Почему Б-г допускает теракты?

12.01.2006

Фото: Getty imagesВласти еще не определились по поводу принадлежности Александра Копцева к экстремистским группировкам. Однако если прозвучавшие вчера заявления о «самостоятельности» вандала подтвердятся, это станет плохим знаком для российского общества: коль за ножи взялись «простые люди», не причисляющие себя к движениям и группам, значит, кровавые антисемитские идеи уже проникли в сознание общества.

Ход мыслей антисемита, как правило, отличается извращенностью. Вот, например, как оценивает ситуацию один из посетителей форума нашего сайта: «Доведенный до отчаяния отсутствием внимания к проблемам коренного русского населения молодой русский человек, не нашел другого способа заявить о царящем хаосе в верхах российской власти в вопросах прав титульной нации России — русского народа, кроме как взять в руки холодное оружие и нанести поражение простым еврейским банкирам, телеведущим, артистам разговорного жанра, отправлявшим религиозный культ этим вечером». Извращенец, пытающийся возвеличить свою нацию, не понимает, что позорит ее.

Психолог Игорь Шпицберг утверждает, что антисемиты в основном бывают двух типов. Один из них — больные люди. Таких нужно лечить. Другой — человек здоровый, но страдающий от собственной неудачливости. Он ищет, откуда может нагрянуть новая угроза. Если в поле внимания последнего попадает еврей, он непременно обвинит его во всех своих бедах. Подтверждением тому могут служить слова отца Александра Копцева, приведенные «Коммерсантом»: «В армию его не взяли: у сына не видит один глаз, а кроме того, в прошлом году Саша получил тяжелую психическую травму после того, как умерла от рака его сестра».

Таким образом, общество и власть должны бороться не столько с существованием малоизвестных маргинальных группировок, сколько делать основной упор на борьбу с пропагандой шовинизма и насилия (литература, пропагандирующая эти идеи, сегодня находится в свободном, как on-, так и off-line доступе) и повышение уровня жизни (меньше неудач — меньше поводов искать виновных).

Раввины сообщества Rabbi.ru имеют свой взгляд на проблему терроризма.


МЕСТЬ ТЕРРОРИСТАМ И ИХ БЛИЗКИМ

1. Можно ли мстить террористам (их семьям, родам, деревням, городам)?

2. Недавно российский прокурор призвал брать в заложники родственников террористов. В Израиле, по-моему, додумались только сносить их дома (к сожалению, в отсутствие самих жильцов). Каково Ваше отношение к таким шагам, и насколько они согласуются с иудаистскими моральными мерками?

Шауль Айзек Андрущак:

1. Любые действия против кого бы то ни было, кроме самих террористов и их несомненных пособников, категорически запрещены. По крайней мере, как частная инициатива.

2. Безусловно, наказание невиновного противоречит нормам иудаизма (в течение всего еврейско-арабского конфликта авторитетные раввины регулярно напоминают об этом в своих выступлениях). Другое дело, если речь идет не о каре за чужую вину, а о мерах по предотвращению планируемых террористических акций и т. п. Однако и здесь следует стремиться, по мере возможностей, к тому, чтобы ущерб, наносимый при этом невиновным, был минимальным. Но не превращая это в самоцель.


РЕЛИГИЯ ТЕРРОРА

Можно ли назвать религию террористической и бесчеловечной? Можно ли СМИ делать упор на вероисповедании того или иного террориста, ведь это, наверное, не важно — важно то, что этот человек поступает как скотина.

Михаэль Кориц:

Здравствуйте.
Согласен с Вами, что поступок человека не может стать основанием для обвинения ни против его нации, ни против его веры. Но когда религиозные лидеры начинают поощрять и благословлять убийства, то они поднимают вопрос об ответственности их идеологии за поступки последователей.


Б-Г ДОПУСКАЕТ ТЕРРОР

Я живу в Москве, и здесь тоже настало время террора и хаоса, как впрочем, во многих других странах. Вот, например, то, что произошло недавно в Осетии (в Беслане) с невинными детьми. Что вы думаете обо всем этом? Как вы думаете, почему в мире происходят такие события?

Михаэль Кориц:

Здравствуйте Майя!
Мир не стал хуже. К сожалению, зло и несправедливость существовали в нем всегда. Это не означает, что с ними надо мириться и их оправдывать, но и взгляд, видящий лишь усиление зла, мне кажется ошибочным.

Что действительно изменилось в мире, так это то, что благодаря современным технологиям он обретает все большее единство, и поэтому чужая боль становится нам ближе и воспринимается болезненнее, чем это было раньше. Это объединение мира — один из признаков приближения эпохи Мошиаха. Дай Б-г, чтобы мы скорей увидели не только признаки, но и ее саму.

Йосеф Херсонский:

Свобода выбора человека — тема, для понимания которой не хватит самого развернутого ответа на сайте. Поэтому сейчас выскажу лишь несколько тезисов (кажущихся мне важными в контексте Вашего вопроса), полагаясь на то, что Вы самостоятельно сможете изучить достоверные еврейские источники, освещающие тему.

А. Понятие «свобода выбора» не подразумевает «happy end». Воля вершить «по своему усмотрению» несет в себе расширение возможностей и всю ответственность за содеянное.

Б. Понятие «свобода выбора» не распространяется на все сферы нашей жизни. Устная Тора говорит, что наш выбор свободен лишь в сфере выбора между добром и злом. Т. е. когда перед человеком возникает возможность совершить тот или иной поступок, только от него зависит, с каким намерением он его совершит и захочет ли совершить вообще.

Мы не можем ручаться за то, приведет ли тот или иной наш поступок к намеченным результатам. Мы не можем просчитать все нюансы и факторы, действующие в нашем мире, и потому ни один наш поступок не является продуманным в полной мере.

***

Нахождение подходящего супруга — сфера, где свобода выбора иллюзорна. Возможно, аргументом этому утверждению послужит результат жизненного опыта: никто и никогда не смог подгадать «нужного» будущего супруга — после брака нас всегда поджидают «приятные неожиданности»…

Террористические акты и прочие события глобального масштаба (помимо всего того, что не попадает в вышеописанную сферу свободы выбора) суть результат суммирования свободы выбора разных людей: террористов, политиков, служб безопасности, духовных лидеров (ответственных за моральный облик народа) и пр. Воля вершить «по своему усмотрению» обязывает нести всю ответственность за совершенное. Не удивительно, что не все обладатели этого дара используют его во благо…


ТЕРРОРИСТЫ-СМЕРТНИКИ

Правильно ли я понимаю, что иудаизм отвергает терроризм на том основании, что жизнь еврея принадлежит Б-гу и он (еврей) не вправе жертвовать ею даже ради самой "прекрасной" цели?

Михаэль Кориц:

Здравствуйте, Алексей!
Вы забываете о святости и ценности жизни другого человека. Единственный случай, когда Тора говорит о утрате этой ценности, — ситуация с человеком, который сам угрожает чужой жизни. И который тем самым отменяет ценность собственной.


ТЕРРОРИСТЫ ПРОИСХОДЯТ ИЗ ОДНОГО НАРОДА

Можно ли считать АМАЛЕКАМИКомментарий террористов? Я имею в виду террористов и направляющих свою деятельность против евреев?

Исроэл Баренбаум:

Террористов достаточно считать террористами, дабы применить к ним самим приговор, аналогичный приговору амалекитянам. Однако для утверждения факта их происхождения от Амалека по мужской линии того, что они — террористы, недостаточно, а потому мы не можем автоматически применить тот же приговор и к их детям.


Ссылки по теме:

Кошмары на улице Бронной — глазами очевидца
Тюрьма или смерть для террористов?
Риск жизнью ради спасения жизни
Опасность — не повод нервничать. А повод хорошо соображать!

 

Раввин Йосеф Херсонский