не принадлежность к знатному роду определяют нашу судьбу. Согласно закону Торы старший сын получает двойное наследство, однако, в Танахе есть масса историй, в которых старший уступает младшему, более достойному брату. Каин был старше Авеля. Ишмаэль — старше Ицхака, Эйсав — Яакова, Рувен — Иhуды и Иосифа. Да, иногда старшим братьям приходится признавать над собой другое, не «возрастное» старшинство. Это подобно лозунгу одной рекламы: «Мы делаем деньги по старинке — мы зарабатываем их».
  • «Помните, рабами были вы в стране Египетской». Память о нашем прошлом требует быть чуткими и сочувствовать всем угнетенным и притесняемым. Кому еще уважать и ценить как настоящую жизненную ценность понятие свободы, как не евреям, народу, по-настоящему ощущавшему ужас рабства.
  • Мир — самое главное достояние человечества. Слово Шалом (мир) стало главным еврейским паролем-приветствием и прощанием, самым часто употребляемым и отовсюду слышащимся, а также напоминанием дружбы. Шалом — слово нередкое и в Торе. И идеей, фразой, которой завершаются благословения коhаним (священников): «Благословит тебя Господь и охранит. И будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир». Цель человеческой жизни — мир между народами. Между людьми, между чувствами и разумом.