Top.Mail.Ru

ТОР 10 в еврейском календаре

26.12.2002

?
№ 138
Кому они вообще нужны, эти праздники? Зачем нам нужно помнить и отмечать события тысячелетней давности?

Лучший способ запомнить день рождения
жены — это один раз его забыть
© Народная мудрость

Хотите бесплатный, но, тем не менее, хороший совет? Никогда не упускайте из памяти дни рождения ваших близких. Супруга, друг, коллега или родственник — вы обязаны помнить их знаменательные даты, особенно если эти люди находятся в опасной близости от вас (например, на расстоянии вытянутой руки или броска кухонной утвари). Ну и, конечно, собственные юбилеи с годовщинами тоже не следует предавать забвению. Как говорится: на близких надейся, но и сам не забывай. Упустить памятную дату означает не придать ей значения и не увидеть в ней смысла.

Любой момент жизни имеет ценность только в том случае, если мы признаем за ним право быть торжественно повторенным или, по крайней мере, помянутым (сравните два эпизода своей биографии: вы получили зарплату и вы, весь в белом, упали в лужу. Какой момент вам хотелось бы повторить, а?).

Это же правило определения ценности события действует и в отношении истории. День, в который случилось историческое событие, — святой день, и его святость состоит в том, что он наполняет нашу повседневность благодарностью Тому-Кто-Сделал-Нашу-Жизнь-Не-Только-Достойной-Но-И-Просто-Реальной. Кстати, календарь – это не просто табличка, по которой удобно отмечать, сколько еще осталось до субботы (отпуска, получки, каникул), но и своеобразный атлас для путешественников во времени. Если, раскрывая обычную карту, мы видим, что шоссе 90 приведет нас из Метулы в Эйлат, то, раскрывая еврейский календарь, мы видим, что месяц кислев ведет нас на 1800 лет назад в дни Хануки, а сиван перемещает на 3300 лет назад к подножью Синая.

?
№ 139
Хорошо, уговорили. Давайте по порядку: первый праздник еврейского года — Новый Год. Что это такое и стоит ли ждать деда Мороза? А потом еще через десять дней Йом-Кипур. К чему такая пауза? Неужели нельзя было сделать их идущими подряд?

Десятка лучших в еврейском репертуаре
Учтите, что Иосиф Кобзон, Леонард Коэн и хор Михаила Турецкого никакого отношения к той самой “десятке лучших” не имеют. Еврейский закон учит нас понимать и ценить важность, значимость и ответственность за весь окружающий мир тех десяти дней, которые начинаются с Рош Гашана и заканчиваются Йом Кипуром.

Еврейский год начинается даже не с одного, а с двух святых дней, связанных одной темой — просьбами и молитвами о благополучии наступающего года.

Словосочетание Рош hа-Шана переводится как “голова года”, или в более привычном варианте — Новый Год. Впрочем, второе называние не вполне точно отражает своеобразие Рош hа-Шана, так как праздник является именно главой года, главным днем (двумя главными днями), от которых зависит многое. Помните капитана Врунгеля и его теорию “О влиянии наименования яхты на дальнейшие условия ее эксплуатации”? Примерно то же самое происходит и у нас. От того, как мы встретим и проведем Рош hа-Шана, зависит, как мы проживем год и сколько (не дай Б г) в этом году проживем. И, конечно, никакого деда Мороза, тем более с подарками, ждать не следует. Не наш метод. Лучший ваш подарочек — это Вы. Живой и здоровый, в течение всего грядущего года.

На десятый день после Рош hа-Шана нас ждет другой важнейший день – Йом Кипур (День Искупления). Впрочем, для Рош hа-Шана и Йом Кипура, а также всех первых десяти дней существует другое название “Йамим Нораим”. Перевод (“Дни благоговения”, “Дни трепета”, “Грозные дни”) целиком и полностью зависит от того, как вы провели предыдущий год и от степени осознания этого факта. Конечно, лучше всего, если для вас они будут “Днями благоговения”. Это название передает и особое настроение, и значение, и цель, и ценность этих первых суток нового года.

И все-таки, почему “благоговения”? Элементарно, Ватсон! (или, учитывая специфику, все-таки Ватзон?) Эти дни наполняют человека благодарностью, трепетом и смирением, заставляют нас обращаться к лучшей половине нашей души. Празднование “Йамим Нораим” – это всегда первые шаги, которые мы бережно и торжественно “прошагиваем”, оглядываясь на каждый, уже совершенный.

?
№ 140
Час от часу не легче! Что ж это за праздник, что я должен дрожать или, как вы говорите, благоговеть и не знать, выйду ли я живым с этого праздника?

Встать, суд идет
© Судья М.И.Стельмах

Кстати
В Судный день на окончательное решение для всего человечества влияет КПД его хороших поступков, иными словами, когда один человек выполняет мицву, совершает хотя бы одно доброе дело, он заставляет “положительную” чашу весов пусть даже немного, но перевесить чашу грехов. Точно так же, если человек совершает злой поступок, то чаша грехов в его случае оказывается тяжелее, и это отражается на общем положении добра и зла в мире, приближая весь мир к разрушению. Попробуйте теперь сказать, что от ваших поступков ничего не зависит!

День Рош hа-Шана — это напоминание о шестом дне творения, о рождении, точнее, создании первых людей Адама и Хавы (Евы). И логично, что он считается днем рождения мира, поскольку именно с этого времени мир приобрел законченные, завершенные формы. Более того, с того момента никаких принципиальных изменений в мироустройстве не произошло. Менялся облик земной поверхности, приходили и уходили народы, а мир оставался таким же. Отсюда вывод — ни один другой день так не подходит для объективного беспристрастного Б жественного суда, как этот. И действительно, если в день Рош hа-Шана были утверждены незыблемые законы, то очень удобно в этот же день спустя год поинтересоваться: “А как собственно выполнялись эти законы?” Поинтересоваться, взвесить, оценить и по справедливости воздать должное всем и каждому в отдельности и всей Вселенной в целом. Именно за этот аспект Нового года праздник называется еще и Судным Днем, или Днем Суда (вот вам, кстати, очередной перевод словосочетания Рош hа-Шана).

В астрологических гороскопах месяцу тишрей, в котором отмечается Рош hа-Шана, соответствует зодиакальный знак Весы. Символ весов подходит как нельзя лучше и соответствуют всем значениям (в том числе и религиозному) этого времени года (еврейского, конечно, года). Как говорят наши мудрецы, Вс-вышний достает весы и тщательно взвешивает на них поступки и мысли каждого человека. На одну чашу помещаются исключительно хорошие, добрые дела, мицвот и их замыслы, а на другую, соответственно, человеческие грехи и “благие намерения”. Баланс между чашами или перевешивание одной из них решает нашу судьбу и распределяет блага в течение всего наступающего года. И не говорите отныне, что вы “первый раз слышите об этом” или что не боитесь подобных “проверок”, весов и справедливого решения.

Говорят, что существуют люди, чьи весы перевешивают со стороны Чаши Добра. Перевешивают настолько явно, что Вс-вышний в тот же момент записывает их в Книгу Жизни. Таких счастливчиков не очень много, но раз уж так получилось, беспокоиться им больше в году не о чем (разумеется, кроме того, как бы и дальше поддерживать высокий уровень праведности). С другой стороны, есть и такие люди, чьи грехи неумолимо тянут темную чашу весов вниз, и это значит, что в Книге Жизни для них места не будет, а вот запись в Книге Смерти в этом случае реальна, как в никаком другом. Итак, судьба может оформиться в виде строчки как в Книгу Жизни, так и в Книгу с противоположным названием, и все это в один день – в Рош hа-Шана.

Естественно, так решительно и однозначно могут быть оценены лишь очень немногие – небольшой процент от общего населения планеты (включая ваших соседей сверху, гаишников и налоговых инспекторов — вы и сами знаете, куда их следует вписать). У большинства же весы качаются, не решаясь сместить чаши в пользу какого бы то ни было решения. В такой ситуации Вс-вышний поступает, как судья великодушный и человеколюбивый (наверное, это единственный великодушный и человеколюбивый судья во Вселенной, не так ли?). Подождав определенное время, он дает “подсудимым” еще один шанс, еще одну возможность попытать счастья и постараться быть “сверхправедными” до вынесения им Окончательного Решения. Это как в школе или институте. В последнюю неделю учебного года проставляются итоговые заключительные оценки. Сами понимаете, что учитель, ставя определенный балл, должен думать сразу обо всем: о способностях ученика, о его знаниях, о его, наконец, прилежании. И часто бывает, что последнее качество — отношение к учебе, старание, самодисциплина — оказывается если не решающим фактором в получении оценки, то, по крайней мере, сильно влияющим. Поверьте, есть вещи, с помощью которых можно многое изменить (вниманию некоторых циников: речь идет не о деньгах).

{* *}