В чем сила пророков

28.12.2001

?
№ 76
Выходит, пророки — эта такие люди, которые просто делали раньше все то, что сейчас нам выдают за "новые политические технологии", "психологические открытия" и прочие Карнеги?

— Да, а ты как думал? Ведь нет ничего нового ни под солнцем, ни под луной — примерно в этом духе высказался, кстати, еще один пророк. Который был еще и царем, причем великим царем: Шломо, он же Соломон, он же и автор еще одной книги Танаха (даже двух, вторая — это его притчи, или КНИГА МИШЛЕЙ) — а первая — КНИГА КОhЭЛЭТ (ЭККЛЕЗИАСТА). Но не он один владел даром, который теперь — в рамках современной, информационно-технологической культуры приписывают в основном политикам и политическим аналитикам: даром предвидения и предсказания событий, которые случатся еще много времени тому вперед.

Но не только предупреждения о будущих событиях несли пророки. Каждый из них к тому же был уникальным примером праведности и добродетели.

Вот познакомитесь пророк Илияhу.

У раввина есть мнение
Элияhу был одним из пророков, в чьей физической смерти мы до сих пор не уверены. Даже уйдя из этого мира, большую половину своего "небожительского" времени он проводит вместе с нами, выполняя те или иные Б-жественные миссии. Говорят, что он присутствует на каждом обрезании и каждом Пасхальном Седере. Ему даже на всякий случай наливают особый бокал кошерного вина — таков обычай. Также считается, что именно Элияhу станет вестником прихода Мошиаха. Так что мы в любом случае скоро встретимся лично, уж будьте уверены!

Илияhу учил нас поиску. Где лучше всего искать Вс-вышнего, чтобы найти, и где не нужно искать, потому что Его там нет. Искать Творца следует в порывах ветра, в раскатах грома, в зигзаге молнии, в гармонии леса и озера то есть в природе. Он думал, что метафизически Б-г есть и доступен нашему восприятию больше всего там, где "свет, камера и действительность". Как бы там ни было, Илияhу сделал вывод, что Вс-вышний "заключен" в спокойный тихий голос, который внутри нас. Духовные декорации ближе Ему, чем трубы и фанфары — развлечения для толпы. Он предпочитает фон тишины для ответов на любые вопросы души.

И вот еще один пример пророк Иехезкиль.

Иехезкиль был необыкновенным человеком, хотя бы уже потому, что, будучи человеком "древнего" мира, предсказывал события нашего времени. Современные комментаторы считают, что пророк многое знал о XX веке, и он, например, предвидел Холокост и создание государства Израиль. Однажды Иехезкиля посетило видение: ему привиделась пустыня с сухими, обветренными костями, разбросанными по песку. Более чем трагичное пророчество, но Вс-вышний был оптимистичнее: он сказал, что Иехезкиль способен вдохнуть жизнь в эту безрадостную картину одним только словом. Пророк произнес его, и люди ожили.

Впоследствии Б-жественным вмешательством Иехезкилю было пояснено видение о воскрешении мертвых. Эти кости не что иное, как "Дом Израиля". Отчаявшиеся люди стонут о том, что надежды на спасение нет (как нет конца их страданиям), что они разгромлены, побеждены, унижены. Но для Вс-вышнего нет ничего невозможного: Он обещает разбудить свой народ от смертельного сна, оживить и вернуть всех в Эрец Исраэль. Скажешь, не сбылось? Загляни в наши ежедневные и ежечасные новости — ты там увидишь именно этот постепенный процесс возрождения нашего народа в Эрец Исраэль!

Иехезкиль жил в Вавилоне, в изгнании, и пророчества его до евреев доходили издалека. Представьте себе разрушенные города, трупы, разграбленные останки домов. Что могли чувствовать оставленные доживать на развалинах прежней жизни люди, будущее для которых не несло ничего, а прошлое застыло в глазах под плач и стоны выживших? Ветка еврейской народа казалась сорванной и сожженной с древа истории. Именно для них и именно тогда Иехезкиль стал пророком надежды. Его предсказания вдохновляли и побуждали евреев на борьбу и утверждение собственных прав на завещанную Вс-вышним землю. Вавилонские евреи вернулись в свои земли, снова завоевали наследие праотцов, таким образом, предсказания Иехезкиля были актуальны в то время и сбылись все до одного.

Перед ашкеназим — евреями восточной Европы в середине 40-х годов XX века тоже распростерлась долина смерти, с шестью миллионами убитых, через которую они едва ли могли перейти, чтобы снова оказаться на территориях, островах жизни. Вновь пророком надежды оказался Иехезкиль: Государство Израиль было провозглашено через три года после того, как закончилась жуткая и беспримерная во всей история человечества трагедия Холокоста, когда ушли уже из жизни шесть миллионов евреев, таких же точно живых людей, как мы с тобой. Евреи вернулись в землю обетованную (в Эрец Исраэль), но главное возвращение ещё впереди, которое произойдёт с приходом Мошиаха.

?
№ 77
Подожди, а мы совсем забыли вот о чем. Ведь мы говорим об явлении, которые ты называешь общением со Вс-вышним. Но "общение" это когда разговаривают хотя бы двое. Как же тогда общаться по таким правилам с КНИГОЙ КНИГ, если ты не можешь ничего сказать, а только читаешь и впитываешь оттуда информацию? Где интерактивность-то? А ты — кстати, обещал, что он там где-то есть…

— Она и есть. Языком Танаха говорит с нами Вс-вышний. Однако, и мы не немы. Книга псалмов — наша часть диалога с Творцом и, одновременно, с нашим сердцем. В 150-ти главах, написанных, за редким исключением, царем Давидом можно найти слова, выражающие целую гамму чувств и переживаний — от волнения, страха, сомнений, смятения и боли — до надежды и умиротворения — всего того, что испытывает человеческая душа и сердце. Вере бросают вызов, но из этой дуэли (или бойни) она выходит победительницей. Человеческому духу каждую минуту грозит опасность в виде сомнений. Но, даже будучи побежденным, он способен извлечь или уроки (и выводы) из своего положения, или новое духовное знание.

Для современной эпохи не является неожиданным и удивительным факт существования псалмов царя Давида. Наоборот, язык теhилим (псалмов) стал языком разных национальностей и вероисповеданий. Он вошел в поговорки, ежедневные бытовые разговоры людей всех стран мира, является основой многих молитв и используется в любую секунду, при любом событии человеческой жизни. Как заметил английский историк Теодор Робинсон: "Псалмы — это песни нашей души, песни вневременные и вечные". Именно поэты Израиля, взращенные сами на "теhилим", смогли тонко и четко, точнее, чем кто-либо другой, истолковать душу человека. Евреи называют книгу псалмов "Сефер Теhилим" — книга восхвалений. Отрывки из псалмов были частью храмовой службы. Когда-то их исполняли Левиты, и аккомпанировали струнные и духовые инструменты. Со времени разрушения Храма прекратились жертвоприношения, и Псалмы-Теhилим до сих пор составляют основную часть службы Всевышнему.

Отметить для себя вам необходимо то, что в самые тяжелые, трудные, невыносимые моменты жизни следует обращаться к теhилим. Это способ общения с Творцом, ваша с Ним связь. Когда болен один из членов семьи, остальные читают за него теhилим, читают, надеясь на скорейшее и полное излечение больного. Существуют целые группы людей, готовых предложить свои посреднические услуги — читать псалмы 24 часа в сутки. Они подобно стражникам молитвы готовые в любую минуту помочь вам, если это необходимо. Благодаря современным технологиям, через интернет или электронную почту можно переправить заказ на чтение теhилим прямо к Стене Плача — западной стене разрушенног. Западная стена — единственное, что осталось от Храма, разрушенного римлянами в 70 г н. э. — одно из самых святых мест для евреев всего мира. Молитвы, произнесенные людьми у Стены Плача особы. Вероятность того, что их услышат и вернут в исполненном виде, высока, как нигде.

Любопытно то, что большая часть книги "теhилим" — это "крик души", молитвы о спасении, об избавлении, от опасности. Но самое первое слово в ней — слово "счастливый". Цель духовной жизни каждого еврея — найти повод для радости. Единение со Вс-вышним — лучший способ найти радость в жизни, достигнуть внутреннего мира и удовлетворения.

Первый псалом говорит:

"Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых.
и на пути грешников не стоял,
и в собрании легкомысленных не сидел.
Только к Торе Господней его,
И Тору Его изучает он днем и ночью.
И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод,
Которое плод свой дает во время свое, и чей лист не вянет;
И во всем, что ни сделает он, преуспеет".