Top.Mail.Ru

Самая древняя машина времени

30.09.2005

apple&honey&stick.jpg Лошадь можно привести к водопою,
но нельзя заcтавить ее пить
(древняя китайская поговорка)

Кто может изменить прошлое? Какой лучший друг, какая умная книга дадут совет, как исправить положение, сделать так, чтобы не стало ненужного слова, дурного поступка, грешной мысли? Пожать плечами и забыть? А если не удается? Если всплывает время от времени воспоминание, от которого хочется скривиться, как от лимона, спрятать голову под подушку, провалиться сквозь землю?

Представьте себе, однажды я узнала рецепт — детальный ответ, и совсем не из серии «Как за три дня решить все свои проблемы»Комментарий. Конечно, это будет нелегко, говорилось в нем, однако вот тебе дорога, можешь по ней идти.


ХОРОШЕГО И СЛАДКОГО НОВОГО ГОДА!
Недавно попалась мне на глаза статья раввина, уважаемого человека, написавшего о том, как трудно представить кого-то произносящим: «Наконец-то наступает Рош hа-Шана, как здорово!». Действительно, обычно так говорят об отпуске или выходном, а уж никак не о «религиозном ритуале». Но все-таки позвольте мне заступиться за этот праздник. Сама его торжественность, суд, приговор на весь год — все-таки предполагают, что весь месяц элул мы помним о его приближении и стараемся ну хоть немножко исправиться, с кем-то помириться, а с кем-то не поссориться, хоть и повод есть…

Другими словами, мы вспоминаем, что «РаскаяниеКомментарий, молитва и пожертвования — отменяют неблагоприятный приговор» (из молитвы в Рош hа-Шана).

Пожертвования — это просто. Дал деньги — и все. Хотя оторвать их от себя бывает ох как непросто.

Молитва — уже сложнее. Сосредоточенно молиться, не отвлекаясь на посторонние мысли, необыкновенно трудно. Достичь этого можно только долгим трудом, желанием и учебой. Но даже простая молитва простого человека, когда она идет от всего сердца, может изменить многое.

А вот что такое раскаяние? На эту тему написано более чем достаточно, однако я хочу поговорить лишь о  нескольких аспектах. Сила настоящего раскаяния столь велика, что изменяет прошлое и превращает прегрешения в заслугиКомментарий . Конечно, на случай появления необыкновенных умников, желающих согрешить, чтобы покаяться, есть оговорка: вот это — невозможно. Зато во всех остальных случаях даже мысль о раскаянии мгновенно очищает человека от грехов.

«Это как же?» — спросите вы. Ведь грехи-то в прошлом, туда не вернешься! А получается, что раскаяние — это некая «машина времени», придуманная задолго до появления научной фантастики. Конечно, раскаяние принципиально отличается от посещающих грешника угрызений совести. Существует немало степеней и градаций раскаяния, и желающие изучить их могут это сделать при помощи книг и статей, которые уже написаны и напечатаны.

Я же хочу рассказать вам несколько хасидских рассказов о Рош hа-Шана.


УЧЕНИК РАББИ ИСРАЭЛЯ БААЛ ШЕМ ТОВА
Рабби Исраэль Баал Шем Тов велел как-то своему ученику рэб Зееву Кицису изучить законы того, как направлять свои мысли во время трубления в шофар, потому что хотел, чтобы именно он трубил в Рош hа-Шана в синагоге. Тот все выучил, а кроме того еще сделал шпаргалку и спрятал в карман праздничной одежды. Не понравилось это рабби Исраэлю Баал Шем Тову, и бумажка потерялась.
Во время молитвы, когда надо было переходить к трублению, стал рэб Зеев искать свою шпаргалку и не нашел ее. Ужасно расстроился, от расстройства забыл и то, что учил, и с разбитым сердцем, со слезами протрубил все полагающиеся трубления, но мысли свои никак не направлял.
После молитвы подошел рабби Исраэль к рэб Зееву и сказал: «Во дворце у Царя много комнат и залов, и к каждой двери есть особый ключ, но топор откроет любую из дверей. Мысли во время молитвы — это ключи от ворот высших миров, и к каждым воротам подходит свой ключ, но разбитое сердце может открыть все двери и проникнуть в любую из комнат».

В ЧЕМ ПРАВЕДНЫЙ МОЖЕТ ПОЗАВИДОВАТЬ ГРЕШНИКУ
Рассказывают про рабби Леви-Ицхака из Бердичева много чудесного. О его праведности, доброте, любви к евреям. Но однажды он обратился к известному грубияну, жестокому и неправедному человеку и сказал ему: «Есть одна вещь, из-за которой я тебе очень завидую». Закоренелый грешник удивился: «Да в чем же вы мне можете завидовать, рабби?» «А в том, что если ты сделаешь тшуву, раскаешься, то твои грехи превратятся в заслуги, и представь себе, что заслуг у тебя станет больше, чем даже у меня!» Рабби так воодушевился, что схватил этого человека за край одежды и умолял его раскаяться, пока тот наконец не согласился сойти с дурной дороги и не принял решения исправиться.

Ну, и под конец полагается смешная история.

КАК БОГАЧ ХОТЕЛ СТАТЬ ХАЗАНОМ НА РОШ hА-ШАНА
В маленьком местечке неподалеку от Перемышля жил богатый, но грубый и жестокий еврей, и захотелось ему быть ведущим молитвы (шлиах цибур, баал тфила или хазан на иврите) в Рош hа-Шана. Не посмели евреи открыто ему перечить, но потихоньку послали весточку в Перемышль к цадику рабби Меиру, пусть его память будет благословенна. Тот ответил, что поскольку все ведущие молитвы изо всех местечек должны прибыть к нему за благословением, то пусть жители местечка не беспокоятся и во всем положатся на него.

Перед Рош hа-Шана, как и каждый год, все хазаны прибыли за благословением, и цадик всех отпустил, а нашего гордого богача задержал.

«Послушай-ка, — сказал рабби Меир, — есть три вида молитвы: “молитва Моше”, “молитва Давида” и “молитва бедняка”. Моше был хоть и заика, но величайший из пророков и учитель еврейского народа; царь Давид был поэтом и певцом; бедняк же — сердце его разбито, и молитва его всегда доходит до Всевышнего. Так и у ведущих молитвы в наши дни есть три этих уровня. Есть те, которые не умеют петь, но они люди праведные, и их молитва — из категории “молитва Моше”. Есть такие, которые не так уж праведны, но умеют красиво петь, и их талант славит Всевышнего; молитва таких людей — из категории “молитва Давида”. А есть такие, что они и не праведники, и петь не умеют, но они бедны, сердце их из-за этого сокрушается, и их молитва — из категории “молитва бедняка”.

Возьмем тебя. Ты не праведник, петь не умеешь и, слава Б-гу, не беден. Если ты хочешь быть хазаном на Рош hа-Шана, то я должен за тебя молиться, чтобы ты принадлежал одной из этих трех ступеней. Сам пойми, что молиться, чтобы ты вдруг стал праведником или выучился петь, я не могу, это будет напрасная молитва; и нет другого выхода, кроме как молиться, чтобы ты обеднел и твоя молитва стала “молитвой бедняка”»…

В ужасе богач закричал: «Нет, нет! Я не хочу быть бааль-тфила!»

Так что те из нас, которые бедны, могут утешаться мыслью, что их молитвы слышнее на небесах.

 

 

Сима Кориц

{* *}