Ваш «хидуш» ждет Вас

17.01.2002

?
№ 104
– В прошлой беседе мы узнали так много и все об одном-единственном человеке – РАШИ. Так, что получается, после того как РАШИ написал свой комментарий, ставший классическим, больше нет места для свободы мысли? С тех пор еврейская мысль остановилась и закостенела?

Справочное бюро
В переводе с иврита Хидуш значит «новая» интерпретация. Талмуд утверждает, что каждый еврей как часть единого народа должен добавить еще одно прочтение Торы (свое собственное) к уже сформировавшимся представлениям. Только в этом случае жизнь еврея полностью оправдана. (Вы уже составили свой хидуш?)

— В некотором смысле Раши был первооткрывателем, он проторил тропу для тех, кто сам был не прочь толковать, давать интерпретации и объяснения текстам Танаха и Талмуда. Рассмотрение текста в новом ракурсе было названо «хидуш», и каждый уважающий себя еврей задавался целью добавить что-нибудь свое, новое, дать ответ на доселе не сформулированный вопрос. И в этом смысле Тора продолжала раскрываться читателям и «пользователям» новыми сторонами-гранями, которые (как утверждают мудрецы) просто ждали своего часа – прихода новых поколений.

Таким образом, появляются новые комментаторы, жаждущие первооткрывательства, и новые комментарии текстов Танаха и Талмуда. Эти люди просто поражают нас способностью раскрывать внутренний замысел «древних текстов» в актуальных для современного человека понятиях.

В качестве примера приведем анализ одного из стихов книги «Берешит» (Бытие) профессора Натана Авизера, декана физического факультета университета Бар-Илан в Израиле:

Мы прочли в книге «Берешит» (1:3), что Вс-вышний создал свет. На сегодняшний день нас освящают Солнце и звезды, и человек может сам получить световую искру, чиркнув спичкой или тронув электровыключатель. В первый же день творения мира не было ни Солнца, ни звезд, ни человека. Природа «того» света была совершенно загадочна. Так же мы читаем, что в дальнейшем Вс-вышний отделил свет от тьмы (1:4). Тьма – не та субстанция, которая может быть отделена от света. Слово «тьма» обозначает (и может быть нами понято) как отсутствие света. Если есть тьма, то нет света. Если есть свет, то нет тьмы. Если вникать в это определение одной философской категории через отсутствие другой, то строчка о разделении «света и тьмы» покажется абсолютно алогичной.

Профессор Авизер объясняет концепцию первой вспышки, которая ознаменовала начало Вселенной, согласно Теории Большого Взрыва. Сама же точка, из которой возникла Вселенная, была одним гигантским сгустком сконцентрированной энергии. Согласно формуле Эйнштейна E=mc2 не только материя может быть преобразована в энергию, но и наоборот – энергия может приобрести форму. Именно энергия «первого комочка» оказалась «виноватой», послужив источником для зарождения всей вселенской материи, которая и сейчас существует, обволакивая нас бытом, природой и прочими явлениями, и обыденностью, и тайнами, и эстетикой окружающего (видимого и невидимого глазу мира).

Также известно, что в тот момент, когда материя только была создана, она не существовала в форме атомов. Высочайшая температура начального концентрата сразу бы разъединила любые химические соединения и любые атомы. Из этого можно сделать только следующий вывод: материя существовала в другой форме, в так называемой «плазме». Существенное отличие одной формы от другой заключается в том, что атом электрически нейтрален, а плазма представляет собой либо положительно, либо отрицательно электрически заряженные частицы. Свойства заряженных таким образом частиц таковы, что они захватывают свет и препятствуют его свободному движению. По этой причине стороннему наблюдателю плазма всегда кажется темной. Именно поэтому вселенная вначале казалась темной – из-за плазмы. Неожиданное преобразование плазмы в атомы, наступившее в скором времени после сотворения мира, заставило электромагнитную радиацию (излучение – то, что физика и подразумевает под словом «свет») начального толчка отделиться от темной до того момента Вселенной и светить свободно. По научному подобное разделение «света» и «тьмы» называется «декуплином».

Таким образом, слова Торы «И отделил Он свет от тьмы» как нельзя больше подходят к этой теории отделения света от тьмы. Та самая «радиация» (свет), о которой идет речь, была открыта на 15 млн. лет позже Пензиасом и Вильсоном, заработавшими на этой теме Нобелевскую премию.

Представляете, стих, строчка, фраза из главы Берешит ждала двух нобелевских лауреатов! И дождалась – хотя ждала не год и не век, тысячелетия, такое непостижимое нашим умам время, чтобы те расшифровали ее значение и тем самым позволили нам постичь всю глубину смысла, заложенного в Торе. Дело в том, что в течение 5 млн. лет людям приходилось воспринимать ее поверхностно, не представляя происшедшего. Все это написано мною (и прочитано вами) для того, чтобы вы представляли себе, как современные комментарии и древние тексты, на которых они основаны, продолжают волновать и будоражить человеческие умы.

?
№ 105
Итак, давайте подведем краткий итог. Из нашей беседы получается, что каждый может и должен обнаружить в Торе что-то новое, неизведанное, сенсационное. Так вот, если продолжить эту идею, мы окажемся в ситуации, когда на одно и то же будут существовать тысячи разных интерпретаций. Разве такое может быть?

На заметку эрудиту
«В истории мировых цивилизаций были такие великие мистики, к которым не подходит термин «заблудшие» или ошибающиеся». Джавахарлал Неру (1889-1964), премьер-министр Индии

— Если человек на основании незыблемых правил, передаваемых нам по традиции приходит к новому, более глубокому пониманию текста Торы, то независимо от количества уже существующих интерпретаций его идея вполне легитимна как неотделимая часть Торы, и имеет право на существование. Точно так же как вся информация о будущем ветвистом столетнем дубе содержится в маленьком желуде, так и в текст Торы заключен весь потайной смысл, который мы сможем найти благодаря кропотливой учебе.

Однако существует и другой путь к более глубокому пониманию Торы. Речь пойдет о тех, кто раскрывал для обычных людей тайны и загадки существования Вселенной, — о мистиках. Правда, секреты, ими расшифрованные, были таковы, что одним казались слишком невероятными, чтобы в них поверить, а другим – слишком значительными, чтобы принять их за обыденную истину, объясняющую простое человеческое бытие.

Правда, тут вскрывается еще одна проблема: коварным близнецом мистицизма всегда было суеверие. Шарлатанам и проходимцам удавалось обманывать и обирать податливых на ложь суеверных людей, притворяясь знающими и имеющими доступ к секретной информации. К счастью, подобным людям запрещается обесценивать, дискредитировать древние традиции собственными толкованиями (уже хотя бы потому, что они склонны к искажению и лжетрактовке первоисточников). У мистицизма было достаточно своих честных вестников, и знание, ими преподносимое, открывает еще одно измерение в пространстве еврейской традиции.

?
№ 106
– А, кстати, это не то самое, что называют «каббалистикой»? Знаешь, есть такие фильмы, где магия, шмагия, все взрывается, плавится, золото там превращается в философский камень (или наоборот, я не помню, но очень красиво в дыму все это там происходит), письмена какие-то дикие, ничего непонятно, но ужасно завлекательно! Вот это не каббалистика ли?

На заметку эрудиту
«Соль придает нашей пище съедобный вкус, хотя сама по себе съедобной не является. То же можно сказать и о Каббале. Само по себе это мистическое учение рядовому читателю кажется слишком сложным и непонятным, т.е. безвкусным, но оно добавляет вкус к изучению Торы».
Раби Шнеур Залман из Ляд (1747-1813), родоначальник движения ХаБаД

— Есть в Талмуде знаменитая история о том, как четыре великих мудреца вошли во «фруктовый сад», т.е. испробовали мистического опыта: они отправили свои души на небеса – наблюдать за небесными сферами. Подобный эксперимент, говорит нам Талмуд, не мог закончиться хеппи-эндом. В результате сильнейшего потрясения от увиденного один из мудрецов умер, другой сошел с ума, третий стал еретиком, и только четвертый, раби Акива, вернулся на землю целым и невредимым. Надеюсь, читатели, мораль этой истории вам понятна: таким образом Талмуд предупреждает всех о том, что чрезмерное вовлечение в мистические опыты опасно и для человеческого здоровья, и для человеческой психики. Не каждому под силу быть студентом этой науки – мистики, и не каждому подходят эти эзотерические знания. Именно по этой причине еврейское мистическое учение, как было правильно замечено называется «каббала», буквально – «полученный». Каббалистические идеи и знания должны переходить из уст в уста, от учителя к ученикам, чтобы тот, кто передает информацию, был уверен в последствиях своего преподавания: тот, кто впитывает уроки (получатель мистической науки), заслуживает своего «образования» и достаточно зрел, чтобы контролировать свое эмоциональное состояние. Однако позднее с появлением учения хасидизма, которое синтезирует в себе, как открытую, так и скрытую (мистическую) традиции, каббала прочно вошла в еврейскую повседневную жизнь.

На рубеже XIII и XIV веков в Испании появилась книга, автор которой раскрывали некоторые тайны древнего знания. По общераспространенному мнению она была написана известным законоучителем II века до н.э. рабби Шимоном бар Йохайей (каббалистом, проведшим 13 лет в пещере, в отшельничестве). Раби Шимон бен Йохайя (РаШБИ) прятал свои сочинения от людей, пока они не были чудесным образом обнаружены несколько веков спустя испанским каббалистом Моше де Леоном. Эта книга написана на древнеарамейском языке и трудна как для прочтения, так и для понимания. Намеренно зашифрованный смысл – стиль данной книги, которая получила название «Зоhар». Именно изучающие «Зоhар» имеют дело с такими понятиями, как духовность, общение с Творцом, ангелами; пророчества, реинкарнация, жизнь после смерти, а также некоторые предсказания.