Хорошо забытый старый Новый год

07.12.2005

6577-000041.jpg
Помните ли вы, уважаемый читатель, в чем состояло проклятье первого человека Адама, его жены Хавы и змея?
 
Даже самые маленькие дети слышали историю Древа познания добра и зла и изгнания из райского сада. Многие помнят, что зарабатывать хлеб свой в поте лица и рожать детей в муках — это проклятие, постигшее человека за грех, но не все помнят, что частью этого проклятия была смерть. Адам и Хава изначально были созданы бессмертными, но результатом их прегрешения стало ограничение отпущенного людям жизненного срока.
 
Сложность заключалась в том, что они не знали, что же представляет собой эта самая «смерть». Традиция гласит, что человек был создан в начале осени, в день, когда евреи празднуют Рош hа-Шана, или Новый год. Когда изгнанный из райского сада на землю Адам заметил, что дни становятся короче, а ночи — длиннее, и решил, что так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит тьма и мир не вернется в первоначальное состояние хаоса, это и будет та самая «смерть», которую ему обещали в проклятии. Восемь дней провел он в посте и молитве, пока не заметил, что дни начинают становиться длиннее. Тогда он понял, что уменьшение и увеличение дня — закон природы, и устроил восемь дней праздникаКомментарий — по счету дней поста и молитвы.
 
Эта история описана в Вавилонском талмуде, в трактате об идолопоклонничестве. При чем здесь идолопоклонничество, спросите вы? Да притом, что начинается этот раздел с рассказа о языческих праздниках сатурналийКомментарий и календКомментарий, установленных впоследствии потомками Адама. Далее отмечается, что
в отличие от Адама, устроившего этот праздник в честь Создателя, народы мира использовали их в язычестве.
 
ЯЗЫЧЕСТВО
Многие обычаи сатурналий  и календ  до сих пор присутствуют в праздновании Нового года и Рождества. Очень легко отследить следы язычества в новогодних обычаях разных народов. Некоторые источники утверждают, что
Рождество было установлено церковью именно в эти дни, с целью внедрить этот праздник в народное сознание и сделать его любимым, несмотря на то, что для установления его в эти дни не было никаких исторических предпосылок.
 
ЕВРЕЙСТВО
В традиционной еврейской среде не принято праздновать Новый год (и уж тем паче — Рождество). Более того, праздники эти воспринимаются как враждебные евреям. С чего бы, казалось? Ну, с Рождеством-то более-менее понятно — это праздник религиозный, и не нашей религии. А вот при чем тут такой с виду безобидный Новый год… По-видимому, из-за его языческой компоненты и того, что он воспринимается народным сознанием как христианский, а значит, чуждый евреям.
 
АССИМИЛЯЦИЯ
«А как же я? — воскликнет такой знакомый нам и родной ассимилированный советский еврей-атеист, — Я люблю этот праздник и никому его не отдам! Запах хвои, шампанское, салат “оливье”… я праздную его с детства, мои папа и мама, дедушки и бабушки его праздновали!»
Верно, советская власть поработала над нашими душами на славу. Может быть, многие дедушки и бабушки и рады были удержать детей и внуков от новогодне-рождественского веселья, да боялись стенных ушей, соседей, знакомых? Ведь времена были такие, что первый тост полагалось поднять за здоровье товарища Сталина, не то быть беде! И вырастало новое поколение, уже не понимающее, что люди думали одно, а говорить были вынуждены совсем иное, принимавшие слова за мысли. Были и такие, кто в детской наивности своей мечтал повторить подвиг Павлика Морозова, мечтали — и кто их посмеет осуждать, — что их родители окажутся шпионами, врагами народа, а они героически их выдадут. Так их воспитывали в школе, и родители не смели возражать, и дети вырастали манкуртами. Конечно, можно, колотить себя в грудь и до хрипоты кричать, что мы — манкурты в третьем поколении и очень этим горды и счастливы, но все же не лучше ли для нас самих будет узнать что-то и о прадедах и прабабках, начать праздновать праздники своего народа, не менее колоритные и привлекательные?
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНАЛОГИ
Примечательно, что для еврейского народа совсем не нова ситуация, когда часть его, отвергая все еврейское как «несовременное», «устаревшее», устремляется на поиски более «модных» обычаев. Три еврейских праздника посвящены благополучному окончанию таких периодов «духовных исканий»: Песах, Ханука и Пурим.
 
ЕГИПЕТ
Еще в Египте еврейский народ успел сильно ассимилироваться, что вызвало недовольство египтян и стало одной из причин египетского порабощения. От строительства пирамид и плетей надсмотрщиков оказались освобождены — по вполне объяснимой иронии судьбы — только левиты. Угнетение еврейского народа египтянами началось с первого в истории коммунистического воскресника во главе с самим фараоном, участникам которого было обещано вознаграждение золотом — в зависимости от выработки. Только левиты поступили «некрасиво», «антиобщественно», не приняв участия в Празднике труда и оставшись дома заниматься своими еврейскими делами. Наверное, все евреи осуждали их и говорили: вот за это нас и не любят!.. Однако уже на следующий же день пожалели, что не последовали их примеру. Ибо вышел новый указ фараона — теперь уже участники Дня труда были обязаны ежедневно производить столько же кирпичей, сколько вчера, и при этом совершенно бесплатно.
 
Даже период угнетения не оказал влияния на жестоковыйных евреев, не пожелавших покидать гостеприимную «мировую державу», «центр культуры и цивилизации» своего времени.
Одни из них погибли во время казни «тьма» — чтобы египтяне не увидели, что казни распространяются и на некоторых евреев, другие впоследствии стали новым народом — цыганами.
 
ПЕРСИЯ
История Пурима начинается с пира царя Ахашвероша, устроенного им в честь несбывшегося (по его мнению) пророчества об окончании изгнания евреев из Эрец Исраэль. Невзирая на довольно оскорбительный для евреев повод для веселья, нашлись (как всегда) «просвещенные», «полезные» евреи, не погнушавшиеся придти на пир, есть и пить в свое удовольствие по такому поводу. Ну, а с ними заодно явилось много простых, не вдающихся в тонкости евреев, желающих выпить-закусить.
 
Даже то, что столы были украшены золотыми сосудами из Храма, их не остановило — ведь надо понимать, в какую эпоху живем, в какой стране — от Индии до Африки!
Чего уж тут заостряться на таких мелочах и впадать в смешные еврейские амбиции!.. Напоминает кое-что из недавнего прошлого, а может быть, и из настоящего, не правда ли?
 
ГРЕЦИЯ
…В дни зимнего солнечного равноденствия еврейский народ празднует Хануку. Если остались еще наивные люди, думающие, что в Хануку евреи победили греков, то я вас сейчас разочарую — в первую очередь, это была вооруженная борьба неэллинизированной части еврейского народа против эллинизированной. И в ханукальном благословении мы вспоминаем как чудо именно то, что Всевышний «предал героев в руки слабых, разбойников — в руки изучающих Тору».
 
Вряд ли можно отыскать во всей еврейской истории большую нелепость, чем Маккабиада (переименованная Олимпиада), а также спортивное общество, названное именем Маккавеев, — ведь и Олимпиада, и греческое фанатичное увлечение спортом было частью той скверны, с которой Маккавеи вели вооруженную борьбу.
 
С НАМИ, ИЛИ?..
Я, конечно, понимаю, что те, кто уже купил шампанское и пригласил гостей, вряд ли, прочитав эту статью, примут решение в этом году вместо елки зажечь ханукию — жестоковыйность, а проще говоря, упрямство нашего народа общеизвестны еще с библейских времен.
 
Более того, мне хорошо известно место в Пасхальной агаде, где говорится, что сын-противник-всего-еврейского из Египта не был бы спасен. Комментируя это, Любавичский ребе объясняет, что во время прихода Мошиаха и грядущего Избавления будут спасены и такие евреи. Значит, и с приходом Мошиаха останутся «евреи-противники-всего-еврейского»! Значит, будут и такие, для кого даже приход Мошиаха не аргумент. И, тем не менее, и их «возьмут на борт».
Каждый может сам принять решение, среди какой части народа он хочет находиться.
И теплится в душе робкая надежда на то, что, может быть, хоть кто-то захочет принять верное решение, учитывающее не только традицию последних трех-четырех-пяти поколений, но и всю ту цепочку евреев, переживших разрушения двух Храмов, изгнания, инквизицию, крестовые походы и погромы и жертвовавших своим личным благополучием ради своего народа, чтобы мы, их потомки, знали, что мы — евреи.
 
 
 

Сима Кориц