По справедливости

28.12.2001

?
№ 81
В прошлый раз мы говорили о книге "Песнь Песней", где история любви между юношей и девушкой лишь метафора тех отношений, которые существуют между Вс-вышним и народом Израиля. Но разве это так? История народа Израиля как раз свидетельствует об обратном. Есть ли еще один другой народ, подвергшийся столь тяжелым гонениям и преследованиям. И вообще я заметил, что хорошие люди страдают больше всех. Где же тут любовь? Где же тут справедливость?

У раввина есть мнение
Счастливый человек редко прикасается к этой книге. Несчастный найдет в ней утешение. Только непосредственно столкнувшись со смертью близких ему людей, еврей находит в Книге Иова отклик своим чувствам. "Б-г дал, Б-г взял".

Надо признать, что ты задал очень трудный и в то же время очень древний вопрос. Поэтому на него тебе отвечу не я, а как раз та самая книга, КОТОРОЙ ЗАВЕРШАЕТСЯ ТАНАХ (именуемая среди неевреев как Библия). Она для этого и написана, по сути дела, и она уникальна даже среди книг ТАНАХА, хотя не только потому, что отвечает на твой законный вопрос. Твой вопрос: "еЕли вы такие умные, то почему такие бедные?", был во все времена, смею тебя уверить! Каждый думающий человек занимался в своей жизни поиском справедливости. Ответьте мне, почему Вс-вышний, такой Вселюбящий и Всемогущий, заставляет страдать и мучиться хороших людей? Почему, зачем случаются катастрофы? С какой целью творятся отвратительные вещи? Это вопросы вопросов, вечные тесты на испытание человеческой веры. Те, кто ищет легких ответов, будут разочарованы. Гарольд Кушнер, американский раввин, потеряв сына-подростка, написал книгу-бестселлер под красноречивым названием: "Когда плохие вещи случаются с хорошими людьми". В головах читателей останется, однако, смысл приблизительно такой "Почему плохие вещи…" Кушнер же хотел подчеркнуть, что когда это случается, нам остается только спрашивать "когда"… А на вопрос "почему" нет ни простого ответа, ни доказательного решения.

Испытание Иова

Естественно, Танах не может не вспомнить об одной из наших глубочайших человеческих проблем, связанных со справедливостью и Творцом. Поэтому в ней есть книга многострадального Иова, праведного и святого человека. Иов прошел весь путь от головокружительного успеха до глубочайшего несчастья без какой-либо видимой причины. Когда мы смотрим на страдания Иова глазами его друзей, то сознаем, что все происходящее с ним в высшей степени несправедливо. Приятели этого терпеливого человека были недалекие люди и полагали, что беды, свалившиеся на Иова, есть верный знак прошлых тайных грехов. По их мнению, страдающий человек непременно расплачивается за нечто содеянное ранее и, следовательно, своих страданий заслуживает. Если человек по-настоящему праведен, с ним ничего плохого случиться не может. А теперь выслушайте "правильный ответ". Иов был праведник и, как ни странно, страдал. С праведниками и такое бывает. Многие хорошие люди также страдают. Теперь нас ужасает и отталкивает поведение недалеких друзей Иова. Как они могли в открытую высмеивать беднягу в тяжелый момент его жизни, упрекая в лицемерии? Только за одно это книга Иова уже заслуживает известности и популярности в читательских кругах. Иногда важнее верно оценивать ситуацию, называя дурные вещи дурными и хорошие — хорошими. Иногда уверенность в том, что и с лучшими из людей случаются ужасные беды, приносит облегчение. Хотя мы и не понимаем, почему происходит именно так, а не иначе. Что нам нужно усвоить — так это то, что переживаемые неудачи не всегда свидетельствуют о плохой оценке со стороны Вс-вышнего.

Мы не можем знать всего

Мораль из истории об Иове такова, что человеческое невежество в вопросах справедливости или несправедливости велико. И еще — существуют вещи, в которых люди некомпетентны. "Можешь ли, исследуя, отыскать (помыслы) Вс-вышнего? Можешь ли до конца постичь Всемогущего? (Это) выше небес — что можешь сделать ты? Глубже преисподней — что знаешь ты? Длиннее земли мера этого и шире моря. Если проходит Он и заключает, и собирает, кто воспрепятствует Ему?" Как позже скажут еврейские мудрецы: "Если бы я мог понять Всевышнего, я бы сам был Им". Человеку не постичь мудрости Вс-вышнего в Его управлении миром уже хотя бы потому, что мы ею не обладаем.

Подобно Иову и мы можем утешаться и черпать силы из того, что "Вот, страх Господень он (и есть) мудрость, и удаляться от зла — разум". (Иов 28:28)

?
№ 82
Вот это да! И как — неужели поколения людей, читавших это, не делали выводы?

Кстати
Однажды по дороге в аэропорт у потенциального пассажира случилась неприятность — колесо его машины спустилось. Поняв, что безнадежно опаздывает, человек сидел и плакал проклиная все на свете, потому что картина мира казалась черной, и самолет взмыл в небо. Позже опоздавший узнает, что самолет разбился, и все пассажиры погибли. Катастрофа опоздания через несколько минут, столкнувшись с катастрофой смерти, показала свою ничтожность и мизерность, обстоятельства изменились. Эта история правдива, и подобные случаи постоянно происходят с нами, но мы не всегда замечаем их.

Делали, и еще какие.… Но свои. Ты первый, услышавший это, и ты тоже сделаешь свои выводы, правда ведь? Ведь делать выводы, суммировать накопленный опыт — это не очень ответственная задача, требующая от человека немалой мудрости. Так царь Шломо (Соломон) автор упомянутой книги "Песнь Песней", с годами научился выражать свои мысли в поучениях и афоризмах, в которых он как бы суммировал опыт, накопленный в течение всей своей жизни. В зрелости он создал книгу притчей, которая служит руководством для жизни многих поколений. Сервантес (испанский прозаик) говорил об этих строках: "Короткие изречения, почерпнутые из большого опыта". Царь Шломо был единственным правителем на земле, во времена властвования которого не было ни одной войны. Кто, как ни он, царь, воин и великий человек, воздвигнувший Первый Храм и заставивший все народы понять могущество и величие евреев, мог оставить нам мудрые "выжимки" своих размышлений.

Книга притчей — книга Мишлей, так она называется на самом деле, — часть Танаха, однако замечено, что слово Израиль не упоминается в ней ни разу. Слово "адам" (человек) — упоминается 33 раза. Таким образом, наставления и прозрения важны людям всего мира независимо от страны и национальности. Ни один из аспектов повседневной жизни в этой книге не упущен. Внимание уделяется любой вещи — всему.

Именно поэтому наша устная речь насыщена цитатами и перефразированными поговорками оттуда. Мы произносим строки этой книги ежедневно, сами того не замечая. Книга царя Шломо стала частью универсального языка всего человечества.

Пригубите вселенской мудрости

Чтобы почувствовать "вкус" притч царя Шломо (Соломоновы притчи), продегустируйте несколько фраз:

  • Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение его матери.
  • Собирающий во (время) лета — сын разумный, спящий во (время) жатвы — сын беспутный.
  • Благословение — на голове праведного, а уста нечестивых скрывают насилие.
  • Вражда возбуждает раздоры, любовь же покрывает все грехи.
  • В устах разумного находится мудрость, а трость на спине неразумного.
  • Любит наставление любящий знание, а ненавидящий назидание — невежда.
  • Все дни убогого дурны, а у кого сердце весело, у того всегда пир.
  • Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
  • Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, (но при нем) раздор.
  • Доброе имя предпочтительнее большого богатства, добрый нрав лучше серебра и золота.
Теперь, я надеюсь, нам с тобой уже понятно, почему Шломо (Соломон) — столь уважаемый среди евреев человек и один из самых мудрых людей в мире. Не только потому, что он ас в вопросах любви и чувств, и не потому только, что он все ж таки построил Первый Храм… .

?
№ 83
Так. Все. Я переполнен впечатлениями — и мне надо подвести итог, чтобы не расплескать эти впечатления, а то знаешь, как бывает, когда все в голове в одну кучу…

ОК, прекрасно. Давай итожить, как говорил один из царей прошлых эпох.

  • Танах (именуемая в нееврейских кругах Библией) состоит из Пятикнижия Моисея (Торы), Книг Пророков (Невиим) и Писания (Кетувим). Все вместе эти книги называются Танах.
  • Слова Б-га и послания пророков (особенно Натана, Ишаи (Исайи), Иеремияhу (Иеремеи), Илияhу (Илии) и Иехезкиля) актуальны и по сей день.
  • Псалмы Давида до сих пор составляют основную часть службы Вс-вышнему.
  • Песнь Песней, несмотря на всю ее чувственность и любовный подтекст, включена в Танах как одна из самых сильных метафор отношений между Вс-вышним и еврейским народом.
  • Книга Иова — это ответ на вопрос, почему страдают хорошие люди.
  • Мудрость царя Шломо (Соломона) отражена во многих его Притчах, которые и сегодня служат "путеводителем" по жизни.
Но это еще не вся история, которая нас с тобой терпеливо ждет…