«Привычка свыше нам дана»

14.12.2005

ng2.jpgНе знаю, доводилось ли вам, уважаемый читатель, встречать англичанина или испанца, рвущегося праздновать Хануку или Рамадан и при этом с пеной на губах отстаивающего свое право называться не англичанином или испанцем, а гражданином мира. Когда-то давно услышав слова «гражданин мира, а на самом деле — еврей», я запомнила их и стала обращать внимание на этот феномен. С тех пор с удивлением убеждаюсь, что вопреки желанию этих самых «граждан мира» влиться стройными рядами в некую гипотетическую «семью народов», само это желание с головой выдает в них уставших от своей вечной чуждости евреев, желающих с кем-то слиться, объединиться, не выделяться и, наконец, покончить со своей дурацкой обособленностью, от которой, как правило, одни только неприятности.

Что же касается представителей других народов, то они отчего-то не спешат в этот теоретический «плавильный котел», из которого человечество, повинуясь красивой идее, должно выйти единым, обновленным, лишенным распрей, ненависти, войн и прочих неприятных, досадным препятствием стоящих на пути ко всеобщему счастью, вещей.

Именно о счастье для всех мечтали и мечтают лучшие умы человечества, предлагая разнообразные рецепты его достижения — отменить частную собственность, например, чтобы не было зависти, или смешать все народы ради создания единого народа и победы над национальной рознью. К чему приводят попытки практического осуществления этих и многих других теоретических идей, некоторые из нас наблюдали издалека, а кое-кому даже пришлось попробовать это на собственной шкуре.

Я не собираюсь вдаваться здесь в рассуждения о том, насколько чистосердечными были люди, воплощавшие идеи, не желаю также подсчитывать, сколько при исполнении этих планов было допущено ошибок и перегибов, и уж тем более не стремлюсь углубляться в спор о том, что именно человеческий фактор сыграл роковую роль в удушении хороших начинаний и насколько он поддается обузданию… Хочу лишь обратить внимание высокоуважаемых читателей на тот факт, что идея, завоевывая признание масс, почти всегда утрачивала свою главную цель — всеобщее счастье, средство вдруг превращалось в цель, а счастье отходило на задний план и забывалось. Вместо борьбы с завистью начинали бороться с обладателями частной собственности, а вместо уничтожения неравенства и розни между народами начинали вдруг уничтожать неугодные народы. Понятно, что о счастье ни среди самих борцов, ни среди объектов борьбы говорить уже не приходилось, ибо счастьем становилась возможность уцелеть.

Тем не менее, жалкие остатки красивых идей, как сорняки, оставили в сознании многих свои корневища или семена, которые до поры до времени дремлют в виде обрывков, вроде «надо быть похожим на всех, чтобы никого не раздражать» или «почему это я не могу праздновать Новый год, раз все его празднуют». Подсознательно идеи такого рода все еще воспринимаются как прогрессивные, а их носители считаются передовыми людьми, носителями прогресса. Они раздраженно отмахиваются от недоуменного вопроса, где обещанное счастье для всех, которое должен был принести этот самый прогресс, автоматически зачисляя всех недоумевающих в разряд мракобесов.

Давайте-ка отвлечемся от практического «а почему это я не могу праздновать те праздники, которые мне нравятся» и подумаем над тем, что означает желание походить на свое окружение в плане существования народа. У этого явления давно уже есть название — ассимиляция, и в переводе на простой разговорный язык оно означает самоубийство народа и превращение его в какой-то другой. Можно ли считать такое стремление положительным, прогрессивным или нет — это вопрос взгляда на вещи, но вряд ли его можно назвать здоровым.

Безусловно, это желание не служит той цели, которую провозглашает, а именно — уничтожению ненависти извне, поскольку на практике мы видим, что добровольная или насильственная ассимиляция не приводила к исчезновению антисемитизма, а давала прямо противоположный эффект. В Испании инквизиция тщательно следила за крещеными евреями – марранами, при всяком удобном и неудобном случае старалась устроить им ловушку, пытками вырвать признание в тайном соблюдении заповедей и казнить мучительной смертью на потеху толпе и устрашение потенциальных жертв. Немецкие фашисты не менее тщательно и неотвратимо выискивали и уничтожали наряду с ассимилированными, просвещенными, больше похожими на немцев, чем сами немцы, евреями их крещеных братьев, давно забывших или даже не подозревавших о своем еврейском происхождении. В Советском Союзе кампания по замене еврейского имени и национальности на русские вдруг неожиданно, но закономерно, переросла в борьбу против «безродных космополитов», а современные русские антисемиты вместо передразнивания еврейского акцента усвоили себе новую манеру — кричать: «Пишите своими крючками!». Так что вряд ли стоит стараться угодить ненавидящим тебя — они найдут пищу для своей ненависти в любом твоем поступке, равно как и в его отсутствии.

«И будет, если не будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя (…) И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить божествам иным, которых не знал ни ты, ни отцы твои, — дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Г-сподь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть (на волоске) пред тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей. Утром скажешь: “о, если бы настал вечер!”, а вечером скажешь: “о, если бы настало утро!” от страха в сердце твоем, которым ты будешь объят и от зрелища пред глазами твоими, которое ты увидишь» (Дварим, Ки таво, 15, 65-67).

Не правда ли, впечатляющее и довольно художественно предсказание, полученное у горы Синай и так точно, так дословно сбывшееся? А вот мне хочется, чтобы скорее сбылась и другая его часть:

«И придут на тебя все благословения эти, и сбудутся для тебя, если будешь слушать голоса Г-спода, Б-га твоего: Благословен ты в городе и благословен ты в поле; Благословен плод чрева твоего и плод земли твоей, и плод скота твоего, приплод быков твоих и приплод овец твоих; Благословенна корзина твоя и квашня твоя; Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Г-сподь врагов твоих, восстающих против тебя; путем одним они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Ниспошлет Г-сподь тебе благословение в житницах твоих и во всяком начинании рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе. Поставит тебя Г-сподь Своим народом святым, как клялся Он тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Г-спода, Б-га твоего, и будешь ходить путями Его. И увидят все народы земли, что имя Г-сподне наречено на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Г-сподь изобилие во (всех) благах, в плоде чрева твоего и в плоде скота твоего, и в плоде земли твоей, на земле, которую клялся Г-сподь отцам твоим дать тебе. Откроет Г-сподь для тебя сокровищницу свою добрую, небо, чтобы дать дождь земле твоей в свое время и чтобы благословлять всякое дело рук твоих: и будешь ты давать взаймы многим народам, а сам занимать не будешь. И сделает тебя Г-сподь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, и не будешь внизу, если будешь слушаться заповедей Г-спода, Б-га твоего, которые я заповедую тебе ныне блюсти и исполнять. И не отступишь от всех слов, которые я заповедую вам сегодня, ни вправо, ни влево, чтобы идти за иными божествами, чтобы служить им»(Дварим, Ки таво, 3-14).