Top.Mail.Ru

Три ноги — это исторически сложившийся факт

31.03.2003

Наиболее полную информацию о празднике Песах можно найти на сайте www.matza.ru

Мы раз-бу-бу-паломники
Паломники, паломники…

© Почти что “Бременские музыканты

Возможно, при слове “паломник” вы сразу же представляете себе мусульманина, совершающего хадж в Мекку и Медину. А может, христианина, бредущего в Фатиму и Сантьяго-де-Компостела. И уж наверняка в ваших фантазиях нет места евреям. А ведь всего 2000 лет назад еврейские паломники были совершенно обычным явлением.

Речь идет о трех праздниках, заповеданных Торой, трех “китах” иудаизма, образующих “союз”, называемый “Шалош Регалим” (“Три периода”, или “Три Ноги”). Они напоминают нам о трех очень важных моментах в истории еврейского народа, а также о том, как много они значат для нас теперь.

Во времена существования Храма эти праздники назывались “Праздниками Странствия”. Независимо от того места, где находились евреи, в дни этих трех торжеств им необходимо было совершить паломничество в Иерусалим, к Храму. Сейчас, когда Храм уже два тысячелетия как разрушен, евреи вынуждены отмечать эти праздники в тех городах, в которых, волею Всевышнего, проживают в данный момент, стараясь выполнять все ритуалы и традиции.

Эти так называемые “три ноги” шагают по году от весны до осени. Они известны нам как Песах, Шавуот и Суккот. Шаг за шагом, в три этапа они снова и снова оживляют перед нашими глазами “картину” исхода евреев из Египта и возвращения их в Землю Обетованную.

?
№ 148
Три ноги обычно бывает у калеки. Нормальному человеку, твердо стоящему на ногах, никакая третья опора не нужна. Не считаете ли вы это “трехногое” совпадение символичным? Так ли уж нужны эти паломничества? Например, Песах… Неужели не достаточно того, что мы съедим немного мацы, сидя у себя дома?

Мимо тещиного дома я без шуток не хожу
© половина частушки (приличная половина)

Начнем по порядку. Как известно, стол на трех ногах гораздо устойчивее двух-, четырех-, пятиногого стола. Естественно, при условии соблюдения правил эксплуатации. Так и с иудаизмом. Наши “три ноги”, при условии их правильной эксплуатации, обеспечивают надежную опору. И, главное здесь, не допустить никаких перекосов.

А насчет Песаха… В 1968 году на церемонии вручения “Оскара” Боб Хоуп сорвал шквал аплодисментов своим остроумным приветствием: “Добро пожаловать на церемонию. В моем доме, — продолжал актер, — процедура встречи гостей начинается с фразы: “проходите, проходите… мимо!”. Так вот, слово “Песах” тоже переводится как “прохождение мимо”. Кстати, “Хоуп” переводится как “надежда”, а у евреев “надежда” всегда связана со спасением, с победой жизни над смертью, так что в ту первую пасхальную ночь долгожданная свобода оказалась для нас гораздо более значимой, чем вручение призов американской киноакадемии.

Знаете ли вы, что…
Египтяне верили в астрологию и поклонялись зодиакальным знакам. Первый знак — это овен, то есть баран. Месяц овна совпадает с нисаном, месяцем, когда случился Исход, и евреям было приказано зарезать именно барана, священное для египтян животное. Простое ли это совпадение, или Всевышний таким способом учил еврейский народ, что вера в предопределение всего неверна и что звезды не могут определять судьбу человека, а зодиакальные знаки — предсказывать будущее? Песах, или Праздник Освобождения, предназначенный для того, чтобы сделать людей действительно свободными, должен был избавить нас от ошибочного убеждения в фатальности событий и отсутствии свободы воли.

Изначально наши предки были “приглашены” в Египет и, на первых порах, очень тепло там приняты . Подобная доброжелательность, кстати, часто была прелюдией к тому, что происходило с еврейским народом во многих странах в течение тысячелетий: дружба обращалась ненавистью, а свободные люди вдруг становились рабами.

Вот мы с вами сейчас так живо обсуждаем Песах, а ведь сколько лет прошло с тех пор? Помните? Исход из Египта случился более трех тысяч трехсот лет тому назад, но для нас воспоминание об этом так живо, как будто все случилось вчера. Да, в принципе, так оно и было. Увы, но в каждом поколении есть и свой Исход, и свой Египет. В XX веке Европа была территорией “еврейских заблуждений”, а Холокост — следствием духовного рабства и ненависти к Б-гоизбранному народу. Между прочим, само понятие “Б-гоизбранный” наши ненавистники толкуют неправильно, но об этом стоит поговорить во время другого праздника — Шавуота. А Египет, управляемый фараоном, стал местом первого в мировой истории научного обоснованного геноцида еврейского народа.

И вот тогда появляется Моше-рабейну. Не просто выдающийся еврей, а выдающийся еврей со знаком качества! И именно ему было поручено ведение переговоров с фараоном от лица Всевышнего. А поскольку слова “Отпусти народ мой” не встретили понимания со стороны правительства, Тот, кто хранит и спасает Свой народ, ответил на отказ фараона чередой страшных несчастий-казней, обрушившихся на египетскую землю. Последняя казнь была самой ужасной: все первенцы в египетских семьях, человеческих и животных, умерли в ночь на 15-ое Нисана. Евреи же помазали двери своих домов кровью священного для египтян барана, чтобы ангел Всевышнего мог миновать (пройти мимо) домов своих людей.

И тогда египтяне не просто позволили евреям уйти, а умолили их сделать это. Они их практически выгнали, причем так поспешно, что евреи даже не успели дождаться, пока тесто заквасится. Спешку, с которой еврейский народ освобождался от рабства, символизируют плоские лепешки мацы. Теперь же это стало традицией — есть в Песах мацу.

?
№ 149
Хорошо, вот вы говорите Песах, Песах. А не та ли это “Еврейская Пасха”, во время которой кушают мацу? И как же его правильно называть? Песах или Пасха?

Я знаю пять имен мальчиков…
© Детская игра

Пасха — это искаженное слово “Песах”, так что в принципе можно говорить и Пасха, но тогда пропадает весь смысл слова. Говорить, что слово “Пасха” напоминает нам о том, как ангел смерти миновал наши дома в Египте, — смешно, так как об этом напоминает слово “Песах”. А вообще, у этого праздника не одно, а целых пять различных названий. Зачем столько? Да ведь в нем столько важных моментов и идей, что одним словом “Песах” здесь не обойтись!

1. “Прохождение мимо” — само название говорит нам о том, что Всевышний обошел дома невинных, и только жилища преступников и злодеев понесли в ту ночь урон. Это учит нас тому, что месяц нисан — запланированное время раздумий над жизнью, время разделения Добра и Зла, когда Всевышний наказывает грешников и спасает праведников.

2. “Песах” — это название имеет отношение к пасхальной жертве. Баран был одним из святых животных в Египте. Чтобы спастись, евреям необходимо было “убить” стиль жизни египтян и осквернить верования тех, среди кого они жили. Возможно, на другом, более глубоком уровне, им необходимо было “убить барана” своей слабости, чтобы не идти как “овца на закланье” на поводу у общества, которое их окружало.

3. “Зман Херутейну” — время нашего освобождения — это третье название праздника, главной темой которого является свобода. Только во второй половине XIX века две великие державы: США и Росссия отменили рабство. А евреям, за тысячу лет до этого, было сказано, что Б-г не потерпит порабощения своего народа: “Я, Господь, Б-г Твой, который вывел тебя из страны египетской, где пребывал ты в рабстве” (Первая из 10 заповедей).

Знаете ли вы, что…
Мистики полагают, что некоторые дни, вернее, некоторые числа, всегда будут как бы притягивать особые, счастливые или трагические события. Про девятое ава вы знаете. А пятнадцатое Нисана, когда евреи были первый раз освобождены из египетского рабства, теперь всегда будет ознаменовано избавлением, чудесным спасением, иначе говоря, счастливым событием. Во время Войны Израиля за Независимость в 1948 году полагали, что окончательная победа будет обеспечена тем, кому удастся захватить порт Хайфа. Еврейская армия, Хагана захватила Хайфу в Пасхальную ночь, пятнадцатого Нисана 5708 (1948) года. Все остальное, как говорится, — история, и государство Израиль было провозглашено вскоре после этого!

4. “Хаг hа-Мацот” — праздник пресных хлебов — это название напоминает нам о том, что выход из рабства может произойти в любой момент: неожиданно и чрезвычайно поспешно. В ту памятную для еврейского народа ночь у людей не было времени даже для того, чтобы тесто забродило. Тем не менее, евреи всегда должны оптимистично смотреть на жизнь независимо от трудностей и лишений, которые приходится переживать, поскольку перемена к лучшему может случиться в любой момент. Это хороший урок всем, кто несчастен и не видит выхода из своей “безнадежно-непоправимой” ситуации. Когда-то, пару–другую тысячелетий назад, нечто подобное уже произошло с евреями, которые вынуждены были есть мацу, поскольку свобода “подкралась” слишком неожиданно.

5. “Хаг hа-Авив” — праздник весны — не только определяет время года, на которое приходится Песах, но и дает дополнительное объяснение тому, почему избавление пришлось именно на этот сезон. Весна — это пробуждение, возрождение не только природы, но и Земли в целом. Б-г не забывает о мире во время холодной зимы: оставленные в земле семена — это зародыши будущего роста и возрождения. Весна в природе совпадает с “весенним” настроением Всевышнего и его заботой о людях и мире. Основная идея праздника (как и весны как таковой) — это возрождение. Евреям, как говорится, сам Господь велел верить в скорейшее освобождение и в то время, когда они празднуют Песах, Машиах (вестник окончательного избавления) по всей вероятности уже где-то очень близко. По одной из версий, в этот Праздник Свободы Хаг hа-Авив, его следует ждать еще настойчивей и сильней, чем всегда.

Естественно, что празднику с таким количеством названий и смыслом нужна специальная церемония. Церемония все-таки должна быть одна, но такая, чтобы охватывала все уголки и все смыслы праздника. И такая церемония есть. Главную роль в ней играют те, кто ответствен за продолжение и передачу традиции — дети. У нее есть особый четкий порядок, поэтому она называется седер (т.е. “порядок”), и у этого седера даже есть особый молитвенник. Называется он Пасхальная Агада, и это самый один из самых бестселлерных бестселлеровв еврейской истории.

?
№ 150
Что я слышу? Евреи — и порядок? Четко регламентированная церемония? Вы хотите сказать, что когда все евреи приходили в Храм, там удавалось поддерживать порядок?

В любом вопросе два еврея имеют три различных мнения
© И. М. Губерман

Евреев действительно трудно упрекнуть в любви к единомыслию, дисциплинированности и соблюдению регламента, но порядок таки-да один для всех. И, внимание! он даже соблюдается. Конечно, во времена существования Храма все было немного по другому и цель нынешнего седера — передать по цепочке поколений знание о том, что мы должны были делать во времена существования Храма и что будем делать, когда Храм восстановят. А пока что седер — это просто урок. С использованием методического материала и наглядных пособий.

Естественно, что подготовка к такому уроку потребует больших приготовлений. Вот список необходимых вещей:

Вино (в больших количествах) — вам придется выпить четыре стакана этого напитка. Связано все с тем, что, во-первых, было четыре стадии освобождения, а во-вторых, вино приносит чувство радости и счастья, а это — счастливый праздник. В принципе, вино можно заменить виноградным соком (детям и некоторым взрослым), но ни в коем случае не водкой или виски.

Маца (по меньшей мере, три листа каждому) — напоминание о наших праотцах Аврааме, Ицхаке и Яакове, а также о нашем стремительном бегстве к свободе.

Карпас — картофель или какой-нибудь зеленый овощ типа луковых перьев, символизирующий возрождение и весну.

Харосет — смесь яблок, груш, орехов и вина, символизирующая раствор, похожий (зрительно) на глину, который евреи делали для кирпичей в Египте.

Марор — горькие травы или хрен — символ горечи и лишений рабства.

Бейца — вареное яйцо — символ праздничных жертвоприношений, приносимых во времена Храма.

Зроа — копченая косточка (обычно куриная) — символ пасхальной жертвы.

Соленая вода — символ слез евреев, молящихся о Б-жественной помощи, и молитвы которых были услышаны.

Специальный стакан для пророка Элиягу, поскольку известно, что он должен появиться именно в этот, нынешний Песах, чтобы уже в данный момент принести окончательное избавление и объявить приход Машиаха.

Агада — чтобы все присутствующие на седере, особенно дети, могли читать по очереди, отвечая на традиционные вопросы, давая свои комментарии прочитанному, и провести ночь так, как этого требует традиция: рассказывая об Исходе, обсуждая все преимущества свободы и выражая благодарность Б-гу за все чудеса и благословения. Кстати, ее текст можно найти на сайте www.matza.ru.

Семья — Все, кого удастся собрать. В конце концов, ведь мы отмечаем рождение еврейского народа. А что же еще может быть “крепким еврейским” союзом, как не каждая отдельно взятая семья?

У тебя возник вопрос? Задай его раввину!

Бер-Шмуель Капулкин

{* *}