Top.Mail.Ru

Вопросы и ответы в одном переплете

07.04.2002

?
№ 115
– А если мне надо решить жизненный вопрос быстро? Что, надо все время, как в десятках длинных и интересных историй, ходить на прием к раввину, как к доктору? Могу ли я сделать это по телефону?

На заметку эрудиту
Почему еврей не может быть астронавтом? Когда впервые в мировой истории религиозному еврею предложили эту работу, ему пришлось отказаться. Когда он узнал, сколько раз спутник облетает Землю, он сказал: «При такой жизни я буду успевать только произносить утреннюю молитву, дневную и вечернюю, на большее у меня не будет времени. Представляете? Утреннюю, дневную и вечернюю…».

— Как говорится, поступил вопрос: «Моя лучшая подруга живет далеко от меня, за городом. Она больна и нуждается во внимании и поддержке, но нет возможности навестить ее из-за собственной семьи и забот по ее содержанию. «Бикур холим» – важная мицва (посещение больных) – будет ли она выполнена по телефонному звонку, если я просто позвоню своей простуженной подруге?»

Как говорится, ответ созрел. Ответ (responsum): Несомненно, звонок заболевшему другу приравнивается к посещению и засчитывается как выполнение мицвы «Бикур холим». По мнению Маймонида, выполняя эту заповедь, мы на практике действиями «озвучиваем» фразу «возлюби ближнего своего как самого себя». Это как раз ваш случай, дорогой наш «Вопрошающий». То хорошее, что вы делаете для друга, пусть даже по телефону (факсу, по рации или письмом), является выражением любви к ближнему. Тем не менее было бы неплохо и навестить больную, поскольку при личном визите вы лучше прочувствуете ситуацию и передадите больше энергии, направленной на выздоровление. Короче говоря, визит качественнее и действеннее, чем звонок. Визит побудит в вас желание помолиться за здоровье человека, вы лучше поймете, в чем она нуждается и как реальнее и практичнее ей помочь. – На вопрос ответил Рабби Йонатан Штейф (1877-1958)

?
№ 116
– А как дело обстоит с гарантиями в работе Еврейского закона? Если бы это была какая-нибудь государственная конституция или там – пресловутый, что-то привязался сегодня он ко мне, или я к нему – КЗОТ, то там ясно, как устроен механизм выполнения статей и положений. А тут как? Могу ли я застраховаться или что-то – ну, хоть что-то гарантировать себе в вопросе соблюдения этих законов?

— Поступил вопрос: Я хочу застраховаться, но боюсь, не сочтется ли мой поступок грехом. Ведь желание уберечься приравнивается к неверию в счастливое будущее. Выражает ли страховка недостаточную веру в то, что Вс-вышний делает людей богатыми и заботится, чтобы они благополучно жили и оставляли хорошее наследство своим потомкам.

Созрел ответ (responsum): Человек, как бы набожен и религиозен не был, должен бороться за свою жизнь. Нельзя надеяться на Вс-вышнего, ничего не делая и только ожидая спасения. Мысль «если я забуду или не смогу что-либо сделать, то за меня когда-нибудь это исправит Вс-вышний» – неверная. Так рассуждать могут только слабые, безвольные люди. На чем основывается их вера в собственные заслуги? Откуда человек знает, что достоин вознаграждения? Кроме того, существует действующий запрет полагаться на чудеса. Хотя человек и должен осознавать, что заработок и достаток – всего лишь форма Б-жественного одобрения и что все, что посылается ему (как хорошее, так и плохое), так или иначе связывает его быт с духовностью и Творцом, в этом вопросе не все так просто. Вс-вышний поддерживает благосостояние человека, если оно нажито или заработано честным трудом или праведными путями. Поэтому страховой полис является любым видом заработка, любым бизнесом, предназначенным для благополучия семьи. Приобретать страховые полисы разрешается, т.к. это поддерживает семью.

Поскольку Всесильный позволил изобрести такой документ, как страховое свидетельство в предыдущих поколениях, и поскольку страховка как таковая помогает удерживать семейное благосостояние для потомков, то Б-гобоязненному и соблюдающему еврею совсем не зазорно приобретать страховой полис. То же самое касается и страхования автомобиля, дома и другого имущества. Это совсем не говорит о недостаточной вере во Вс-вышнего.

?
№ 117
– С гарантией понятно, хотя я думал, что в ответе будет больше риторики и меньше дела, – я приятно удивлен. А как в этом законе обстоит дело с санкциями? Должен кто-нибудь, кто нарушил, покаяться в своем грехе? Ведь здесь же нет гаишника с полосатой палочкой, если я нарушу правила – кто будет у меня права-то отбирать? Я опять путаюсь – или это вообще лишний вопрос и все упирается в совесть?

Слово не воробей
Однажды при выполнении мицвы «Бикур холим» больной объяснил симптомы своей болезни навещавшему его посетителю, на что тот ответил: «Да, это действительно интересно. Мой отец умер от той же болезни». Больной, услышав это, очень расстроился, но посетитель успокоил его: «Не волнуйтесь. Я буду молиться за ваше скорейшее выздоровление». На что больной ответил: «Когда будете молиться, не забудьте прибавить мою просьбу о том, чтобы Вс-вышний избавил меня от таких глупых визитеров, как вы». Формального присутствия у постели больного недостаточно для полноценного выполнения мицвы.

Поступил вопрос: Во времена Второй мировой войны, когда погибло более 6 млн. евреев, нацисты перевозили целые концентрационные лагеря, опасаясь приближения американской армии и ее союзников. Целью таких «новоселий» было нежелание фашистов освобождать пленных или способствовать их освобождению, ожидая перелома в военной ситуации. Заключенных постоянно торопили, подгоняли, запугивали. Если бы кто-то стоял или шел мимо вдоль обочины дороги, по которой шествовали узники лагерей, то он видел бы настоящий траурный марш смерти, когда слабых и больных людей расстреливали на месте. Много раз, когда после короткой стоянки звучал сигнал «идти вновь», люди были не в силах подняться и даже просто отреагировать на команду надзирателей. Были и такие пленные, которые засыпали, как только опускались на землю. Всех неспособных к ходьбе фашисты незамедлительно расстреливали. В результате, обдумывая горький опыт перехода и стоянок, заключенные придумали специальную систему, при которой они ложились спать по очереди и после сигнала будили друг друга. Один человек в этом «марше смерти» шел со своим младшим братом. По договоренности один должен был спать на стоянке, а другой – будить его. Однако случилось так, что второй не смог справиться со своей усталостью и тоже уснул. Услышав призыв «построиться», он по инерции встал в строй на свое место в колонну автоматически переставлявших ноги людей и вместе со всеми двинулся дальше. Когда он вспомнил о брате, было уже слишком поздно; наверняка, тот был уже мертв. Выживший в ужасных обстоятельствах, человек больше никогда не видел своего брата и уверен, что его убили фашисты. Последние 13 лет, прожитых без войны, он винит себя за случившееся, и смерть брата камнем лежит на его совести. Он не знает, должен ли он раскаяться, и что говорит в его случае Еврейский закон.

Ответ (Responsum): Подобное (как у этого человека) чувство вины может считать своими источниками два факта: во-первых, он не смог разбудить брата (поскольку был невменяем), когда сам проснулся, и, во-вторых, не вернулся за братом после, а присоединился к остальным. То, что он молчаливо позволил брату уснуть, не столь важно перед лицом Еврейского закона и не играет особой роли: тот был измотан дорогой настолько, что все равно бы уснул. Доказательством этого послужит то, что выживший брат и сам уснул.

Во всей галахической литературе, обсуждая еврейские законы, раввины поднимают вновь и вновь проблему «случайности» (если так можно выразиться) в совершении преступлений. Равносильна ли забывчивость пренебрежению? Считать ли это случайностью или неизбежным ненамеренным обстоятельством? В нашем случае, когда человек обвиняет себя в том, что не разбудил брата, понятно, что поступок был не результатом пренебрежения и безответственности. Мы имеем дело с заключенными, уставшими, ослабленными дорогой и ситуацией плена и «перегона», которые долгое время не высыпались.

Конечно, сон для них – обстоятельство неизбежное. Что же касается второго пункта самообвинения, того, что он не вернулся, чтобы разбудить брата, то эта история сильно смахивает на другую, нами уже рассмотренную, когда два человека бредут по пустыне с ограниченным запасом воды на двоих. Вывод был таков: сохранность собственной жизни превыше всего. Ни один из братьев не должен был рисковать жизнью, чтобы спасти другого.

Подытожим все вышесказанное о случае с братьями. Резюме таково, что в этой трагичной и непоправимой за давностью лет ситуации выживший брат не должен мучиться угрызениями совести. Постоянное прокручивание в голове случившейся в годы войны трагедии не приносит человеку ничего, кроме боли, отчаяния и саморазрушения, а это еще больший грех. Мысли не должны расстраивать и выводить из состояния равновесия, тем более не должны быть помехой для служения Вс-вышнему. Как известно, мы должны служить нашему Творцу, не только усердно и ревностно выполняя заповеди, но и делать это с удовольствием, в радости и легкости. – Рабби Мордехай Иаков Брейт (1895-1976).

?
№ 118
— Так что же – выходит, нет такой современной проблемы, которую не решал бы Еврейский закон? Или есть что-то, в чем он сам еще не уверен?

— Закон живой, он ищет и находит решения постоянно, поскольку он работает через живых людей. Но проблемы – и особенно решения — не зависят от того, сколько компьютерной памяти в твоем мобильном телефоне, ноутбуке или в автомобильной начинке – ему в сто раз важнее, сколько и чего у тебя в голове. Сказочный ковер-самолет воплотился в современный авиалайнер. Такова современная реальность. Авиационная промышленность, производство, наука идут вперед, темп этого движения недостижимо скор. То, что еще вчера было фантастикой, теперь не только исполнилось «во плоти», но и стало обычным, житейским, упрощающим быт. Органы трансплантируют, овец клонируют, детей выращивают в пробирках, полеты в космос стали никого не удивляющим фактом собираются экскурсии для желающих путешествовать по звездному небу. Вы можете на совершенно законных основаниях задать вопрос: а способна ли древняя юридическая система справиться с современными этическими (и не только этическими) проблемами? Библиотека Responsum насчитывает многотомные собрания самых подробных глубоких и содержательных ответов на все вопросы и проблемы тысяч и миллионов спрашивающих.

Конечно же, напрямую Талмуд не обсуждал полеты в космос, однако современные еврейские мудрецы доказывают, что содержание свода законов, которым руководствовались евреи всех предыдущих поколений, является Б-жественной мудростью и еще долго будет для всех людей компасом и определителем качества (в поступках и мыслях).

Итак, давай опять подведем наш БАЛАНС – вопросов и ответов, проблем и – уже не проблем, скажем так.

  • Каждый библейский комментатор, работая со священными текстами, вносит в них и свою долю исследований Б-жественных текстов, тем самым он выполняет миссию слияния человеческого интеллекта с Б-жественной мудростью.
  • Люди, изучающие Каббалу, вдохновленные книгой «Зоhар», добавляют мистическую составляющую к нашему пониманию Б-га и мира в целом.
  • Еврейский закон занимается тем, что помогает простым людям воплотить этические концепции, существующие в теории, на практике. Есть масса литературы, целью которой является научить евреев правильно вести себя в различных ситуациях.
  • Responsa (ответы) омолаживают Еврейский закон, помогая применять древние принципы к современной жизни.
Можем идти дальше? Тогда пошли! Продолжение следует….
{* *}