Бухгалтерия времени 2

29.10.2002

?
№ 128
– Ничего себе балансик! Так что же получается: этот самый РОШ ХОДЕШ, новолуние это самое – вроде как праздник, который повторяется каждый месяц?

На заметку эрудиту
«Каждый седьмой день мы имеем дело с так называемым «обыкновенным чудом» — возрождением души в человеке и во всем, что окружает его в реальном мире», – Авраам Иеhошуа hешель.
– Вроде того, ты прав. Праздник, который всегда с тобой, – это не Хемингуэй и не радикулит, он же «люмбаго» (никому не пожелаю такого в поясницу!), а обычная смена календарного обозначения месяца: вот история, которая все время одна и та же, но никогда не надоедает. Одним словом, праздник, который каждый месяц с тобой. И вот почему.

В каждом месяце есть один особенный день. Иногда он попадает на «веселье и радость», иногда эти праздники проходят грустно, торжественно. Время, а точнее говоря, история наших скитаний и спасений, заставляет нас то проводить маленькие, но важные «голодовки», поститься, то устраивать роскошные трапезы, то вспоминать или увековечивать определенные события, то – как на Пурим — шуметь и кричать, чтобы подчеркнуть отношение к злодею, задумавшему истребить еврейский народ; то смеяться, то плакать. Так или иначе, но годовщины особо памятных дат нельзя игнорировать, они слишком важны для еврейской истории и нашего с тобой – если хочешь так это назвать – самоопределения, да просто для нашего ощущения, что мы евреи, а не неизвестно кто. Вот только почему эти самые события пришлись на определенные даты – это тема для размышлений, версий и комментариев! Остается только связать в наших головах все эти месяцы с праздниками, их наполняющими. Вот и давай разбираться в том, какие основные праздники отмечаются в те или иные месяцы года, и в том, что самое важное и интересное происходит в эти праздники. Интересно? Тогда еще одна таблица, но это уже почище любой самой чистой «бухгалтерии», это жизнь в те моменты, когда она и действительно БЬЕТ КЛЮЧОМ. И никого, заметь, не задевает по голове, поскольку это еврейская жизнь, а у нас принято с головой обращаться аккуратно. Так вот, смотри.

Еврейские месяцыПраздники
ТишрейРош Ашана (Новый Год); Йом Кипур (День Искупления); Суккот (Шалаши) – праздник Кущей
ХешванБедный одинокий месяц! Месяц, на который не выпадает ни одного праздника. Это единственные 29 дней года без «красных» дат. Наверное, поэтому Хешвану присвоено прозвище «мар Хешван», т.е. горький Хешван. Хотя, кто знает, может быть, обилие торжеств (следовательно, и трапез, и вкусных кушаний) предшествующего ему месяца просто обязывает некоторое время отдыхать? Своеобразные разгрузочные дни, передышка для восстановления сил.
КислевХанука
ТеветПост 10-го Тевета
ШватТу Би'Шват (15-го Швата)
АдарПост Эстер; Пурим
НисанПесах — Праздник исхода из египетского рабства. Его тоже называют «Новым годом Еврейства». А также Йом а-Шоа (День Катастрофы, или Холокоста)
ИярЙом а-Ацмаут (День независимости Израиля); Йом Иерушалаим (День Иерусалима)
СиванШавуот
ТамузПост 17-го Тамуза
АвТиша Би'Ав (9-го Ава)
Элул Весь месяц Элул евреи читают специальные молитвы, предваряющие наступление нового праздника, самого «нового» из всех – Нового года.

Хотя День Катастрофы европейского еврейства (в память о шести миллионах тех из нас, кто стали жертвами неудачной попытки «окончательного решения еврейского вопроса» во Вторую мировую войну и погибли от рук фашистской банды в Германии и по всей Европе), как и День Иерусалима, и День Независимости государства Израиль, – это даты-праздники совсем «молодые» по сравнению с Песахом, Новым годом или Суккотом, это уже ХХ век, можно сказать, «свежак», но они тоже отмечаются по нашему календарю, а не по какому-нибудь другому. Я думаю, ты не будешь против…

?
№ 129
– Нет, я за! Ты меня убедил, что двойная бухгалтерия — это когда у меня в голове путаница, которой на самом деле нет. А когда ясно, что к чему и почему, путаница исчезает, остается только запомнить 12 названий этих 13 еврейских месяцев…

– Только не вздумай их зубрить наизусть! Сами запомнятся очень легко и элементарно, только дай срок самому себе…

?
№ 130
- Отлично. А ты знаешь, что я заметил, когда листал сейчас эту твою таблицу? А НОВЫХ ГОДОВ-ТО В НЕЙ ДВА! Целых два – это у меня двоится от календарей или в самом деле подвох какой-то есть?!

На заметку эрудиту
«Среди множества основных, главных праздников у евреев первым я бы назвал обычный человеческий день. Да, да, не удивляйтесь двадцать четыре часа, прожитых в гармонии с самим собой и окружающим миром, сами по себе являются праздником, который «всегда с нами», – так считал Филон Александрийский (20 г. до н.э. – 40 г. н.э.), античный философ и мыслитель
!!! -Вот, уважаемый ты мой сомневающийся и любопытный друг! Ты и нашел самое для тебя приятное и даже – сейчас еще и так говорят – «прикольное». Нет, нигде у тебя не двоится, во всяком случае, пока. А ведь то, что ты заметил, это и еще одна разница между григорианским и еврейским календарями. Согласно первому, Новый год отмечается один раз. Тридцать первого декабря мы ходим с друзьями в баню, как известно из классики советского кино, не спим до полуночи, слушаем бой курантов или там какой другой бой, пьем, поздравляем друг друга с новым счастьем и потом целый день спим или похмеляемся. Первое января, одним словом. В еврейском году таких праздников действительно два, но это отнюдь не значит, что нужно устраивать две вечеринки и собирать дважды одних и тех же гостей. Вечеринки, шумные компании и выпивка – это не еврейские «методы» начинать год. Начало – это серьезный повод призадуматься над прожитым, сделать соответствующие выводы и добавить несколько унций мудрости в копилку житейского опыта, что совершенно невозможно за бокалом шампанского. Но почему, спросят нас с тобой, Новых годов – два? Потому, отвечу я, что когда Вс-вышний вывел евреев из Египта, он заповедал им: «Этот месяц будет у вас первым». Вышеозначенным месяцем исхода был Нисан. Т.е. в некотором смысле первый месяц еврейского года, период, когда «окончательно и бесповоротно» сформировалась нация как таковая. И при подобном подходе к религиозному новому году Песах – это день рождения еврейского народа. Тишрей, тем не менее, также первый месяц нового года, и статус точки отсчета несет уже давно, напоминая всем (и пользующимся еврейским календарем, и живущим по своим календарным системам) о рождении человечества.

Подведем итоги всего написанного. Два Новых года нужны потому, что есть две основные даты, два момента, достойных частого празднования: еврейский мир и общечеловеческий, окружающий, сосуществуют в реальной жизни параллельно, так же, как и календари, дополняя друг друга. Вот тебе и вся «бухгалтерия»…

?
№ 131
- Что, и впрямь вся?

На заметку эрудиту
«Если бы весь еврейский народ провел хотя бы два Шаббата в своей жизни так, как этого требует иудаизм, то Мошиах бы уже давно пришел», – так сказано в Талмуде. И не зря!
– Да нет, конечно. Только, скажем мягко, азы. Алеф-бейс, как у нас говорят, первые пара букв. Как сказал один умный современный писатель, «жизнь – это то, что сбывается вопреки нашим планам». Но это ж не значит, что планов не надо строить и не надо выполнять? Это так же верно, как и то, что течение жизни столь быстро, что не все успевают в определенные ее моменты спокойно сесть и призадуматься над прожитым. Мы поглощаем еду, зарабатываем деньги, но, забегавшись и засуетившись в лабиринтах проблем и быта, забываем, зачем мы это делаем. И оканчивается жизнь задолго до того, как мы осознаем, что же собственно у нас в остатке и почему все именно так, а не иначе. Как остроумно и емко заметил кто-то, слово «жизнь» можно выразить в трех понятиях: спешка, хлопоты (беспокойство) и похороны. Как мы уже писали, иудаизм озабочен концепцией времени (подтверждают, вернее, служат еще одной ее основой праздники Рош Ходеш – новомесячье и новолетие).

Но кроме этого существует еще один столп еврейской жизни, который особой строкой входит не только в нашу с тобой, календарную, но и в любую – слышишь меня? В ЛЮБУЮ, даже самую сложную, пусть и с миллионными суммами – бухгалтерию, какая только ведется или может вестись в еврейском мире: незыблемый и неизменно долгожданный Шаббат. Всю неделю, шесть дней мы сконцентрированы на физическом труде, зарабатывании денег и устройстве быта. Мы подчинены и зависимы от требований и капризов нашего тела. Но, по крайней мере, раз в неделю, каждый седьмой день мы должны подзаряжаться от «батарейки», наполняющей духовными ценностями, поддерживающими и воспитывающими нас, заботиться о своей душе. Эту мысль прекрасно оформил Авраам Иеhошуа hешель, величайший теолог XX в.: «Храм был святыней в пространстве, Шаббат – святыней во времени». Был и остается, раз каждую неделю мы с ней соприкасаемся и получаем свою дозу святости и удовольствия оттого, что соприкоснулись! Шесть дней мы живем на уровне «как» (быстро, медленно, скупо, щедро, тяжело, легко, богато, безденежно и т.д.), но каждый седьмой день мы обращаемся к другому вопросу — «зачем».