Не бойтесь Шаббата-2!

03.12.2002

?
№ 135
Слушай, а почему суббота все время «торчит из-под пятницы»? Это же неправильно, это ж не порядок — или?...

У раввина есть мнение
Приветствие для встретившегося вам в Шаббат еврея, как ни странно, зависит от его происхождения. Например, ашкеназу (еврею европейского происхождения, кроме выходцев из Италии, Испании или Португалии) говорят на идиш: «Гут Шабес!». Еврею-сефарду (североафриканскому, азиатскому или кавказскому еврею) — «Шаббат шалом!» на иврите. И то, и другое означает «Доброй субботы!» Но, независимо от быстроты вашей реакции и от встреченного человека, помните, что любые добрые пожелания всегда уместны и приятны.

— Еврейский день начинается не с полуночи, как григорианский, а с заходом Солнца. Ведь в описании каждого из дней Творения говорится: «…и был вечер, и было утро», т.е. вначале ночь, а только потом день! Поэтому у нас каждый день начинается с вечера! Суббота же начинается в пятницу вечером после захода Солнца, когда зажигаются свечи. После молитвы в синагоге вся семья собирается за празднично накрытым субботним столом. Однако трапеза не может быть начата без еще одного ритуала. Еврейские мужья должны спеть своим женам любовную песню. Слова ее мало напоминают европейскую поэзию, и это «нечто» не европейское, а древнее, восточное. Цитируются эти слова непосредственно из Притчей Соломоновых (XXXI глава), в которых царь Соломон славит Эшет хаиль = честную добродетельную женщину (дословно — надежная женщина или бой-баба). Каждый муж должен дать понять своей второй половине, что она и есть та самая «прекраснейшая и достойнейшая из женщин». От мужчины требуется не просто думать о жене подобные вещи, но и озвучивать их ей, напоминая, что их чувства так же свежи, как и в день помолвки. Характеры многих представителей «сильного пола» сложны. То, что иной мужчина считает ниже своего достоинства спрашивать у встречных прохожих дорогу, в случае, если он заблудился в незнакомой местности, не освобождает его от обязанности выражать своей жене признательность и любовь. И подобные отношения — не совет психолога о том, как улучшить климат в семье, а, в своем роде, мицва, заповедь (т.е. не больше и не меньше, как религиозная обязанность).

?
№ 136
А зачем вино пить в субботу? И зачем вообще такой особый порядок проведения Шаббата?!

- Ой, а как бы все это еще все на трезвую голову, чтобы не пропустить ничего, и потом чтобы провалов не было в памяти от такого сильнодействующего кайфа-то…

Слово не воробей
В пятницу вечером два спутника сопровождают каждого еврея, идущего домой из синагоги. Это добрый и злой ангелы. И если в «пункте возвращения» дом убран, стол уже накрыт, на нем вкусно пахнет еда и горят свечи, то добрый ангел говорит: «Пусть следующий Шаббат будет таким же!» На что злой ангел должен ответить «Амен» (значит — согласен, пусть так и будет). Если же в этой картине встречи субботы все наоборот, то злой ангел говорит: «Пусть следующий Шаббат будет таким же!». А добрый, вздохнув, отвечает: «Амен».

Так зачем же — сухого закона никто не вводил, у нас тут не Чикаго 30-х, не СССР 80-х и не Финляндия теперешняя, Барух hа-Шем… Но напиваться, как свинья, не советую — раз уж ты спросил… Есть нюансы, помимо печени и качества самогонки, которое хорошим не будет никогда, так что все равно всегда голова будет гудеть, как чугунный котел, на следующий день после ее приема внутрь.

Отгадай загадку, что это: «традиционный символ радости, гостеприимства; необходим для шумного праздника, объединяет людей за трапезой, веселит и излечивает от забот». Конечно, вино! Не сивуха, не тормозная жидкость или одеколон «Свежесть» со вкусом 95-ого бензина, а вино: тот подлинный, а не суррогатный напиток, о котором везде говорится: в Торе, в Талмуде и на еврейских праздничных трапезах. Семейный обед должен излучать тепло и счастье. Именно поэтому его предваряет специальный обряд — кидуш. Делать кидуш означает признавать Вс-вышнего Творцом и Вселенной, и этого домашнего очага, освящая тем самым день субботний. Затем глава семьи преломляет хлеб, но не простой ржаной кирпич или сдобный калач, а специально для этого дня испеченную, плетеную халу. Хала своими переплетениями символизирует связь со Вс-вышним в том ее Шаббатнем значении, о котором мы писали выше. Поверьте, ничего общего по вкусу с обычным хлебом хала не имеет. Невозможно описать вкус свежеиспеченной халы, еще теплой, с хрустящей тоненькой корочкой лучше, чем это сделают евреи: вкус халы — «вкус Грядущего мира».

Вино, хала, а также другие прекрасные блюда, идущие за первой сменой еды след в след, позволяют еврейским семьям почувствовать особую любовь и радость, которых в будние дни из-за суеты и забот мы не осознаем.

Благодаря Шаббату мы получаем благословенное время для того, чтобы уделить должное внимание тем, кто нас окружает: друзьям и родственникам. Ортодоксальные евреи в течение всего дня не подходят к телефону, не отвечают на звонки, не включают телевизор. Наступает время, которое способствует тому, чтобы на несколько часов скрыться от всего шумного и суетного, окунуться в атмосферу святости. Шаббат для евреев — это время для общения, для грустных и веселых нигуним (мотивов, мелодий), для молитв, для изучения святых книг и даже для занятия любовью. Да, да, в субботу это мицва (в пятничную ночь). Может быть, вы, сударь, знаете лучший способ организации выходного дня?! Находя время для действительно значимых вещей, для общечеловеческих ценностей, иудаизму удалось найти способ сделать человека хозяином, а не жертвой исчезающего времени.

?
№ 137
А чем заканчивается суббота? И как евреи это отмечают?

Всё хорошо, только знаешь, что? Не забудь меня как-нибудь привести в чувство, когда все это волшебство твое хваленое закончится… Ведь вот ты тут распинаешься, как классно все и ослепительно, Шаббат, Шаббат, но это же — как его? — «ХАЛИФ НА ЧАС», вот это что! Сутки в кайфе — и дальше куда? Тебе же так потом противно будет опять утром на работу вставать, дела делать, вопросы текущие с людьми перетирать, после такого-то…- а?

На заметку эрудиту
«Неизвестно, кто кого больше хранил и оберегал на протяжении всей еврейской истории: Шаббат — евреев или евреи — Шаббат». — Рабби Элиезр Иуда Вальденберг (родился в 1917 г.), раввин в Иерусалиме, его книги посвящены вопросам соблюдения заповедей Творца в условиях современности.

— Это ты в точку попал. В самую болевую, можно сказать. Дело в том, что окончание субботы — момент очень травматичный. Посудите сами, легко ли от святости переходить к будням? Этот переход скрашивает другой Шаббатний ритуал — hавдала (разделение). Кроме благодарения Вс-вышнему за то, что Он отделяет «святое от будничного», у hавдалы есть и другое значение. Подобно тому, как Шаббат начинался зажиганием свечей, его уход также украшен пламенем, но по совершенно другой причине. В Мидраше описана одна история: первый человек на земле, Адам, увидев первый закат Солнца, испугался, что больше света не будет. Чуть позже Солнце взошло вновь, но в ту же ночь он научился сам добывать огонь, который бы освещал и согревал в холодные вечера и темные ночи. С появлением огня человек смог создать металлические орудия труда, чтобы обрабатывать и возделывать землю и спустя какое-то время учиться контролировать окружающую его действительность — природу. Евреи благодарны Вс-вышнему за счастье делить с Творцом Его тайны, за право созерцать и раскрывать его секреты ежедневно и ежеминутно, за возможность в течение недели «сотрудничать» с Ним в сотворении мира и управлении им. Вот что значит пламя hавдалы!

  • Евреи зажигают огонь во время церемонии hавдала, чтобы при его свете взглянуть на свои ногти. Да, да, на ногти. Ногти — часть нашего тела, рост которой происходит практически на глазах. Наблюдение за ногтями сразу же после того, как вышел Шаббат, символизирует наш вопрос, обращенный к «себе любимому»: насколько я вырос духовно за эту субботу? Готов ли я достойно вернуться к рабочим будням, в мирскую жизнь?
  • Во время hавдалы мы произносим благословение и вдыхаем ароматы благовоний — душистых пряностей и специй, чтобы смягчить грусть расставания с Шаббатом. Эта грусть и «лечение ароматами» — залог того, что особая душа, посещающая нас только по Шаббатам, еще вернется, возродится.
  • Стакан вина, выпиваемый в течение hавдалы, показывает, что, подобно нашей радости от встречи Шаббата (кидуш), мы радуемся возвращению к будням. Мы должны быть счастливы тому, что имеем возможность вносить собственный скромный вклад в развитие общества и мира в целом.
  • И, наконец, hавдала как бы обязывает нас нести в мир частичку того большого и чистого знания, которое мы получаем в Шаббат. В самом процессе hавдалы участвуют все наши пять чувств: зрение (когда мы видим свет от огня); обоняние (когда вдыхаем аромат специй); вкус (когда пьем вино); слух (когда слушаем благословения на вино и специи); осязание (ведь когда мы традиционно протягиваем руки к огню, чтобы увидеть «рост» ногтей, мы почти касаемся нематериального — святости седьмого дня). И только таким образом можно покидать святой день, Шаббат — осторожно и бережно выходя из него, праздника, который обновил, возродил, показывая, что те пять чувств, данных нам Творцом, мы используем, как нам и было завещано, мудро и в будни, и в праздники.

Кстати
Наполняя вином бокал для кидуша или hавдалы, принято переливать немного вина через край — это знак благословения. Говорится: нет благословения в доме, если вино в нем не льется через край!

— Словом так: расставаться с Шаббатом, конечно, жалко. Но жалко — у пчелки. А пчелка — на елке. А елка — еще там где-то, Б-г знает где стоит. Но мы-то здесь и теперь живем, так что же — лучше не знать этого субботнего, или Шаббатнего КАЙФА???!!!! Этой радости, приятности, тишины, умиротворения и

ОЩУЩЕНИЯ ТОГО, ЧТО ТЫ СЕГОДНЯ, В СУББОТУ — КАК НИКОГДА НАСТОЯЩИЙ, ПОДЛИННЫЙ ТЫ,
куда более настоящий, чем ты в будничной суматохе или даже в моменты больших жизненных удач? Не знать этого или… — или жалеть, что этот кайф ушел вместе с субботой, но ушел только ЭТОТ кайф. А через неделю будет новый, еще больший, поскольку твои ожидания и надежды на субботу опять сбудутся, только еще чуточку полнее и приятнее? Короче говоря, решай сам, что лучше. А нам пора взять на заметку кое-что из нашего разговора про еврейскую «двойную бухгалтерию» со временем, который далеко зашел, надо признать. Смотри, кстати, куда:
  • В то время как окружающий нас христианский (или светский) мир за точку отсчета времени принимает дату рождения некоего Иисуса, евреи считают века с более универсального события — сотворения первого человека, то есть практически от Сотворения мира.
  • Еврейский календарь отличается от так называемого «общепринятого», то есть — солнечного, который используется христианским миром, и от лунного, по которому живут мусульмане. Он является пластичной комбинацией двух календарных систем — солнечной и лунной.
  • В каждом из двенадцати месяцев еврейского года непременно есть хотя бы одна памятная дата, связывающая повседневность посредством ритуалов и обычаев с важным для народа историческим событием.
  • Наличие двух «Новых годов», двух праздников Рош hа-Шана отражает не только рождение еврейского народа, но и появление человечества в целом.
  • Еженедельный праздник Шаббат — это время воссоединения материального и духовного: нашего тела и Б-жественной души.