Песнь Песней

28.12.2001

?
№ 78
В прошлой беседе мы говорили о книге Танаха Теhилим (Псалмы), что слова приведенные в ней, обладают необыкновенной силой воздействия как на человека, так и на то, чтобы наши просьбы были услышаны Вс-вышним. Но почему такой силой обладают именно Псалмы? А что другие книги Танаха?

Каждая книга Танаха несёт свою неповторимую идею и обладает своими, только ей присущими духовными свойствами. Ведь совсем не случайно Книгу Псалмов называют величайшей из всех, когда-либо созданных на Земле во славу Вс-вышнего, симфонией, и поэтому вполне логично, что она завершается словами: "Всякая душа человеческая да хвалит Г-спода, всякое дыхание да славит Его, hалелука!" Чтение этой книги, осознание ее силы, духовной насыщенности, впитывание ее идей, ее интонаций, внутреннего, глубокого смысла возвышают человека, делают его ближе к Вс-вышнему.

Теперь для разнообразия обратимся к другой книге Танаха, не менее знаменитой, чем Псалмы. Случилось так, что одна из книг Библии настолько выбивалась своим содержанием из общего ряда писаний, что могла не попасть в ее окончательный вариант. Ничто так не смущало канонизаторов в Танахе, как "Песнь Песней". Любопытно, что, даже прочитав эту книгу, хочется сделать ее центральной, выстроив остальные вокруг нее. Сюжет ее прост: крестьянка, красивая ловкая девушка и пастух любят друг друга. Как и в любой любовной истории, кроме влюбленных существует еще и сопротивляющаяся сторона. Ромео и Джульетте приходится мириться с неодобрением родителей и соседей. Да что ближайшее окружение "парочки"?! Сам король, влюбленный в героиню, пытается разлучить ее с юношей-пастухом. Но любовь побеждает все и преодолевает все препятствия.

?
№ 79
- Неужели "роман" между юношей и девушкой и есть последняя страница, так сказать, последний аккорд Книги Книг?

Кстати
23 псалом — тоже едва ли не самый известный: "Г-сподь — пастырь мой. Не будет у меня нужды ни в чем. На пастбищах травянистых Он укладывает меня, на воды тихие приводит меня. Душу мою подкрепляет, ведет меня путями справедливости ради имени Своего". Этот отрывок читают на всех еврейских похоронах, он также почитаем людьми всех национальностей, которым необходимо убежище от навалившихся проблем и неутешного горя. Проще, человечнее и искреннее никто не сказал человеческим языком, что значит быть "на связи с Вс-вышним", чувствовать Его и знать, что он так же чувствует тебя…

Есть одна важная вещь, без которой все вышеизложенное может впрямь незрелыми умами восприниматься как нечто неподобающее святым книгам. Прочитав выше перечисленное, вы вполне можете удивиться и спросить: "Каким же образом любовь этих бедолаг может быть связана с религией, с Творцом и с еврейским народом? Многие мудрецы, задавая этот вопрос самим себе, ничего не могли сказать в ответ и отказывались принимать "Песнь Песней" как часть Священного Писания. К счастью, существовала еще и некая оппозиция этой точке зрения. Она-то и победила. Книга о любви была не только включена в Танах, но и, как говорил рабби Акива: "Если другие книги Танаха были "просто святы, то эта стала святая святых". Мудрецы сочли это высказывание неполным и добавили: "Весь мир обрел значимость и ценность только тогда, когда Песнь Песней была дарована сынам Израиля".

В чем же причина столь разных мнений? Авторство книги традиционно приписывается царю Шломо (известному широкой публике под именем Соломон). Еврейские мудрецы поняли, что Песнь, написанная мудрым царем, не может быть просто гимном плотских отношений. Песнь Песней — это грандиозная метафора для отношений людей и Вс-вышнего. Песнь Песней учит нас, что самое сильное чувство — любовь. Сила ее может полностью изменить человека. Именно поэтому она должна находить выражение как в простых, так и в священных смыслах.

Подумайте только, что значит любовь для людей, которые, даже находясь в разлуке, ежеминутно думают друг о друге? Перенесите эмоции влюбленных на наши чувства к Вс-вышнему, символическому жениху (в этой метафоре Вс-вышний уподобляется именно ему) для еврейского народа (который, в свою очередь, подобен невесте). С момента дарования Торы на горе Синай Израиль — это невеста, а Вс-вышний — жених. Евреи, поклоняющиеся другим богам, автоматически причисляются к изменникам и вызывают к себе ревность. А что, если не преданность, верность и взаимная любовь являются ключами к счастливой семейной жизни? И не только к семейной жизни, но и к духовному спасению.

?
№ 80
- ХОРОШО. МОРАЛЬ, ПОДТЕКСТ, КОМПЛИМЕНТЫ ЦАРЮ — это я все понимаю. Но разве по еврейским понятиям и традициям любовь между мужчиной и женщиной недостойны внимания сами по себе. Ведь дело-то хорошее и даже — как я понял из Песни Песней — одобренное свыше?

!!! — Та самая пикантная, чувственная направленность книги не вызывала никаких сложностей ни при прочтении, ни при восприятии книги. Любовь и секс не отвратительны и не гадки, и не постыдны. Всё это прекрасно, как все, созданное Творцом. Ни одно из творений априори не может быть грязным или отвратительным. Песнь Песней говорит о женщине так: "две груди твои — как два олененка, как двойня газелей. Шея — башня слоновой кости, очи твои — как пруды в Хешбоне у ворот Бат-Раббима…". И так далее, а там есть еще определения, открой и почитай. Ведь в этом и состоит смысл нашего существования — соединить вместе плотское и духовность. Знаете ли вы, что Песнь Песней читают не только как одну из книг Танаха, ее открывают и произносят каждую пятницу, готовясь к Шабату. А значит, и к духовному и физическому единению со своей второй половиной, как это и было предписано еврейским законом.